Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808"
(подготовлен Минкультуры России 14.01.2021 г.)
1. В статье 68 Конституции Российской Федерации указывается: "Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством".
Предлагается дополнить раздел II ОГКП ("Основания для выработки государственной культурной политики"), поместив в начало раздела пункт следующего содержания (в соответствии с пунктом 4 статьи 68 и подпунктом "в" пункта 1 статьи 114 Конституции):
"1. Конституция Российской Федерации:
- закрепляет статус культуры как уникального наследия её многонационального народа, поддерживаемого и охраняемого государством;
- уполномочивает Правительство Российской Федерации на проведение единой социально ориентированной государственной политики в области культуры."
Соответственно изменить нумерацию последующих пунктов.
2. В ст. 77 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается: "Основой общероссийской идентичности народов Российской Федерации является исторически сложившаяся система единых духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации как неотъемлемая часть российской культуры."
Предлагается включить данный абзац в текст раздела I ОГКП, поместив его между 3-м и 4-м абзацами действующей редакции ОГКП.
3. В ст. 69 Конституции Российской Федерации указывается: "Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия".
Предлагается дополнить раздел V ОГКП ("Принципы государственной культурной политики") абзацем следующего содержания: "защита культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия".
4. В статье 67 Конституции Российской Федерации указывается: "Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения".
Предлагается дополнить раздел V ОГКП ("Принципы государственной культурной политики") двумя абзацами, помещёнными между 2-м и 3-м абзацами действующей редакции, следующего содержания:
- "дети как важнейший приоритет государственной культурной политики" (в соответствии с пунктом 4 статьи 67.1 Конституции);
- "защита традиционных семейных ценностей и института брака как союза мужчины и женщины" (в соответствии с пунктом 2 статьи 7 и подпунктом "ж.1" пункта 1 статьи 72 Конституции, где отражены традиционные семейные ценности).
5. Согласно разделу IV ОГКП, в перечень основных целей государственной культурной политики входит "передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения".
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации относит к национальным интересам на долгосрочную перспективу "сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (ст. 30 СНБ). Разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации отмечены в числе основных угроз государственной и общественной безопасности (ст. 43, 79 СНБ). Среди стратегических целей обеспечения национальной безопасности в области культуры СНБ называет "сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества" (ст. 76 СНБ).
Подпункт "г" статьи 3 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы устанавливает, что одним из основных принципов развития информационного общества является приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий.
Данный подход отражён также в ст. 11, 70, 77-80, 82 Стратегии национальной безопасности; в ст. 8, 12, 23 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации; в ст. 3 и 26 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы; в ст. 17, 21, 21.1 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года; в п. 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года; в разделах I, III (ст. 1 и 2) и V Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года.
Предлагается закрепить данные положения, внеся следующие изменения в ОГКП:
- абзац 9 раздела I ОГКП (начинается словами: "Утверждение приоритета культуры_") дополнить словами: "разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности";
- абзац 1 раздела IV ОГКП изложить в следующей редакции: "Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.";
- в абзаце 3 пункта 1 раздела VIII ОГКП слова "осознание семейных ценностей" заменить словами "осознание традиционных семейных ценностей".
6. Как указывается в статье 13 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, конкуренция между государствами всё в большей степени охватывает ценности и модели общественного развития. Аналогичные положения содержатся в пункте 5 Концепции внешней политики Российской Федерации.
При этом: "Всё большее влияние на характер международной обстановки оказывает усиливающееся противоборство в глобальном информационном пространстве, обусловленное стремлением некоторых стран использовать информационные и коммуникационные технологии для достижения своих геополитических целей, в том числе путём манипулирования общественным сознанием и фальсификации истории" (ст. 21 СНБ). Отмечается также, что деятельность ряда иностранных и международных неправительственных организаций направлена на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей (ст. 43 СНБ).
