Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании поручения Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N ММ-П10-9116 о необходимости разработки и внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, подлежащих принятию в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 г. Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ).
Проектом акта предлагается, в частности, установить уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанностей представлять в налоговые органы отчет об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 10 ноября по 7 декабря 2020 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/108952 (ID проекта: 02/04/10-20/00108952).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, юридической фирмы Digital Rights Center по согласованию с "Комиссией по блокчейн-технологиям и крипто-экономике" общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия" и гражданина Д. Королева.
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 20 по 27 января 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены положительные отзывы по проекту акта от ПАО "Газпром" и ПАО "Газпром нефть", а также замечания и предложения от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, "Комиссии по блокчейн-технологиям и цифровой экономике" общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия", Ассоциации развития цифровой экономики и блокчейн-технологий (IDEO), ПАО Сбербанк, ПАО Банк ВТБ, АО "Россельхозбанк", ПАО "Татнефть", АО "АБ "РОССИЯ", ПАО "НОВАТЭК".
Неучтенные Минэкономразвития России замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были в целом соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта и сводному отчету имеется следующие замечание.
Согласно информации, содержащейся в сводном отчете, основной проблемой, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, является уклонение соответствующих лиц от исполнения обязанности представлять в налоговые органы отчеты об операциях с цифровой валютой, а также преступления с использованием цифровой валюты.
При этом в условиях отсутствия в настоящее время практики применения норм Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ (вступил в силу с 1 января 2021 г.) уклонение от исполнения указанных обязанностей не может рассматриваться в качестве проблемы, которую можно решить исключительно посредством предлагаемых проектом акта мер уголовной ответственности.
Также следует отметить, что разработчиком не приведены обоснования необходимости (целесообразности) отнесения данного правонарушения к преступлению, то есть к виновно совершенному общественно опасному деянию*(1), и применения предлагаемых мер уголовной ответственности, в том числе и в виде лишения свободы на определенный срок.
Основной целью составления и представления отчетности об операциях с цифровой валютой является сбор информации, необходимой, прежде всего, для контроля за правильностью исчисления налогов и сборов, а также за полнотой и своевременностью их уплаты в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. То есть представляемая отчетность, по своей сути, является одним из инструментов, необходимых для минимизации рисков уклонения от уплаты налогов и сборов, за которое в соответствии со статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации виновное лицо может быть привлечено к соответствующим мерам уголовной ответственности.
Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание отсутствие убедительных доводов разработчика в пользу необходимости признания указанного правонарушения преступлением, в отношении лиц, совершивших данное правонарушение (в том числе в силу его малозначительности), должны быть предусмотрены определенные меры административной ответственности.
При этом следует отметить, что в настоящее время в отношении подобных правонарушений Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены соответствующие меры административной ответственности.*(2)
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии обоснования решения заявленной проблемы способом, предложенным проектом акта.
В этой связи предусматриваемое проектом акта регулирование концептуально не может быть поддержано.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Статья 14 Уголовного кодекса Российской Федерации.
*(2) Статьи 5.17, 5.55, 8.5,1,8.49, 13.19, 15.6, 15.15.6 и т.д. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.