Проект Распоряжения Правительства РФ Правительства Российской Федерации "Об утверждении Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации на период до 2030 года"
(подготовлен Минприроды России 07.12.2020 г.)
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы особо охраняемых природных территорий на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
в трех - месячный срок представить в Правительство Российской Федерации проект плана реализации Стратегии;
обеспечить реализацию Стратегии;
обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции:
разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Стратегии;
руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации программ и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, документов территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных документов.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 3, ст. 452).
Председатель Правительства |
М.В. Мишустин |
Стратегия
развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на период до 2030 года разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г., и национальными целями развития Российской Федерации, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Стратегия учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176.
Вопросы необходимости сохранения целостности государственных природных заповедников и национальных парков отражены в поручении Президента Российской Федерации от 31 января 2014 года N 210-Пр, послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. (подпункт "а" пункта 2 и пункт 11 поручений Президента Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N 294).
Реализация Стратегии базируется на положениях Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Федерального закона "Об охране окружающей среды", Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Стратегия представляет собой документ стратегического планирования, разрабатываемый в рамках целеполагания по отраслевому принципу, определяющий основные вызовы и угрозы развитию системы особо охраняемых природных территорий, цели, задачи, приоритеты, принципы и основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий.
II. Современное состояние системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, проблемы и перспективы развития
1. Значение и ценность особо охраняемых природных территорий, экосистемные услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями
Особо охраняемые природные территории предназначены для сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания, а также природных и культурных ландшафтов, уникальных природных комплексов и объектов, в том числе геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, особо охраняемые природные территории имеют режим особой охраны, который зависит от категории особо охраняемой природной территории, и являются важным стабилизирующим механизмом биосферы: поддерживают экологическую стабильность территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью; препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы; способствуют обеспечению экосистемных услуг - очистке поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, депонированию углерода (значительное количество углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу в результате антропогенной и техногенной деятельности, усваивается лесными экосистемами); играют важную роль в стабилизации климата, смягчении последствий его изменения; являются биологическими резерватами, в которых сохраняются уникальные и типичные природные комплексы и воспроизводятся объекты животного и растительного мира, в том числе редкие и находящиеся под угрозой исчезновения и являющиеся ценными ресурсами. Одновременно особо охраняемые природные территории выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем и происходящих в них процессов, а также способствуют экологическому воспитанию и просвещению населения, обладают значительным рекреационным ресурсом и туристическим потенциалом.
2. Состояние системы особо охраняемых природных территорий, территориальные аспекты развития системы особо охраняемых природных территорий в субъектах Российской Федерации
В Российской Федерации сформирована система, включающая около 13 тысяч особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, общей площадью 255,7 млн. га (13,5% от площади Российской Федерации), в том числе 21,2 млн. га морской акватории (3% от площади территориальных вод и исключительной экономической зоны Российской Федерации).
Наиболее ценные природные комплексы и объекты представлены в границах 334 особо охраняемых природных территорий федерального значения, включающих 109 государственных природных заповедников, 64 национальных парка, 61 государственный природный заказник, 36 памятников природы, 64 дендрологических парка и ботанических сада. Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения составляет 75,4 млн. га, включая 15,0 млн. га морской акватории. Доля площади сухопутной части особо охраняемых природных территорий федерального значения от площади Российской Федерации составляет 3,5%, доля площади акватории, входящей в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения, от площади территориальных вод и исключительной экономической зоны Российской Федерации - 2,2%.
В структуре особо охраняемых природных территорий Российской Федерации большую часть составляют особо охраняемые природные территории регионального значения, на долю которых приходится 86% от общего числа особо охраняемых природных территорий и 52% от суммарной площади всех особо охраняемых природных территорий. На долю особо охраняемых природных территорий федерального значения приходится, соответственно, 3% и 30%, на долю охраняемых природных территорий местного значения - 11% и 18%.
Особо охраняемые природные территории имеются во всех субъектах Российской Федерации, причем их количество и доля общей площади особо охраняемых природных территорий от площади субъекта Российской Федерации сильно варьируют.
Наибольшее количество особо охраняемых природных территорий создано в Тверской области (995), Свердловской области (532), Пермском крае (420), Краснодарском крае (419). В 32 субъектах Российской Федерации количество созданных особо охраняемых природных территорий превышает среднее количество по субъектам Российской Федерации (150). Наименьшее количество особо охраняемых природных территорий создано в Республике Ингушетия (2), Чукотском автономном округе (6), Республике Хакасия (14), Ненецком автономном округе (14), Ямало-Ненецком автономном округе (14). В 19 субъектах Российской Федерации количество созданных особо охраняемых природных территорий не превышает 50. В двух субъектах Российской Федерации - Курганской и Тульской областях - отсутствуют особо охраняемые природные территории федерального значения, в Чеченской Республике создана одна особо охраняемая природная территория федерального значения - памятник природы, в Омской области единственная особо охраняемая природная территория федерального значения - ботанический сад.
Низкое количество особо охраняемых природных территорий в регионах с большим количеством населения, а также в регионах интенсивного промышленного развития порождает дефицит средостабилизирующих территорий, а также рекреационных и эколого-просветительских ресурсов.
Максимальная доля суммарной площади особо охраняемых природных территорий от площади субъекта Российской Федерации - в Республике Саха (Якутия) (37,4%), Кабардино-Балкарской Республике (29,2%), городе федерального значения Севастополь (28,6%), Архангельской области (25,9%), Республике Алтай (25,7%), минимальная - в Тульской (0,28%), Курской (0,33%) и Пензенской (1,8%) областях. В 15 субъектах Российской Федерации эта величина превышает среднее значение по стране (13,5%), в 20 субъектах Российской Федерации - менее 5%.
В Российской Федерации создано 15 особо охраняемых природных территорий федерального значения с площадью, превышающей 1 млн. га: государственные природные заповедники "Большой Арктический" (4,2 млн. га), "Путоранский" (1,9 млн. га), "Таймырский" (1,8 млн. га) в Красноярском крае, "Командорский" (3,7 млн. га) и Кроноцкий (1,1 млн. га) в Камчатском крае, "Остров Врангеля" (2,2 млн. га) в Чукотском автономном округе, "Усть-Ленский" (1,4 млн. га) в Республике Саха (Якутия), национальные парки "Берингия" (1,8 млн. га) в Чукотском автономном округе, "Бикин" (1,2 млн. га) в Приморском крае, "Кыталык" (1,9 млн. га) и "Ленские столбы" (1,2 млн. га) в Республике Саха (Якутия), "Русская Арктика" (8,8 млн. га) в Архангельской области, "Тункинский" (1,2 млн. га) в Республике Бурятия, "Югыд Ва" (1,9 млн. га) в Республике Коми, государственный природный заказник "Новосибирские острова" (6,6 млн. га) в Республике Саха (Якутия).
Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений страны. Вместе с тем, анализ репрезентативности и природоохранной эффективности современной системы особо охраняемых природных территорий в России показал следующее.