Аналогичным образом в статье 12 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации указывается на расширение масштабов информационного воздействия со стороны отдельных государств на население России, в первую очередь на молодёжь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Как указывается в статье 82 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, укреплению национальной безопасности в сфере культуры способствует обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации посредством принятия мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.
Таким образом, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и Доктрина информационной безопасности Российской Федерации указывают на угрозы культурному суверенитету Российской Федерации.
Представляется целесообразным отразить данную ситуацию, внеся следующие изменения в текст ОГКП:
- в разделе IV ОГКП в перечень целей государственной культурной политики добавить: "обеспечение суверенитета Российской Федерации в области культуры";
- в разделе VI ОГКП дополнить подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей абзацем следующего содержания: "Принятие мер по защите российского общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия.".
7. В разделе III ОГКП в определении понятия "субъекты государственной культурной политики" упоминаются "организации культуры, общественные объединения и организации, иные организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодёжью".
В пункте 5 раздела II ОГКП указывается: "Государственная культурная политика направлена на повышение гражданского самосознания, готовности и способности людей к активному участию в процессах общественного развития."
В разделе V ОГКП указывается, что одним из принципов государственной культурной политики является "делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам".
В разделе VI ОГКП указывается, что в число задач государственной культурной политики, относящихся к области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий, входит "передача части функций по регулированию современного художественного творчества и оценке его качества профессиональным сообществам и творческим общественным организациям".
В абзаце 4 раздела VII ОГКП указывается: "Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и общественных организаций в процесс трансформации системы управления."
Таким образом:
- с одной стороны, очевидна необходимость привлечения институтов гражданского общества к решению задач государственной культурной политики;
- с другой стороны, в отдельных случаях присутствует необоснованное ограничение, когда к решению задач государственной культурной политики предлагается привлекать лишь "творческие общественные организации".
Представляется, что участие творческих общественных организаций здесь безусловно необходимо. Однако объективная оценка явлений культуры и их воздействия на общество, эффективное решение задач государственной культурной политики требуют привлечения к этой работе структур гражданского общества, отражающих мнение общества в целом. Именно такой подход обеспечивает должное соотнесение интересов отрасли культуры (и творческих общественных организаций) с интересами российского общества в целом.
В этой связи предлагается внести следующие изменения в ОГКП:
- в абзаце 4 раздела III ОГКП добавить в тексте слова "институты гражданского общества"; слова "иные организации" заменить на слова "в том числе организации", изложив данный абзац в следующей редакции: ""субъекты государственной культурной политики" - органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления, образовательные, научные организации, организации культуры, институты гражданского общества, общественные объединения и организации, в том числе организации, осуществляющие деятельность в области искусства, науки, образования, просвещения, воспитания, семейных отношений, работы с детьми и молодёжью";
- абзац 4 раздела VII ОГКП изложить в следующей редакции: "Масштаб и глубина необходимых преобразований требуют постепенного и целенаправленного включения профессионального сообщества и институтов гражданского общества в процесс трансформации системы государственного управления сферой культуры."
8. В Разделе IV "Основные направления пространственного развития Российской Федерации" Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, указывается: "Для обеспечения географии и ускорения экономического роста, научно-технического и инновационного развития Российской Федерации за счет социально-экономического развития перспективных крупных центров экономического роста Российской Федерации - крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций предлагается: обеспечить ускорение экономического, научно-технического и инновационного развития указанных территорий за счет приоритетной поддержки высокотехнологических и наукоемких отраслей производства товаров, услуг, творческих (креативных) индустрий".
Учитывая важность развития творческих индустрий как действенного механизма перехода от сырьевой экономики к инновационной, основываясь на мировом опыте классификации творческих индустрий, предлагается внести следующие корректировки:
"творческие индустрии" - компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели, производящие в процессе творческой деятельности экономические ценности с высоким потенциалом добавленной стоимости, обеспечивающие воспитание гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества, а также деятельность по капитализации культурных продуктов. К творческим индустриям относятся индустрии в сфере: рекламы, архитектуры, изобразительного искусства, ремесел, дизайна, моды, кино, музыки, исполнительских искусств, издательского дела, программного обеспечения, средства массовой информации, компьютерных и видеоигр".
