Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения исполнения собственниками объектов промышленной инфраструктуры обязанности по ликвидации причиненного вреда окружающей среде" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение пункта 5 поручения Правительства Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N АО-П11-8926 об исполнении подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2020 г. N Пр-1210, данного по итогам совещания "Об экологической ситуации в г. Усолье-Сибирское Иркутской области" 30 июля 2020 года.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проектируемого регулирования является обеспечение исполнения собственниками предприятий обязанности по ликвидации причиненного вреда окружающей среде на разных стадиях жизненного цикла предприятия.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 21 декабря 2020 года по 18 января 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-20/00111889).
Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции ООО "Марийский нефтеперерабатывающий завод", АО "Зарубежнефть", ООО "Институт "Мосинжпроект", не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции АО "СУЭК", ОАО "Уральская горно-металлургическая компания", ФАУ "Главгосэкспертиза России", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, ПАО "ГМК "Норильский никель", НОПРИЗ, ООО "Иркутская нефтяная компания", АО "ТАИФ-НК", ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "Т Плюс", ПАО "Транснефть", ПАО "РусГидро", ООО "Афипский НПЗ", содержащие замечания в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. На основании подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2020 г. N Пр-1210 Правительству Российской Федерации поручено представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих особенности ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах промышленной инфраструктуры (далее - ОПИ), которые выводятся из эксплуатации (далее - Поручение).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) накопленный вред окружающей среде - вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме. При этом объектами накопленного вреда окружающей среды являются территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства (далее - ОКС) и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Таким образом, объектом проектируемых отношений должны являться объекты, отвечающие совокупности следующих условий:
ОПИ, выводимые из эксплуатации в настоящее время (окончательная остановка эксплуатации ОКС, которая осуществляется в целях его ликвидации или консервации на срок более 1 года*(1)) |
Объекты, имеющие обязательство по устранению вреда окружающей среде в результате деятельности в прошлом |
Территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред/ОКС/объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда |
Вместе с тем исходя из положений проекта акта не представляется возможным достоверно определить объект регулирования.
Так, представим следующую схему вводимых проектом акта обязательных требований:
Все ОКС |
Разработка проектной документации с проектом работ по выводу из эксплуатации, консервации, ликвидации планируемых к строительству ОКС и их частей, включая мероприятия по ликвидации вреда окружающей среде с подтверждением финансового обеспечения осуществления таких мероприятий |
ОКС (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %, превышает 10 миллионов рублей, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме) |
Разработка сметы на консервацию, ликвидацию планируемого к строительству ОКС |
Опасный производственный объект (далее - ОПО) I, II класса опасности, на котором получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в определенных количествах воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные, острой токсичности вещества, получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более |
При исключении из реестра ОПО необходимо заключение об отсутствии причиненного вреда окружающей среде; при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую необходимо заключение об отсутствии причиненного вреда окружающей среде |
Одновременно: Объект, оказывающий значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящийся к областям применения наилучших доступных технологий, - объект I категории / объект, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объект II категории
+ относящийся к вышеуказанным ОПО
+ объект, рассматриваемый как совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь |
Обязательное признание единым недвижимым комплексом (далее - ЕНК); Выделение из ЕНК объектов недвижимости при наличии заключения об отсутствии причиненного вреда окружающей среде; Переход прав собственности на ЕНК при наличии заключения об отсутствии причиненного вреда окружающей среде; Проведение процедуры банкротства при наличии заключения об отсутствии причиненного вреда окружающей среде; Составление при проектировании объекта сметы на реализацию мероприятий по ликвидации причиненного вреда окружающей среде с подтверждением финансового обеспечения осуществления таких мероприятий, представлением сведений о нормативном периоде ликвидации ОКС |
Таким образом, разработчиком проекта акта возлагаются не предусмотренные Поручением обязанности и ограничения субъектов предлагаемого регулирования, что представляется избыточным.
Кроме того, положения проекта акта фактически направлены не на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (от прошлой деятельности, обязательства по ликвидации которого не выполнены), а на ликвидацию любого вреда окружающей среде - негативного изменения окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшего за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
При этом стоит отметить, что Законом N 7-ФЗ предусмотрена необходимость возмещения вреда, причиненного окружающей среде, тогда как в отношении причинения накопленного вреда окружающей среде - ликвидация такого вреда, предусмотрен порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда.