Ландшафтная и биоценотическая репрезентативность особо охраняемых природных территорий недостаточна. В границах особо охраняемых природных территорий федерального значения представлены все физико-географические страны, однако лишь около 53% физико-географических провинций и 66% биомов, выделяемых на территории России. Недостаточно представлено в системе особо охраняемых природных территорий федерального значения разнообразие степных и различных гидроморфных типов растительности (например, болот), неравномерно и нерепрезентативно представлены морские акватории, важные для сохранения ландшафтного и биологического разнообразия, так биологических ресурсов моря (море Лаптевых и Охотское море).
Анализ представленности на особо охраняемых природных территориях федерального значения флоры и фауны показал, что из всего многообразия животного и растительного мира России на них наиболее полно представлены млекопитающие (почти 95% всех видов, обитающих в России), амфибии (93%) и птицы (86%,) а менее всего - рептилии (80%) и сосудистые растения (65%).
В отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, репрезентативность особо охраняемых природных территорий явно недостаточна. Существующая система особо охраняемых природных территорий позволяет обеспечить охрану местообитаний менее половины редких видов.
Анализ репрезентативности особо охраняемых природных территорий регионального значения проведен лишь в отдельных регионах России.
Таким образом, очевидна актуальность развития и расширения системы особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникального природного наследия и разнообразия России.
3. Деятельность и развитие особо охраняемых природных территорий
в международном контексте
В состав 12 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (11 объектов Всемирного природного наследия и один объект Всемирного культурного наследия), включающих особо охраняемые природные территории, входят: 13 государственных природных заповедников, 7 национальных парков, 4 государственных природных заказников федерального значения, 8 природных парков, 6 государственных природных заказников регионального значения и 3 памятника природы регионального значения. Общая площадь объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО составляет 25,3 млн. га.
Три объекта входят в состав трансграничных природных объектов всемирного наследия:
национальный парк "Куршская коса" входит в состав российско-литовского объекта Всемирного культурного наследия "Куршская коса";
государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина" входит в состав российско-монгольского объекта Всемирного природного наследия "Убсунурская котловина";
государственный природный биосферный заповедник "Даурский" и государственный природный заказник федерального значения "Долина дзерена" входят в состав российско-монгольского объекта Всемирного природного наследия "Ландшафты Даурии".
В состав 41 российского водно-болотного угодья международного значения, включенных в Список водно-болотных угодий международного значения в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция), входят: 16 государственных природных заповедников (4 - на территории Республики Крым), 2 национальных парка (1 - на территории Республики Крым), 11 государственных природных заказников федерального значения (1 - на территории Республики Крым), 21 государственный природный заказник регионального значения, 24 памятника природы регионального значения. Общая площадь водно-болотных угодий международного значения на территории Российской Федерации (включая 5 объектов на территории Республики Крым) составляет 10,04 млн. га.
В состав 47 российских биосферных резерватов, включенных во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, входят: 39 государственных природных заповедников, 9 национальных парков, 1 памятник природы федерального значения, 4 природных парка, 12 государственных природных заказников регионального значения. Общая площадь биосферных резерватов составляет 48,9 млн. га.
Один из резерватов - "Катунский" - входит в состав трансграничного российско-казахского биосферного резервата "Большой Алтай".
В соответствии с подписанными межгосударственными соглашениями в Российской Федерации создано 6 трансграничных охраняемых природных территорий, в состав которых входят: 5 государственных природных биосферных заповедников, 1 национальный парк, 2 государственных природных заказника федерального значения:
- российско-финляндский заповедник "Дружба", в состав которого с российской стороны входит государственный природный биосферный заповедник "Костомукшский";
- российско-монгольско-китайский международный заповедник "Даурия", в состав которого с российской стороны входят государственный природный биосферный заповедник "Даурский" и государственные природные заказники федерального значения "Долина дзерена" и "Цасучейский бор";
- российско-китайский заповедник "Озеро Ханка", в состав которого с российской стороны входит государственный природный биосферный заповедник "Ханкайский";
- российско-монгольский трансграничный резерват "Убсунурская котловина", в состав которого с российской стороны входит государственный природный биосферный заповедник "Убсунурская котловина";
- российско-казахстанский трансграничный резерват "Алтай" (трансграничный биосферный резерват "Большой Алтай"), в состав которого с российской стороны входит государственный природный биосферный заповедник "Катунский";
- российско-белорусская трансграничная охраняемая природная территория "Заповедное Поозерье", в состав которой с российской стороны входит национальный парк "Себежский".
При этом международные нормы и правила, предусмотренные рядом международных договоров и программ, юридически не проработаны в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" и не адаптированы к российским условиям. Это снижает эффективность применения данных норм и правил и может привести к их неправильной трактовке и, как следствие, их невыполнению. Целесообразно восполнить пробел в законодательстве с учетом положений, установленных международными договорами и программами, а также принятыми в целях их реализации рекомендациями, руководствами и иными документами директивного и рекомендательного характера.
4. Вызовы и угрозы развитию системы особо охраняемых природных территорий
Основными вызовами и угрозами развитию системы особо охраняемых природных территорий являются:
занижение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического разнообразия и экосистемных функций, недооценка ценности экосистемных услуг, предоставляемых особо охраняемыми природными территориями, недооценка необходимости поддержания качества экосистем для сохранения экосистемных функций и получения экосистемных услуг, что может привести к снижению качества окружающей среды, необходимого для поддержания здоровья и благополучия населения, и к нарушению экологического баланса, необходимого для устойчивого развития экономики страны и регионов;
восприятие многими органами власти субъектов Российской Федерации природно-заповедного фонда, особо охраняемых природных территорий не как конкурентных преимуществ, а как факторов, сдерживающих экономическое развитие;
социальные конфликты с населением, проживающим на особо охраняемых природных территориях и в непосредственной близости к ним, а также с хозяйствующими субъектами, использующими земельные участки в границах особо охраняемых природных территорий и в их охранных зонах;
недостаточная законодательная защищенность особо охраняемых природных территорий и малоэффективная правоприменительная практика, что приводит к систематическим попыткам ослабления режима особо охраняемых природных территорий, размещению объектов инфраструктуры, в том числе линейной, не связанной с деятельностью особо охраняемых природных территорий, в их границах, многочисленным попыткам изменения границ и режима особо охраняемых природных территорий в целях реализации хозяйственных проектов, осуществлению разработки месторождений полезных ископаемых и даже выдаче лицензий на недропользование в границах особо охраняемых природных территорий;
недостаточная скоординированность законодательства об особо охраняемых природных территориях с земельным, гражданским и градостроительным законодательством, в том числе по вопросам права на землю в границах особо охраняемых природных территорий;
слабый контроль за исполнением субъектами Российской Федерации принятых решений Правительства Российской Федерации в сфере особо охраняемых природных территорий, включая их создание, а также отсутствие ответственности за неисполнение принятых решений, что приводит к срыву планов, предусмотренных отраслевыми документами стратегического планирования (из 32 особо охраняемых природных территорий, запланированных Планом мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 2322-р, создано 18 особо охраняемых природных территорий (56%) в связи с тем, что субъекты Российской Федерации отказались согласовать создание 14 особо охраняемых природных территорий);
слабая правовая проработанность вопросов создания особо охраняемых природных территорий, создания и управления охранными зонами особо охраняемых природных территорий, включая согласование видов хозяйственного использования и обеспечение соблюдения режима охранных зон;
недостаточная проработанность вопросов предотвращения биологического загрязнения на особо охраняемых природных территориях (инвазий чужеродных видов организмов, в том числе искусственно генетически модифицированных и акклиматизированных, а также от распространения эпизоотий и эпифитотий);
недостаточная проработанность вопросов сохранения объектов историко-культурного наследия на особо охраняемых природных территориях;
отсутствие в регионах специализированных государственных учреждений по управлению особо охраняемыми природными территориями;
недостаточная социальная и правовая защищенность государственных инспекторов государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, низкий уровень материального стимулирования работников государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями.
