Минэкономразвития России в соответствии с главой VI Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект изменений N 2 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011) (далее соответственно - проект акта, проект изменений N 2, ТР ТС 021/2011), направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 7 раздела II Плана разработки технических регламентов Таможенного союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79, Российская Федерация является ответственным разработчиком.
Проект изменений N 2 был разработан в целях приведения к единообразию обязательных требований к пищевой продукции, установленных в ТР ТС 021/2011 и Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 (далее - ЕСТ).
Проектом изменений N 2 предлагается установление требований к обогащенной, специализированной пищевой продукции, в том числе к биологически активным добавкам (БАД) к пище в части уровня содержания и перечня разрешенных для использования в пищевой промышленности биологически активных веществ (подготовлены на основе раздела 1 главы II ЕСТ).
Кроме того, проектом изменений N 2 актуализирован ряд санитарномикробиологических и санитарно-химических регламентов безопасности пищевой продукции. Впервые вводятся требования к безопасности облученных пищевых продуктов.
Проект акта в настоящей редакции направляется в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия впервые.
Ранее проект акта направлялся на рассмотрение в рамках внутригосударственного согласования. Минэкономразвития России письмом от 8 февраля 2020 г. N 3403-ВЖ/Д26и направило разработчику разъяснения о порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов решений Евразийской экономической комиссии.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 38-42 Правил, разработчиком соблюдены не в полном объеме.
Так, разработчиком во исполнение подпункта "г" пункта 25 Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза (далее - Порядок ЕЭК), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48, должны быть подготовлены: проект решения Совета Комиссии о принятии проекта изменений N 2, а также проект решения Коллегии Комиссии о введении в действие принятого проекта изменений N 2 и о переходных положениях в отношении проекта изменений N 2.
При этом согласно абзацу четвертому пункта 38 Порядка ЕЭК в решении Совета Комиссии об утверждении проекта изменений N 2 должен быть установлен срок вступления в силу проекта изменений N 2, который не может составлять менее 180 календарных дней с даты принятия указанного решения.
Вместе с тем указанные проекты решений в составе комплекта документов к проекту изменений N 2 в Минэкономразвития России для проведения оценки регулирующего воздействия представлены не были. Также в отношении указанных проектов решений разработчиком не была соблюдена процедура публичного обсуждения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта изменений N 2 в период с 14 ноября по 12 декабря 2019 г., по итогам которого поступило 191 предложение от федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и оборот пищевой продукции на территории Российской Федерации. Разработчиком представлена сводная таблица замечаний и предложений к проекту изменений N 2 к ТР ТС 021/2011 (далее - сводная таблица) с комментариями разработчика. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/10/11-19/00097096).
Из 191 поступившего предложения разработчиком было учтено 58, частично учтено 6 и не учтено 125 предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 44 Правил были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 22 по 26 июня 2020 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых участники публичных консультаций сообщили, что замечания, представленные в сводной таблице и не учтенные разработчиком, остаются актуальными.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию и рисков его введения для субъектов предпринимательской деятельности.
1. Представляется неясной необходимость введения в ТР ТС 021/2011 приложения N 16 "Сроки введения основных видов пищевой продукции и блюд прикорма промышленного выпуска в питание детей раннего возраста".
Указанное приложение не содержит объектов регулирования, предусмотренных статьей 1 ТР ТС 021/2011, устанавливающей область применения регламента:
1) объекты технического регулирования;
2) требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
3) правила идентификации объектов технического регулирования;
4) формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 2 указанной статьи ТР ТС 021/2011 "при применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза".
Предлагаемое разработчиком приложение не имеет механизма осуществления государственного контроля за соблюдением проектируемых требований. Полагаем, что указанное приложение носит рекомендательный характер и подлежит исключению из проекта акта.
2. Обращаем внимание разработчика на необходимость уточнения проектируемого приложения N 17 к ТР ТС 021/2011 в связи с наличием аналогичного по содержанию раздела 12.2 "Продукты прикорма на зерновой основе" ЕСТ. Вместе с тем проектируемые положения несколько отличаются от требований указанного раздела ЕСТ. Например, показатели, приведенные в разделе 2 проектируемого приложения N 17, не совпадают с показателями аналогичного раздела ЕСТ. При этом в ряде разделов указанного приложения разработчик не указал, что устанавливаемые содержания минеральных веществ и витаминов в соответствии с пунктом 8 статьи 4.9 технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) нормируются только для обогащенных продуктов, в случае, если витамины и минеральные вещества добавлены в пищевую продукцию при ее производстве. Обращаем внимание, что в разделе 1 указанного приложения содержание железа нормируется без упоминания о том, что продукт обогащен.
2. Полагаем необоснованным включение в ТР ТС 021/2011 приложения N 13 "Перечень групп пищевой продукции, которые могут обогащаться витаминами, минеральными и биологически активными веществами" и приложения N 15 "Формы витаминов, витаминоподобных веществ и минеральных веществ для использования при производстве БАД к пище для взрослых".
Указанные приложения также не могут быть отнесены к объектам регулирования, предусмотренным статьей 1 ТР ТС 021/2011, так как не устанавливают требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные), правила идентификации объектов технического регулирования; формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего технического регламента
Включение в ТР ТС 021/2011 перечней пищевой продукции и витаминов, которые могут носить в ограниченных случаях рекомендательный характер, содержит риски избыточного регулирования, не учитывающего особенности и состояние пищевой промышленности, характера традиционного питания, общего состояния здравоохранения и мер, принимаемых на национальном уровне в государствах-членах Евразийского экономического союза. Придание указанным перечням обязательного характера также содержит риски установления избыточного государственного контроля, дополнительных технических и административных барьеров для отраслей пищевой промышленности государств-членов.
Считаем целесообразным исключить указанные приложения из проекта акта.
Кроме того, обращаем внимание, что проект решения Совета Комиссии о принятии проекта изменений N 2, а также проект решения Коллегии Комиссии о введении в действие принятого проекта изменений N 2 и о переходных положениях в отношении проекта изменений N 2 также подлежат размещению на официальном сайте с целью проведения публичного обсуждения в соответствии с пунктами 39-41 настоящих Правил.
Учитывая изложенное, обращаем внимание разработчика, что в соответствии с пунктом 42(1) Правил проект изменений N 2 подлежит доработке.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводной таблице по итогам размещения текста проекта, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.