Тем самым предметом проекта акта должно являться регулирование отношений, связанных с ликвидацией накопленного вреда окружающей среде, с внесением соответствующих изменений в главу XIV.1 "Ликвидация накопленного вреда окружающей среде" Закона N 7-ФЗ. Однако соответствующие нормы проектом акта не предусмотрены.
По данным, представленным на официальном сайте Минприроды России*(2),в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде (13 мая 2020 г.) учтено 207 объектов (прилагается), из которых объектами регулирования должны являться выводимые из эксплуатации объекты и имеющие обязательство по устранению вреда окружающей среде.
Таким образом, обращаем внимание разработчика на отсутствие системности предлагаемых изменений с действующими нормами Закона N 7-ФЗ, а также на необходимость изменения объектов регулирования.
2. Проектируемое регулирование устанавливает дополнительные требования для хозяйствующих субъектов в области ликвидации (возмещения) вреда окружающей среде, которые в полной мере предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду в результате выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты загрязняющих веществ, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (статья 16 Закона N 7-ФЗ);
- экологическое страхование (статья 18 Закона N 7-ФЗ)*(3);
- комплексное экологическое разрешение (статья 31.1 Закона N 7-ФЗ)*(4);
- декларация о воздействии на окружающую среду (статья 31.2 Закона N 7-ФЗ)*(5);
- оценка воздействия на окружающую среду (статья 32 Закона N 7-ФЗ)*(6);
- требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии (статья 40 Закона N 7-ФЗ);
- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции (статья 46 Закона N 7-ФЗ);
- требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (статья 47 Закона N 7-ФЗ);
- требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (статья 48 Закона N 7-ФЗ);
- требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51 Закона N 7-ФЗ);
- государственный экологический надзор (статья 65 Закона N 7-ФЗ);
- план мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности (статья 67.1 Закона N 7-ФЗ);
- общественный контроль в области охраны окружающей среды (статья 68 Закона N 7-ФЗ);
- государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включая актуализацию сведений о собственнике, месте нахождения объекта (статьи 69 - 69.2 Закона N 7-ФЗ);
- обязанность полного возмещения вреда окружающей среде (статья 77 Закона N 7-ФЗ);
- порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статья 78 Закона N 7-ФЗ)*(7).
В части архитектурно-строительного проектирования ОКС (предусматривается, что ОКС могут загрязнять окружающую среду, а не причинять ей вред):
- требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте ОКС (статья 36 Закона N 7-ФЗ);
- требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства (статья 38 Закона N 7-ФЗ);
- требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства (статья 39 Закона N 7-ФЗ).
Из приведенных нормативных обстоятельств следует, что Законом N 7-ФЗ проектируемые отношения в части регламентирования последствий причинения вреда окружающей среде урегулированы.
3. Проектом акта вносятся изменения в статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в части установления ряда терминов и определений, в частности "вывод из эксплуатации ОКС" - окончательная остановка эксплуатации ОКС, которая осуществляется в целях его ликвидации или консервации на срок более 1 года.
Вместе с тем для целей регулирования нет необходимости конкретизировать, на какой срок должен быть законсервирован объект, чтобы считаться выведенным из эксплуатации. Как только хозяйствующим субъектом подписывается соответствующий организационно-распорядительный документ о ликвидации или о консервации объекта, объект считается выведенным из эксплуатации.
Кроме того, согласно проектируемому определению консервацией ОКС считается прекращение строительства, реконструкции ОКС или приостановление эксплуатации, строительства, реконструкции ОКС на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем с учетом реализации комплекса мероприятий по обеспечению сохранности и безопасности ОКС в период его простоя.
С учетом того, что в целях консервации ОКС должен быть выведен из эксплуатации, а также в целях соблюдения системного единства и логичности устанавливаемых определений, представляется целесообразным исключить установление предельного срока вывода из эксплуатации ОКС.