III. Цель, задачи, приоритеты и принципы реализации Стратегии
Цель Стратегии - формирование заповедной отрасли и эффективно управляемой, репрезентативной системы экологически связанных особо охраняемых природных территорий, обеспечивающей сохранность типичных и уникальных экосистем и ландшафтов, объектов животного и растительного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, занесённых в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, природного и культурного наследия, в интересах обеспечения национальной и экологической безопасности, сохранения благоприятной окружающей среды, устойчивого социально-экономического развития страны, для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Показатели достижения цели - достижение общей площади особо охраняемых природных территорий всех уровней и категорий не менее 17% сухопутной территории России и не менее 10% морской акватории (площади территориальных вод и исключительной экономической зоны Российской Федерации).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) совершенствование законодательства в области особо охраняемых природных территорий, а также охраняемых природных территорий с особыми условиями природопользования;
2) формирование эффективной системы государственного управления в области особо охраняемых природных территорий и территориальной охраны природы, предусматривающей межведомственное взаимодействие и координацию деятельности органов государственной власти;
3) формирование репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, создание систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природной целостности экосистем, обеспечения экологической безопасности и поддержания экологического баланса;
4) обеспечение эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением, определенным законодательством об особо охраняемых природных территориях;
5) обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с созданием и сохранением особо охраняемых природных территорий;
6) развитие международного сотрудничества в области функционирования особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия; повышение роли российских особо охраняемых природных территорий в поддержке позитивного международного имиджа России.
Приоритетами развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации на период до 2030 года являются:
1) достижение репрезентативности системы особо охраняемых природных территорий для сохранения максимального физико-географического и биологического разнообразия страны;
2) достижение полноты охвата системой особо охраняемых природных территорий ценных природных территорий для гарантированного сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира и их ключевых мест обитания, эндемичных объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, природных и культурных ландшафтов, геологических, минералогических и палеонтологических объектов, уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов, представляющих собой особую научную, культурную и эстетическую ценность;
3) повышение эффективности государственного управления системой особо охраняемых природных территорий всех уровней и категорий в строгом соответствии с их целевым назначением;
4) повышение эффективности функционирования особо охраняемых природных территорий всех уровней и категорий при условии обязательного соблюдения установленного в их границах режима особой охраны;
5) обеспечение мониторинга основных природных процессов на территории страны; изучения естественного хода процессов в природных экосистемах и закономерностей развития природных экосистем и их компонентов;
6) обеспечение сохранения и устойчивого использования территорий, имеющих высокий рекреационный потенциал;
7) обеспечение выполнения Россией обязательств по международным договорам в области сохранения биологического разнообразия и особо охраняемых природных территорий.
Реализация Стратегии основывается на следующих принципах:
1) приоритетность сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов, природных и историко-культурных комплексов;
2) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий его жизнедеятельности и экологической безопасности;
3) научная обоснованность принятия управленческих решений с соблюдением баланса экологических, экономических и социальных подходов;
4) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
5) обязательность оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при строительстве и реконструкции объектов, которые предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации за соблюдение установленного режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, обеспечивающего сохранность природных комплексов и объектов;
7) полное возмещение вреда, причинённого особо охраняемым природным территориям;
8) системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;
9) открытость и доступность информации в области особо охраняемых природных территорий;
10) участие граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
IV. Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий
1. Для решения задачи совершенствования законодательства в области особо охраняемых природных территорий, а также охраняемых природных территорий с особыми условиями природопользования предусматриваются следующие основные направления деятельности:
1.1. Гармонизация положений земельного, лесного, водного, гражданского и градостроительного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях по вопросам земельных и имущественных отношений и оборотоспособности земельных участков, включенных в границы особо охраняемых природных территорий участков без изъятия у их собственников, землепользователей, землевладельцев;
1.2. Гармонизация терминов и установление единой терминологии в отношении особо охраняемых природных территорий (создание/образование/организация, управление/использование/осуществление функционирования, особо охраняемые территории/охраняемые природные территории), содержащихся в различных нормативных правовых актах;
1.3. Регламентация режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, а также государственных природных заказников, природных парков, памятников природы;
1.4. Регламентация порядка и особенностей осуществления охоты и рыболовства на особо охраняемых природных территориях;
1.5. Установление законодательного запрета изъятия земельных участков из состава государственных природных заповедников и национальных парков;
1.6. Определение правового режима территорий, на которых расположены населенные пункты и объекты Минобороны России, в границах особо охраняемых природных территорий, включая запрет на расширение площадей таких объектов;
1.7. Отмена необоснованных запретов и ограничения деятельности граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (в том числе ограничения оборота земельных участков, запрета предоставления участков для индивидуального жилищного строительства, получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, обязательности проведения государственной экологической экспертизы социально значимых объектов, необходимости согласования любой хозяйственной деятельности в границах национальных парков и их охранных зон с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);
1.8. Определение порядка уточнения сведений о площади и границах особо охраняемой природной территории в случае, если в сведениях, полученных в результате землеустройства и занесенных в Единый государственный реестр недвижимости, установлена иная площадь, чем правоустанавливающим актом о создании особо охраняемой природной территории;
1.9. Установление законодательного запрета включения в границы особо охраняемых природных территорий одних уровней и категорий особо охраняемых природных территорий других уровней и категорий;
1.10. Законодательное закрепление возможности использования средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов, взимаемых на особо охраняемых природных территориях, на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий;
1.11. Законодательное закрепление возможности направления средств от арендной платы по договорам аренды земельных участков на территориях национальных парков и биосферных полигонов биосферных заповедников на обеспечение финансирования основной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками и биосферными аповедниками;
1.12. Установление упрощенного порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в целях последующего создания особо охраняемых природных территорий;
1.13. Совершенствование документов территориального планирования субъектов Российской Федерации в части особо охраняемых природных территорий и территорий с особым режимом управления и использования ("особо охраняемые территории" в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и "охраняемые природные территории" в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года), включая законодательное закрепление необходимости разработки и утверждения схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий в составе документов территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
1.14. Включение подсистемы "государственный экологический мониторинг состояния уникальных экосистем и объектов животного и растительного мира на особо охраняемых природных территориях" в единую систему государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), предусмотренную Федеральным законом "Об охране окружающей среды";
1.15. Совершенствование законодательства об особо охраняемых природных территориях, о животном мире, об охоте, лесного законодательства в целях обеспечения организации работ по регулированию чужеродных видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях;
1.16. Обеспечение законодательного восстановления экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство и реконструкцию которых предполагается осуществить на особо охраняемых природных территориях, для обязательности проведения оценки намечаемого воздействия на окружающую среду при строительстве и реконструкции объектов, которые предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий;
1.17. Подготовка и утверждение правового акта, устанавливающего правила осуществления оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе при планировании хозяйственной и иной деятельности на особо охраняемых природных территориях и в границах их охранных зон, в связи с отменой с 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1496 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора" приказа Госкомэкологии России от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации";
1.18. Совершенствование лесного законодательства в части оптимизации механизмов охраны и использования лесов на особо охраняемых природных территориях, включая сокращение перечня обязательных лесохозяйственных документов, разрабатываемых для особо охраняемых природных территорий;
1.19. Совершенствование порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий на основе современных цифровых технологий и инновационных решений, предусматривающего свод кадастровых сведений об особо охраняемых природных территориях всех уровней;
1.20. Разработка порядка создания новых особо охраняемых природных территорий и изменения границ особо охраняемых природных территорий с включением новых участков и несокращением общей площади особо охраняемой природной территории;
1.21. Обеспечение законодательного закрепления возможности управления памятниками природы;
1.22. Разработка порядка передачи памятников природы под охрану собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых расположены памятники природы, а также особенностей оформления охранных обязательств;
1.23. Формирование правовых основ организации экологической сети (экологического каркаса) Российской Федерации;
1.24. Усиление ответственности за нарушения законодательства на особо охраняемых природных территориях;
1.25. Совершенствование законодательства в области осуществления экологического (в том числе познавательного) туризма на особо охраняемых природных территориях, включая обязательное проведение комплекса научно-обоснованных мероприятий по минимизации антропогенного воздействия на природные комплексы и объекты и оценку допустимой рекреационной нагрузки, проводимой до начала организации туристской деятельности и развития инфраструктуры.