9. В статье 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается: "К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины."
Предлагается дополнить раздел III ОГКП следующим определением:
"традиционные российские духовно-нравственные ценности" - приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины".
Данное определение предлагается поместить после определения понятия "менталитет, ментальность российского народа".
10. В разделе IV ОГКП в качестве одной из целей государственной культурной политики указывается "укрепление гражданской идентичности".
Определение этого понятия дано в подпункте "г" пункта 4.2 Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: "общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества".
При этом по тексту СГНП в качестве синонимов используются такие формулировки, как "базовые ценности российского общества" (подпункт "г" п. 4.2), "единые принципы и ценности" (п. 11), "традиционные российские духовно-нравственные ценности" (подпункт "г" п. 17, подпункт "д" п. 21, подпункт "а" п. 21.1), "духовно-нравственные и культурные ценности народов Российской Федерации" (подпункт "а" п. 21.1).
С учётом того, что в статье 78 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определено понятие "традиционные российские духовно-нравственные ценности", предлагается:
- в абзаце 3 раздела IV ОГКП слова "укрепление гражданской идентичности" заменить на "укрепление общероссийской гражданской идентичности";
- дополнить раздел III ОГКП следующим определением: "общероссийская гражданская идентичность" - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность традиционным ценностям российского общества".
Данное определение предлагается поместить после определения понятия "традиционные российские духовно-нравственные ценности".
11. В статье 76 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается:
"Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры являются:
сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности;
сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве."
Представляется, что стратегические цели обеспечения национальной безопасности в области культуры должны быть учтены при определении перечня целей государственной культурной политики.
С учётом соображений, изложенных выше (см. п. 4, 7 и 11 настоящих предложений), предлагается раздел IV ОГКП "Цели государственной культурной политики" изложить в следующей редакции:
"Основные цели государственной культурной политики - формирование гармонично развитой личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития.
Целями государственной культурной политики также являются:
укрепление общероссийской гражданской идентичности, единого культурного пространства страны;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам;
обеспечение суверенитета Российской Федерации в области культуры;
повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве."
12. Разделом VI Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года предусматривается реализация дополнительных направлений социально-экономического развития исторических поселений, сохранение и воссоздание в исторических поселениях памятников истории и культуры и исторически ценных градоформирующих объектов.
Предлагается в разделе VI ОГКП дополнить подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области культурного наследия народов Российской Федерации, следующим абзацем:
"Сохранение и развитие исторических поселений."
Данный абзац предлагается поместить перед последним абзацем указанного подраздела.
13. В статье 82 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что укреплению национальной безопасности в области культуры способствует в том числе создание условий для организации досуга, стимулирования творческого развития и художественного образования граждан.
Предлагается в разделе VI ОГКП подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий:
- абзац 2 изложить в следующей редакции "Развитие театрального, музыкального, балетного, оперного, циркового искусства, других видов исполнительского искусства, создание авторам и исполнителям условий для работы в России.";
- дополнить абзацем следующего содержания "Создание условий для организации досуга, стимулирование творческого развития и художественного образования граждан.";
Данный абзац мог бы быть включён в текст между абзацами 13 и 14 текущей редакции указанного подраздела ОГКП.
14. Согласно подпункту "к" п. 26 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, необходимо создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов.
Предлагается в разделе VI ОГКП дополнить подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области расширения и поддержки международных культурных и гуманитарных связей, абзацем следующего содержания:
"Создание условий для популяризации русской культуры и науки за рубежом."
15. Основные направления развития воспитания в Российской Федерации изложены в разделе III Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. При этом п. 2 раздела III СРВ перечисляет меры, направленные на приобщение детей к культурному наследию.
