Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 189"
(подготовлен Минпромторгом России 12.02.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 189" (далее - проект постановления), предусматривающий расширение перечня адресатов финансовой поддержки, предоставляемой федеральным государственным автономным учреждением "Российский фонд технологического развития" (далее - Фонд) разработан во исполнение подпункта "и" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648, а также в соответствии с пунктом 8 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 19 октября 2020 г. N ДЧ-П10-13193 о необходимости Минфину России совместно с Минпромторгом России проработать вопрос оказания организациям мер поддержки в форме субсидирования процентных ставок по займам на приобретение ими программно-аппаратных комплексов, используемых для нанесения маркировки товаров средствами идентификации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23 апреля 2019 г. N Пр-718 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить минимизацию финансовой нагрузки на производителей готовой молочной продукции из числа субъектов малого и среднего предпринимательства при внедрении обязательной маркировки, включая затраты на установку оборудования для маркировки.
Также пунктом 7 протокола совещания под председательством Заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А.К. Уварова от 14 сентября 2020 г. N АУ-П10-46пр Минпромторгу России поручено разработать меры государственной поддержки типографий, печатающих упаковку для молочной продукции, обеспечивающих основную потребность участников рынка, в целях их оснащения оборудованием, необходимым для печати упаковки с нанесенным средством идентификации, а также возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на его закупку.
Правоприменительная практика, обусловившая необходимость изменения правового регулирования, ввиду новизны соответствующих правоотношений, отсутствует.
Вместе с тем считаем целесообразным отметить, что соответствии с пунктом 4 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 515, маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения средств идентификации (кодов маркировки в машиночитаемой форме) на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель, предназначенный для нанесения средств идентификации, в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения. При этом производители несут затраты на оборудование для маркировки, а также на оплату услуг по предоставлению кодов маркировки в размере 50 копеек за 1 код маркировки без учета налога на добавленную стоимость (плата установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 577).
Предлагается предусмотреть возможность предоставлять финансирование Фонда участникам оборота товаров и производителям упаковки, приобретающим оборудование, предназначенное для маркировки товаров средствами идентификации, а также производителям соответствующего оборудования, в том числе для дальнейшей установки в типографиях или на производствах упаковки, что позволит снизить стоимость данного оборудования, упаковки и, в конечном счете, себестоимость нанесения маркировки для участников оборота товаров.
Обоснование существующей финансовой нагрузки на юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в связи с внедрением обязательной маркировки средствами идентификации возможно описать на примере товарной группы "Шины", подлежащей обязательной маркировке в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1958 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 792-р.
Маркировка средствами идентификации товаров "Шины" осуществляется путем нанесения кода маркировки на товар.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р, предусмотрена централизованная генерация кодов маркировки с использованием российских криптографических технологий, которая осуществляется оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга).
Следует отметить, что в соответствие с распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 899-р об утверждении существенных условий соглашения о государственно-частном партнерстве, заключаемого в целях создания, эксплуатации и технического обслуживания объекта, предназначенного для обеспечения маркировки и прослеживаемости отдельных видов товаров, устройства регистрации эмиссии, обеспечивающие генерацию кода маркировки с криптозащитой, предоставляются бесплатно, и их обслуживание производится оператором информационной системы мониторинга на безвозмездной основе.
Регистраторы эмиссии выполняют функции заказа и аннулирования кодов маркировки товарных единиц.
Вместе с тем, все иное оборудование, необходимое участникам оборота товаров для исполнения требований об обязательной маркировке средствами идентификации, приобретается ими самостоятельно и за свой счет.
Так, импортерам и производителям товаров "Шины" для осуществления ввода маркированной продукции в оборот необходимы принтер печати товарных этикеток и считыватель кодов маркировки в формате представления DataMatrix (в случае их отсутствия). По информации оператора системы маркировки ООО "Оператор-ЦРПТ" государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке, для импортеров и производителей стоимость принтеров составляет (ориентировочная усредненная стоимостная оценка в зависимости от технических характеристик и требований) - от 100 000 рублей (для крупного бизнеса), от 50 000 рублей (для среднего бизнеса), от 10 000 рублей (для мелкого бизнеса), сканера - от 20 000 рублей (для крупного бизнеса),от 10 000 рублей (для среднего бизнеса), от 2 000 рублей (для мелкого бизнеса).
Оптовому и розничному звену необходимы считыватель кода маркировки в формате представления DataMatrix (в случае их отсутствия). Стоимость данного сканера составляет (ориентировочная усредненная стоимостная оценка в зависимости от технических характеристик и требований) - от 4 000 рублей (для крупного бизнеса), от 2 000 рублей (для среднего и мелкого бизнеса).
Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением постановлении Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. N 189 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" на реализацию проектов по внедрению системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в организациях фармацевтической промышленности" Фонд с 2018 года предоставляет займы на целевую закупку оборудования для маркировки лекарств.
Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в целях достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы составил 2,3 млрд рублей.
В этой связи средства (в рамках бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"), полученные при возврате выданных займов, проценты, а также иные доходов в форме штрафов и пеней, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия, предлагается направить на аналогичные цели - приобретение оборудования, предназначенного для маркировки товаров средствами идентификации, в том числе посредством печати кодов маркировки.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предложенные проектом постановления изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий.
Принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.