2. Для решения задачи формирования эффективной системы государственного управления в области особо охраняемых природных территорий и территориальной охраны природы предусматриваются следующие основные направления деятельности:
2.1. Обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к полномочиям которых относятся вопросы особо охраняемых природных территорий, для решения вопросов в сфере создания и эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий; усиление обмена информацией в указанной сфере;
2.2. Создание коллегиального органа (комиссии) по вопросам ООПТ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти для включения в Комиссию (включая Минэкономразвития России, Минфин России, Росреестра, др.);
2.3. Создание в каждом субъекте Российской Федерации специализированного государственного учреждения, осуществляющего функции государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
2.4. Обеспечение интеграции вопросов особо охраняемых природных территорий и предоставляемых ими экосистемных услуг в систему государственного экологического мониторинга, оценку воздействия и оценку рисков;
2.5. Разработка и внедрение критериев расчета финансовых и материально-технических потребностей особо охраняемых природных территорий;
2.6. Введение отдельного ОКВЭД по заповедному делу;
2.7. Разработка и внедрение нормативов предельной численности государственных инспекторов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями;
2.8. Внедрение особого подхода к формированию государственного задания и определения задач по основным направлениям деятельности для особо охраняемых природных территорий, имеющих международный статус;
2.9. Обеспечение активного использования современной научной информации, полученной на особо охраняемых природных территориях, в практике подготовки и принятия управленческих решений в области сохранения и использования биоразнообразия и устойчивого природопользования;
2.10. Внедрение современных информационных технологий при решении управленческих, научных, мониторинговых и природоохранных задач, в том числе внедрение информационных продуктов, основанных на использовании искусственного интеллекта и системах автоматического сбора информации, снижающих влияние субъективного фактора при анализе ситуации и принятии управленческих решений;
2.11. Обеспечение предоставления широкополосного доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет в инфраструктурных объектах особо охраняемых природных территорий, включая научные стационары, визит-центры, кордоны;
2.12. Создание инструментария для обеспечения эффективного управления системой особо охраняемых природных территорий:
2.12.1. Создание информационного ресурса "Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий";
2.12.2. Разработка методических рекомендаций по оценке эффективности управления особо охраняемыми природными территориями и их системами;
2.12.3. Разработка методических рекомендаций по оценке природоохранной эффективности особо охраняемых природных территорий;
2.12.4. Разработка методических рекомендаций по оценке экосистемных услуг, предоставляемых особо охраняемыми природными территориями;
2.12.5. Разработка методических рекомендаций по ограниченному управлению экосистемами (проведению режимных мероприятий) на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах по отдельным биомам (группам биомов) или биогеографическим регионам;
2.12.6. Разработка методических рекомендаций по формированию среднесрочных планов управления особо охраняемых природных территорий;
2.12.7. Формирование пакета типовой документации, рекомендуемой для разработки на ее основе субъектами Российской Федерации правовых документов особо охраняемых природных территорий, включая положение об особо охраняемой природной территории, паспорт памятника природы, охранное обязательство на памятник природы, рекомендуемая форма информационного знака (аншлага) о наличии особо охраняемой природной территории или охранной зоны особо охраняемой природной территории;
2.13. Подготовка ежегодных сводных национальных докладов о состоянии системы особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации;
2.14. Разработка и актуализация положений об особо охраняемых природных территориях;
2.15. Разработка среднесрочных планов управления особо охраняемых природных территорий с учетом приоритетов сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;
2.16. Оформление охранных обязательств и паспортов памятников природы;
2.17. Разработка и актуализация уставов федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями;
2.18. Проведение землеустроительных работ в границах особо охраняемых природных территорий;
2.19. Обеспечение внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий, их функциональных и охранных зон с указанием установленных ограничений; оперативное обновление указанной информации в случае изменения границ и/или режимов;
2.20. Установление на местности границ особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, а также границ функциональных зон национальных и природных парков;;
2.21. Проведение лесоустроительных работ на землях особо охраняемых природных территорий;
2.22. Разработка лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
2.23. Разработка проектов освоения лесов особо охраняемых природных территорий;
2.24. Ведение государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира на особо охраняемых природных территориях;
2.25. Обеспечение регулярной оценки численности объектов животного и растительного мира и состояния природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях (экологических систем разных уровней, лесных ресурсов и земель лесного фонда, охотничьих ресурсов, водных биоресурсов, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, иных видов флоры и фауны, почв и др.) в целях повышения достоверности сведений, предоставляемых в государственные доклады, реестры, кадастры, другие официальные документы, и в целях повышения эффективности управления особо охраняемыми природными территориями;
2.26. Создание охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы;
2.27. Разработка положений об охранных зонах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы;
2.28. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для обеспечения эффективного управления особо охраняемыми природными территориями:
2.28.1. Разработка и внедрение в системе высшего образования нового образовательного стандарта в области заповедного дела;
2.28.2. Подготовка квалифицированных работников по основным направлениям деятельности особо охраняемых природных территорий в системе среднего специального образования;
2.28.3. Разработка и внедрение системы переподготовки кадров и повышения квалификации работников государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в том числе на основе высших учебных заведений;
2.28.4. Обеспечение постоянной методической и консультативной поддержки деятельности государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, по основным направлениям деятельности: охрана природных комплексов и объектов, научно-исследовательская деятельность и государственный экологический мониторинг, эколого-просветительская деятельность, развитие экологического туризма и международная деятельность на базе Федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела" в форматах вебинаров, семинаров, видео-конференц-связи, дистанционных он-лайн курсов;
2.28.5. Создание центров подготовки и повышения квалификации кадров для особо охраняемых природных территорий;
2.28.6. Формирование на конкурсной основе кадрового резерва профессионалов заповедного дела для заполнения вакансий руководителей различных направлений государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, в том числе директорских вакансий;
2.28.7. Создание базы данных, содержащей сведения о вакансиях в государственных учреждениях, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, и лицах, желающих трудоустроиться в такие государственные учреждения, а также о работниках, желающих перейти на работу в другое государственное учреждение;
2.28.8. Формирование системы качественных и количественных показателей Плана мероприятий по реализации стратегии, основанных на показателях целей устойчивого развития, целевых задачах Стратегического плана в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и Глобальной рамочной программы в области биоразнообразия на период после 2020 года Конвенции о биологическом разнообразии.