Вместе с тем специфика образования в отрасли культуры - это наличие российской национальной системы образования в области искусств, включающей в себя трёхступенчатую структуру образования и раннюю профессионализацию в форме специальных учебных заведений для одарённых детей в области музыки, изобразительного искусства и балета.
Предлагается в разделе VI ОГКП дополнить подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области воспитания, рядом абзацев, соответствующих положениям указанного выше раздела СРВ и задачам сохранения российской национальной системы образования в области искусств, в том числе:
"Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, с целью воспитания граждан.
Сохранение и развитие российских национальных систем, принципов и методов воспитания и образования детей, подростков и молодёжи в области искусств, в том числе в форме охраны и поддержки уникальной трёхступенчатой системы образования в области музыкального, театрального, художественного и циркового искусства, а также ранней профессионализации в форме специальных учебных заведений для одарённых детей в области музыки, изобразительного искусства и балета.
Увеличение доступности детской литературы, приобщение детей и их родителей к лучшим произведениям отечественной и мировой литературы и искусства.
Поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских духовно-нравственных и семейных ценностей.
Поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей и взрослых."
16. Как указано в подпункте "г" п. 26 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы для формирования информационного пространства знаний необходимо в том числе сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Предлагается в разделе VI ОГКП подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, дополнить абзацем следующего содержания:
"Формирование безопасной информационной среды путём популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей."
Данный абзац предлагается поместить первым в указанном подразделе.
17. Согласно подпункту "д" пункта 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, одним из основных направлений государственной политики по противодействию экстремизму в сфере государственной информационной политики является использование возможностей государственных средств массовой информации в целях сохранения традиционных для России нравственных ориентиров, межнационального и межконфессионального согласия, а также приобщения молодёжи к ценностям российской культуры.
Предлагается в разделе VI ОГКП дополнить подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, абзацем следующего содержания:
"Использование возможностей средств массовой информации в целях сохранения традиционных для России нравственных ориентиров, межнационального и межконфессионального согласия, а также приобщения молодёжи к ценностям российской культуры."
18. В ст. 82 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указывается, что укреплению национальной безопасности в области культуры способствует в том числе формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов.
Предлагается в разделе VI ОГКП подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, дополнить абзацем следующего содержания:
"Формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, соответствующих целям и задачам государственной культурной политики."
19. Согласно подпункту "к" пункта 23 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Предлагается в разделе VI ОГКП дополнить подраздел, посвящённый задачам государственной культурной политики в области формирования информационной среды, благоприятной для становления личности, абзацем следующего содержания:
"Профилактика информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей."
20. Координационный орган, о котором идёт речь в VII разделе ОГКП ("Комплексное совершенствование системы управления"), уже создан - это Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2017 N 817. В указанном постановлении определены полномочия данной комиссии.
Следует также принять во внимание необходимость определения целевого значения показателя оценки состояния национальной безопасности по стратегическому приоритету "Культура" - "Доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру" (ст. 115 СНБ). Представляется целесообразным наделить указанную Правительственную комиссию соответствующими полномочиями.
Предлагается в разделе VII ОГКП ("Комплексное совершенствование системы управления") изложить подраздел "Организационное, аналитическое и информационное обеспечение разработки и реализации государственной культурной политики" в следующей редакции:
"Создана Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики, к полномочиям которой относятся:
- выработка и корректировка стратегических подходов к реализации государственной культурной политики;
- разработка проектов стратегии государственной культурной политики;
- подготовка предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ, предусматривающих межведомственную координацию деятельности по реализации стратегии государственной культурной политики;
- формирование эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики;
- проведение мониторинга достижения целей государственной культурной политики;
- выработка критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной культурной политики;
- определение научно обоснованного целевого значения доли расходов в валовом внутреннем продукте на культуру."
Принятие Указа Президента Российской Федерации будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию граждан Российской Федерации, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку интеллектуального труда.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.