3. Для решения задачи формирования репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, создания систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природной целостности экосистем, обеспечения экологической безопасности и поддержания экологического баланса предусматриваются следующие основные направления деятельности:
3.1. Проведение анализа состояния системы особо охраняемых природных территорий и иных охраняемых природных территорий, включая следующие направления:
3.1.1. Инвентаризация (ревизия) особо охраняемых природных территорий, в первую очередь, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в целях уточнения их количества, границ, занимаемой ими площади, состояния сохранности;
3.1.2. Инвентаризация (ревизия) особо охраняемых территорий в целях уточнения их количества, границ, занимаемой ими площади, сбора иных основных сведений об особо охраняемых территориях, в том числе их уровне, режиме и ведомственной подчиненности.
3.1.3. Анализ пробелов и потребностей, полноты охраны экосистем и природных объектов, в т. ч. редких видов;
3.1.4. Анализ достаточности особо охраняемых природных территорий в субъектах Российской Федерации (административная представленность);
3.1.5. Проведение научных исследований территорий, перспективных для придания им статуса особо охраняемых природных территорий;
3.2. Разработка схемы долгосрочного планирования, предусматривающей:
3.2.1. Учет планов территориального планирования, стратегий социально-экономического развития регионов, стратегических документов федеральных органов исполнительной власти;
3.2.2. Определение приоритетов для создания особо охраняемых природных территорий в отношении экологических систем (арктические, горные, степные, морские, островные, прочие), физико-географических единиц (ландшафтов), природных объектов, объектов животного и растительного мира (в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации), территорий, необходимых для обеспечения рекреации и поддержания экологического баланса, восстановления антропогенно нарушенных территорий;
3.2.3. Формирование схем пространственного развития территориальной охраны природных территорий (экологического каркаса);
3.3. Развитие системы особо охраняемых природных территорий до обеспечения целевых показателей Стратегии, соответствующих показателям Стратегического плана по охраняемым районам, принятого на X Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии (17% суши и 10% морской акватории находится в границах охраняемых районов);
3.4. Повышение репрезентативности системы особо охраняемых природных территорий;
3.5. Выявление и обеспечение территориальной охраной природных комплексов и объектов, имеющих особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение;
3.6. Обеспечение территориальной охраной ключевых мест обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в первую очередь с I природоохранным статусом;
3.7. Развитие сети особо охраняемых природных территорий и акваторий в Арктической зоне Российской Федерации в целях сохранения экологических систем и их адаптации к изменениям климата, обеспечения сохранения объектов арктической флоры и фауны, с особым вниманием к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также обеспечения условий для развития арктического экотуризма на базе особо охраняемых природных территорий;
3.8. Развитие сети горных и степных особо охраняемых природных территорий с учетом потенциально возможных трансформаций ландшафтов и экосистем в условиях изменения климата;
3.9. Развитие сети особо охраняемых природных территорий для сохранения наиболее крупных ненарушенных и малонарушенных массивов лесных территорий, водно-болотных угодий, островных и морских экосистем;
3.10. Развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в районах интенсивного промышленного и сельскохозяйственного развития с целью поддержания экологической стабильности, поддержания естественных природных процессов и обеспечения населения экологическими услугами;
3.11. Формирование экологического каркаса Российской Федерации - связанность особо охраняемых природных территорий охраняемыми природными территориями в целях эффективного сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечения свободного перемещения объектов животного мира и дрейфа генов.
4. Для решения задачи обеспечения эффективного функционирования особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением, определенным законодательством об особо охраняемых природных территориях, предусматриваются следующие основные направления деятельности:
4.1. Организация эффективной охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территорий, включая:
4.1.1. Обеспечение необходимого штата государственных инспекторов для обеспечения эффективного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
4.1.2. Широкое применение новых форм природоохранной деятельности и передовых цифровых, интеллектуальных технологий на особо охраняемых природных территориях (СМАРТ-патрулирование, беспилотные летательные аппараты, дистанционное зондирование земли, фотоловушки и др.) для выявления нарушений режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, а также фактов, угрожающих состоянию природных комплексов, в том числе незаконных рубок, пожаров, нарушений гидрологического режима водных объектов и т.д.;
4.1.3. Внедрение автоматизированных систем сбора данных серверного типа на основе современных цифровых технологий для своевременного выявления и фиксации нарушений режима особой охраны особо охраняемых природных территорий, обеспечения правовой защиты и контроля эффективности деятельности инспекторского состава;
4.1.4. Организация обучения государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий вопросам выявления правонарушений и оформления актов проверок, протоколов и постановлений об административных правонарушениях;
4.1.5. Организация обучения государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений;
4.1.6. Разработка рекомендаций по предупреждению, выявлению и пресечению наиболее опасных нарушений на особо охраняемых природных территориях, не имеющих собственного штата охраны;
4.1.7. Внедрение механизма материального и морального поощрения государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий, в том числе организация и проведение конкурсов для выявления лучших государственных инспекторов;
4.1.8. Обмундирование государственных инспекторов и их техническое оснащение оружием, спецсредствами, камерами и пр.;
4.1.9. Создание инфраструктуры в местах патрулирования государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий (строительство кордонов, установка жилых модулей и т.п.);
4.1.10. Подготовка для государственных инспекторов особо охраняемых природных территорий обзоров практики применения норм законодательства Российской Федерации по охране особо охраняемых природных территорий и объектов животного мира в их границах с учетом судебной практики;
4.1.11. Создание оперативных групп для патрулирования в особо охраняемых природных территориях и межрегиональной оперативной группы;
4.1.12. Разработка и внедрение мер государственной и муниципальной поддержки деятельности по обеспечению режима особо охраняемых природных территорий для лиц, под охрану которых переданы памятники природы, и правообладателей земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий;
4.1.13. Повышение имиджа профессии государственного ин
4.2. Обеспечение противопожарной безопасности, включая:
4.2.1. Подготовка планов тушения лесных и иных природных пожаров на особо охраняемых природных территориях;
4.2.2. Мониторинг пожарной обстановки на особо охраняемых природных территориях;
4.2.3. Разработка и внедрение системы оповещения о лесных и иных природных пожарах на особо охраняемых природных территориях;
4.2.4. Профилактическая работа с населением, направленная на предотвращение лесных и иных природных пожаров и их быстрое тушение;
4.2.5. Разработка и утверждение норм положенности противопожарной техники и средств пожаротушения;
4.2.6. Обеспечение противопожарной инфраструктурой, оснащение и переоснащение противопожарной техникой и средствами тушения;
4.2.7. Разработка стратегии тушения пожаров на особо охраняемых природных территориях;
4.2.8. Передача полномочий по тушению пожаров на труднодоступных лесных территориях специализированным организациям;
4.3. Организация и проведение научных исследований, и ведение государственного экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях:
4.3.1. Методическое обеспечение организации научно-исследовательской деятельности и ведения государственного экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях;
4.3.2. Разработка долгосрочных программ научных исследований и государственного экологического мониторинга на особо охраняемых природных территориях, включая ведение Летописи природы, учитывающих региональную специфику особо охраняемых природных территорий;
4.3.3. Разработка методик учета численности и мониторинга отдельных видов и групп живых организмов на основе современных научных подходов;
4.3.4. Научные исследования и мониторинг компонентов биологического разнообразия (типичных и уникальных природных экологических систем, объектов животного и растительного мира, с особым вниманием к объектам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации), сохраняемых на особо охраняемых природных территориях, для получения полных и актуальных сведений о состоянии биологического разнообразия;
4.3.5. Формирование методических основ изучения, сохранения и охраны биоразнообразия на ООПТ как фактора устойчивости экосистем;
4.3.6. Проведение комплексной оценки влияния изменений климата на экосистемы и их компоненты;
4.3.7. Инвентаризация и мониторинг инвазивных чужеродных видов, оценка влияния инвазивных видов животных и растений на аборигенное биоразнообразие особо охраняемых природных территорий;
4.3.8. Создание современной единой автоматизированной системы сбора, хранения и анализа информации о состоянии экологических систем, природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях, оснащённой современной измерительной, аналитической техникой и информационными средствами, и единого центра, ответственного за ее функционирование;
4.3.9. Развитие сети наблюдений, позволяющих своевременно получать достоверную информацию о состоянии экологических систем, природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях; развитие сети станций комплексного фонового мониторинга в биосферных резерватах;
4.3.10. Формирование системы критериев мониторинга эталонного (фонового) качества окружающей среды на особо охраняемых природных территориях;
4.3.11. Формирование межрегиональных научных групп по различным таксонам, включающих специалистов из государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений, иных организаций, для проведения инвентаризации флоры и фауны, целевых научно-исследовательских и мониторинговых программ на особо охраняемых природных территориях;
4.3.12. Привлечение к специальным научным исследованиям специалистов ведущих российских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, научных общественных организаций, международных экспертов и зарубежных специалистов в рамках заключенных соглашений;
4.3.13. Активное привлечение к научно-исследовательской и природоохранной деятельности студентов (в том числе в качестве практических, курсовых и дипломных работ)и молодых специалистов;
4.3.14. Создание сети наблюдателей-волонтеров за природными объектами;
4.3.15. Расширение международного взаимодействия в области научно-исследовательской деятельности государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, с ведущими мировыми научно-исследовательскими институтами и признанными международными организациями по направлениям, актуальным для России и на международном уровне;
4.3.16. Свод научных трудов и публикаций особо охраняемых природных территорий в единую электронную библиотеку с соблюдением авторского права; обеспечение свободного он-лайн доступа к ней;
4.4. Организация эколого-просветительской деятельности:
4.4.1. Методическое обеспечение организации эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях с учетом количественных и качественных критериев эффективности эколого-просветительской деятельности;
4.4.2. Совершенствование методологии эколого-просветительской деятельности на особо охраняемых природных территориях с формированием единого понятийного аппарата и с использованием современных информационных технологий, в том числе информационно-коммуникационной системы Интернет и социальных медиа;
4.4.3. Внедрение системного подхода в организацию эколого-просветительской деятельности с учетом лучших отечественных и зарубежных практик;
4.4.4. Расширение сотрудничества с государственными учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, образовательными учреждениями, со средствами массовой информации;
4.4.5. Организация целенаправленной работы со всеми основными целевыми группами населения в каждом регионе;
4.4.6. Организация взаимодействия и сотрудничества с местным населением, правообладателями земельных участков и пользователями природных ресурсов в границах особо охраняемых природных территорий и прилегающих к их границе, органами местного самоуправления, местными общественными объединениями и пр.;
4.4.7. Широкое привлечение к контролю в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий общественных инспекторов, в том числе из местных жителей, общественных групп "друзей" или "хранителей" особо охраняемых природных территорий, движения "Усынови ООПТ" и т.п.;
4.4.8. Разработка и внедрение среднесрочных и долгосрочных комплексных программ, в том числе межведомственных, включающих вопросы сохранения природного и историко-культурного наследия, ориентированных на различные целевые группы с использованием всего спектра современных форм и методов эколого-просветительской работы;
4.4.9. Осуществление поддержки непрерывного экологического образования, содействие внедрению в образовательные программы всех ступеней образования вопросов, связанных с охраной окружающей среды и заповедным делом;
4.4.10. Развитие практики проведения детских экологических лагерей, экспедиций, слетов на особо охраняемых природных территориях;
4.4.11. Содействие развитию проектной деятельности среди обучающихся с использованием потенциала особо охраняемых природных территорий;
4.4.12. Систематическое проведение конкурсов профессионального мастерства для специалистов по экологическому просвещению, конкурсов для журналистов на лучшие публикации, передачи и фильмы об особо охраняемых природных территориях;
4.4.13. Содействие созданию серии документальных фильмов об особо охраняемых природных территориях, телевизионных программ, социальной рекламы, видеопродукции, популяризирующей систему особо охраняемых природных территорий;
4.4.14. Внедрение метода социологических исследований для оценки качества эколого-просветительской деятельности;
4.4.15. Создание единой базы данных (кейсов), включающей успешные практики экологического просвещения/экотуризма/добровольчества, банк готовых решений;
4.5. Развитие добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях, включая:
4.5.1. Методическое обеспечение организации добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях;
4.5.2. Внедрение практики научного добровольчества на особо охраняемых природных территориях;
4.5.3. Содействие укреплению межсекторального взаимодействия в сфере добровольчества, включая взаимодействие с некоммерческими организациями, бизнес-сектором, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, средствами массовой информации;
4.5.4. Проведение массовых публичных мероприятий регионального и всероссийского уровня, направленных на популяризацию добровольческой деятельности, в том числе организация конкурсов среди добровольцев и добровольческих организаций;
4.5.5. Формирование и реализация добровольческих программ для каждой особо охраняемой природной территории с учетом различных направлений добровольческой деятельности: природоохранные, событийные, он-лайн, корпоративные, семейные и др.;
4.5.6. Проведение мероприятий для обучения добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях ("Школа добровольца", мастер-классы и тренинги для добровольцев и т.д.);
4.5.7. Содействие широкому распространению информации о добровольческой деятельности на особо охраняемых природных территориях через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (включая интернет-сайт организатора добровольческой деятельности, единую информационную систему "Добровольцы России"), другие информационные ресурсы;
4.5.8. Мотивирование и нематериальное поощрение добровольцев и добровольческих организаций;
4.6. Развитие экологического туризма:
4.6.1. Создание условий для привлечения частного капитала в развитие инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
4.6.2. Разработка методических рекомендаций по оценке допустимой рекреационной нагрузки на природные комплексы особо охраняемых природных территорий;
4.6.3. Оценка допустимой рекреационной нагрузки на природные комплексы особо охраняемых природных территорий, предваряющая создание экскурсионных экологических троп и экотуристских маршрутов, минимизация негативного воздействия на природные экосистемы, установление предельно допустимых показателей по посещению государственных природных заповедников и государственных природных заказников (по доле особо охраняемой природной территории, открытой для посещения, количеству посетителей, мест размещения и т.п.);
4.6.4. Разработка методики оценки экономической эффективности для региона экологического туризма на особо охраняемых природных территориях и сопредельных территориях;
4.6.5. Формирование экотуристских кластеров на базе особо охраняемых природных территорий;
4.6.6. Разработка и реализация проектов по развитию экологического туризма на особо охраняемых природных территориях за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников;
4.6.7. Обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными;
4.6.8. Создание новых и модернизация существующих музеев, визит-центров, информационных центров для посетителей особо охраняемых природных территорий;
4.6.9. Создание условий для развития инфраструктуры экологического туризма для обслуживания посетителей (гостевых домов, кемпингов, глэмпингов, остановочных пунктов и др.), в первую очередь, на сопредельных территориях;
4.6.10. Содействие развитию малого и среднего бизнеса, сопутствующего экотуризму на особо охраняемых природных территориях (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
4.6.11. Разработка правил, регулирующих поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности граждан и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам;
4.6.12. Взаимодействие и сотрудничество государственных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, с туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма;
4.6.13. Разработка и внедрение системы добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и экотуристских маршрутов на особо охраняемых природных территориях;
4.6.14. Брендирование экотуристского продукта, созданного на базе особо охраняемой природной территории;
4.6.15. Продвижение экотуристского продукта, сформированного на базе особо охраняемых природных территорий, на национальном и международном уровне;
4.6.16. Создание единого туристического портала особо охраняемых природных территорий;
4.7. Регулирование природопользования:
4.7.1. Совершенствование методического обеспечения проведения лесоустройства на особо охраняемых природных территориях;
4.7.2. Разработка и внедрение в практику рекомендаций по проведению рубок ухода и санитарных рубок в лесах, учитывающие приоритеты сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия на этих территориях;
4.7.3. Разработка и внедрение в практику рекомендаций для лиц, под охрану которых переданы памятники природы, и для правообладателей земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий по ведению хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях с учетом приоритета сохранения и восстановления биоразнообразия и поддержания целостности экосистем;
4.7.4. Разработка и внедрение в практику рекомендаций по установлению основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий и приведению ранее установленных видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с новыми видами использования, утвержденными положениями об особо охраняемых природных территориях;
4.8. Восстановление нарушенных природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях:
4.8.1. Разработка методических рекомендаций по восстановлению нарушенных и деградирующих природных комплексов и объектов в границах особо охраняемых природных территорий;
4.8.2. Организация и проведение работ по восстановлению природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
4.8.3. Организация и проведение лесовосстановительных работ;
4.8.4. Поддержка деятельности питомников, центров разведения (реинтродукции);
4.8.5. Организация и проведение работ по переселению и реинтродукции редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира;
4.8.6. Организация и проведение работ биотехнических мероприятий, обеспечивающих сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, особо ценных объектов животного мира;
4.9. Обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий:
4.9.1. Выявление на особо охраняемых природных территориях несанкционированных свалок и объектов накопленного вреда, их инвентаризация и полная ликвидация;
4.9.2. Внедрение на особо охраняемых природных территориях, в том числе на территории населенных пунктов в границах особо охраняемых природных территорий, раздельного сбора отходов, включение особо охраняемых природных территорий в территориальные схемы обращения с отходами;
4.9.3. Организация и проведение мероприятий по очистке особо охраняемых природных территорий от отходов производства и потребления, а также объектов, утративших свое функциональное значение;
4.9.4. Организация и проведение работ по регулированию численности чужеродных видов животных и растений на особо охраняемых природных территориях;
4.9.5. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации эпизоотий на особо охраняемых природных территориях;
4.10. Изучение, восстановление и сохранение историко-культурных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях:
4.10.1. Разработка методических рекомендаций по сохранению и восстановлению культурных ландшафтов, сохранению, использованию и восстановлению памятников истории и культуры в границах особо охраняемых природных территорий;
4.10.2. Разработка методических рекомендаций по установлению параметров разрешенного строительства объектов, расположенных в населенных пунктах в границах ООПТ, с учетом необходимости сохранения исторической планировки и застройки;
4.10.3. Инвентаризация, обследование и оценка состояния памятников истории и культуры в границах особо охраняемых природных территорий;
4.10.4. Мониторинг состояния памятников истории и культуры, а также культурно-ландшафтных комплексов в границах особо охраняемых природных территорий;
4.10.5. Организация и проведение работ по восстановлению и поддержанию в традиционном состоянии культурно-ландшафтных комплексов в границах особо охраняемых природных территорий; обеспечение финансирования таких работ;
4.10.6. Регламентация режима особо охраняемых природных территорий с учетом интересов сохранения объектов культурного наследия; включение в перечень функциональных зон национальных парков "зоны охраны культурных ландшафтов;
4.10.7. Содействие в восстановлении и развитии традиционных промыслов и ремесел на особо охраняемых природных территориях;
4.10.8. Содействие восстановлению и развитию традиционных промыслов и ремесел коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в границах особо охраняемых природных территорий;
4.10.9. Создание межведомственной Рабочей группы по вопросам сохранения объектов культурного наследия на особо охраняемых природных территориях с привлечением Минкультуры России.
5. Для решения задачи обеспечения эффективного участия граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решении вопросов, связанных с созданием и сохранением особо охраняемых природных территорий, предусматриваются следующие направления деятельности:
5.1. Обеспечение регулярной работы экспертного совета по особо охраняемым природным территориям при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации; создание и обеспечение системной работы аналогичных экспертных советов при уполномоченных органах власти в субъектах Российской Федерации;
5.2. Содействие формированию постоянных групп поддержки каждой особо охраняемой природной территории, в том числе среди местного населения, добровольческих сообществ и клубов, содействие активизации практической деятельности данных групп;
5.3. Развития института общественных инспекторов и общественных патрулей на особо охраняемых природных территориях;
5.4. Расширение форм и методов взаимодействия с местным населением/ посетителями за счет развития дистанционных форм и интерактивных технологий (автоматизация процессов, дистанционные/интерактивные формы и методы работы с населением);
5.5. Разработка тематических эколого-просветительских программ для различных групп населения, в том числе направленных на решение актуальных экологических проблем региона (по вопросам сбора мусора, ликвидации свалок, сохранения уязвимых экосистем, редких и эндемичных объектов животного и растительного мира и др.);
5.6. Создание налоговых льгот, репутационных преференций для населения, проживающего в границах особо охраняемых природных территорий.
6. Для решения задачи развития международного сотрудничества в области функционирования особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия; повышения роли российских особо охраняемых природных территорий в поддержке позитивного международного имиджа России предусматриваются следующие основные направления деятельности:
6.1. Установление перечня категорий российских особо охраняемых природных территорий международного значения;
6.2. Правовое определение каждой категории особо охраняемой природной территории международного значения (в том числе, закрепление понятий "территории международного значения" и "границы территории международного значения"; обеспечение соответствия особо охраняемых природных территорий, имеющих международный статус, международным требованиям и рекомендациям;
6.3. Внесение в ЕГРН сведений о границах территорий международного значения как о зонах с особыми условиями использования территории;
6.4. Установление особенностей режима особой охраны и использования для каждой категории особо охраняемой природной территории международного значения;
6.5. Установление порядка изменения границ, статуса и режима особой охраны и использования каждой категории особо охраняемой природной территории международного значения;
6.6. Установление границ водно-болотных угодий международного значения и подготовка положений для водно-болотных угодий международного значения;
6.7. Установление порядка создания планов управления водно-болотными угодьями, ключевыми территориями биоразнообразия, рыбохозяйственными заповедными зонами и другими охраняемыми природными территориями; контроль за их реализацией;
6.8. Подготовка национального плана действий в развитие Лимского плана действий для биосферных резерватов, а также национальных планов и иных документов в развитие международных договоров;
6.9. Обеспечение взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при реализации обязательств по международным договорам (включая Конвенцию о биологическом разнообразии, Конвенцию об охране Всемирного природного и культурного наследия) и при выполнении международных программам (включая Программу ЮНЕСКО "Человек и Биосфера").
V. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии предусмотрена в 2 этапа.
I этап - 2021 - 2024 гг.
II этап - 2025 - 2030 гг.
На I этапе основные усилия предусматривается сосредоточить на совершенствовании нормативного правового и методического обеспечения в рамках поставленных задач, восстановлении потенциала заповедной науки, а также на вопросах создания и функционирования особо охраняемых природных территорий, сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и создания условий для экологического туризма на особо охраняемых природных территориях, предусмотренных федеральным проектом "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта "Экология".
На II этапе предусматривается продолжить формирование эффективной, репрезентативной системы особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, создание систем охраняемых природных территорий разных уровней и категорий, которые создадут экологический каркас Российской Федерации в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, природной целостности экосистем, обеспечения экологической безопасности и поддержания экологического баланса. Предусматривается также обеспечить эффективное государственное управление в сфере особо охраняемых природных территорий и эффективное функционирование особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением.
VI. Ожидаемые результаты и показатели развития системы особо охраняемых природных территорий
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Стратегии являются следующие:
сформирована репрезентативная система особо охраняемых природных территорий разных уровней, связанная охраняемыми природными территориями с особыми условиями природопользования в экологический каркас, способствующий сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, типичных, уникальных и наиболее уязвимых экосистем (степных, горных, арктических, морских);
усовершенствовано нормативное правовое регулирование, методическое обеспечение, создан инструментарий для обеспечения создания и функционирования особо охраняемых природных территорий;
сведения о границах особо охраняемых природных территорий занесены в Единый государственный реестр недвижимости;
сформирована нормативная, методологическая и методическая база по основным направлениям деятельности особо охраняемых природных территорий, включая экологический туризм;
создана и развита инфраструктура для экологического туризма, обеспечения охраны природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;
внедрена система подготовки кадров для заповедной системы, повышен уровень экологической культуры граждан;
обеспечен вклад в реализацию обязательств России по выполнению международных договоров и программ в области особо охраняемых природных территорий.
Показатели развития системы особо охраняемых природных территорий определены настоящей Стратегией, планами мероприятий по реализации Стратегии, Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы".
Показатель 1 - Доля площади сухопутной части особо охраняемых природных территорий от площади Российской Федерации (целевое значение - 17%);
Показатель 2 - Доля площади акватории, входящей в состав особо охраняемых природных территорий, от площади территориальных вод и исключительной экономической зоны Российской Федерации (целевое значение - 10%);
Показатель 3 - Общее количество особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации;
Показатель 4 - Суммарная площадь особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации;
Показатель 5 - Общее количество особо охраняемых природных территорий федерального значения;
Показатель 6 - Общее количество особо охраняемых природных территорий регионального значения;
Показатель 7 - Общее количество особо охраняемых природных территорий местного значения;
Показатель 8 - Количество особо охраняемых природных территорий, созданных за период реализации Стратегии;
Показатель 9 - Количество особо охраняемых природных территорий, упраздненных за период реализации Стратегии по причине утраты ими ценности (целевое значение - 0);
Показатель 10 - Суммарная площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения;
Показатель 11 - Суммарная площадь особо охраняемых природных территорий регионального значения;
Показатель 12 - Суммарная площадь особо охраняемых природных территорий местного значения;
Показатель 13 - Доля площади сухопутной части особо охраняемых природных территорий федерального значения от площади Российской Федерации;
Показатель 14 - Доля площади сухопутной части особо охраняемых природных территорий регионального значения от площади Российской Федерации;
Показатель 15 - Доля площади сухопутной части особо охраняемых природных территорий местного значения от площади Российской Федерации;
Показатель 16 - Доля особо охраняемых природных территорий, сведения о границах и режиме которых внесены в ЕГРН, от общего числа особо охраняемых природных территорий (целевое значение - 100%).
Количественные значения по достижению целевых показателей 3-8, 10-15 и показатели решения задач, предусмотренных настоящей Стратегией, будут определены в планах мероприятий по реализации Стратегии.
Показатели, определенные Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы":
Показатель 7 "Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации";
Показатель 8 "Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации".
Показатели, определенные подпрограммой "Биологическое разнообразие России" Государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы":
Показатель 2.1 "Количество особо охраняемых природных территорий федерального значения, не менее";
Показатель 2.2 "Количество особо охраняемых природных федерального значения";
Показатель 2.3 "Увеличена площадь федеральных особо охраняемых природных территорий, млн. га";
Показатель 2.4 "Увеличение количества посетителей особо охраняемых природных территорий, млн. человек";
Показатель 2.5 "Индекс численности ряда редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных";
Показатель 2.6 "Доля площади особо охраняемой природной территории (государственные природные заповедники и национальные парки), пройденной огнем при пожарах антропогенного воздействия, в общей площади особо охраняемых природных территорий, затронутой пожарами, %".
VII. Финансовое обеспечение функционирования и развития системы особо охраняемых природных территорий
Финансовое обеспечение данной Стратегии осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на соответствующие годы (на период до 2024 года включительно), средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.
Финансовое обеспечение федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями, осуществляется в соответствии с государственными заданиями, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти соответствующим подведомственным учреждениям, а также с использованием механизмов грантовой поддержки в научно-технической сфере.
Состав и объем работ, а также объем их финансирования за счет средств бюджетов разных уровней определяются при подготовке планов мероприятий, обеспечивающих реализацию настоящей Стратегии, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых соответствующими органами исполнительной власти в бюджетах разных уровней на соответствующий финансовый год и плановый период.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сводная информация об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения в федеральных округах и субъектах Российской Федерации (количество, площадь, доля от площади Российской Федерации)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перечень действующих особо охраняемых природных территорий федерального значения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.