4. В отношении проектируемого пункта 30 статьи 1 ГрК РФ в части определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса ОКС отмечаем избыточность и невозможность выполнения требования в отношении определения сметной стоимости консервации планируемых к строительству ОКС, находящихся на этапе строительства.
Определение термина "консервация ОКС" предусматривает прекращение или приостановление строительства и реконструкции ОКС. Так как объем выполненных строительных работ является переменной величиной, то предусмотреть сметную стоимость консервации планируемых к строительству ОКС до завершения работ по строительству (реконструкции) на этапе подготовки проектной документации невозможно.
Аналогичное замечание относится к определению сметной стоимости на ликвидацию ОКС, находящегося на этапе строительства, а также к изменениям, предусмотренным в статью 48 ГрК РФ.
5. Проектируемыми изменениями в статью 48 ГрК РФ предусматривается включение в состав проектной документации сметы на консервацию, ликвидацию (снос) планируемого к строительству ОКС (в случаях, если строительство, реконструкция, снос финансируются с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %, превышает 10 миллионов рублей, капитальный ремонт финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме).
Целевое и практическое предназначение сметы - планирование расходов. Однако ввиду возможных изменений стоимости работ на проведение консервации и ликвидации ОКС по истечении жизненного цикла ОКС (50-60 лет) такая смета будет уже неактуальной, даже если ОКС в процессе эксплуатации не претерпел конструктивных изменений.
Таким образом, представляется, что смета на выполнение работ по консервации или ликвидации должна выполняться не в составе проектной документации на строительство, а в случае принятия хозяйствующим субъектом решения о консервации или ликвидации объекта (за исключением случая сноса ОКС для строительства и реконструкции других ОКС).
Кроме того, частью 2 статьи 55.30 ГрК РФ предусмотрена подготовка проекта организации работ по сносу ОКС в качестве самостоятельного документа.
Таким образом, считаем целесообразным исключить обязанность по включению в состав проектной документации проекта организации работ по ликвидации (сносу) планируемых к строительству ОКС и их частей и соответствующей сметы.
6. В соответствии с проектируемыми изменениями в статью 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) исключение ОПО I и II классов опасности, указанных в пунктах 1 и 4 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ, из государственного реестра производится федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" при наличии заключения об оценке причиненного вреда окружающей среде в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды, подтверждающего отсутствие на ОПО причиненного вреда окружающей среде в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Отнесение объектов к ОПО осуществляется на основании проведения их идентификации по соответствующим признакам опасности того или иного объекта, которые определены в законодательстве о промышленной безопасности (вид и характер работ, количество и опасность того или иного вещества, которое хранится или транспортируется на объекте)*(8).
Исключение ОПО из соответствующего государственного реестра осуществляется при утрате тех признаков, в соответствии с которыми он туда был внесен.
Вместе с тем при установлении нового требования о необходимости получения вышеуказанного заключения в целях исключения из реестра ОПО не усматривается риск, предотвращаемый этим обязательным требованием, ввиду наличия обязательного государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляемого в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также учета объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляемого посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
Обращаем внимание разработчика, что на основании статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей являются необходимыми условиями установления обязательных требований.
Таким образом, на основании положений Закона N 247-ФЗ указанное требование представляется избыточным.
7. В соответствии с пунктом 1 статьи 55.1 Закона N 7-ФЗ в редакции проекта акта объекты I и II категорий, являющиеся ОПО I и II классов опасности, указанные в пунктах 1 и 4 приложения 1 к Закону N 116-ФЗ, и соответствующие статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами и предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, признаются единым недвижимым комплексом (далее - ЕНК).
Согласно указанной статье ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться ЕНК - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К ЕНК применяются правила о неделимых вещах.
На основании статьи 46 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на ЕНК осуществляются:
1) в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как ЕНК;
2) в связи с объединением нескольких указанных в статье 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в Едином государственном реестре недвижимости и права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, по заявлению их собственника.
Согласно пункту 1 статьи 8 проекта акта юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на вышеуказанных объектах, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года включительно.
Вместе с тем принудительное признание объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, являющихся ОПО, в качестве ЕНК повлечет значительные финансовые, трудовые и временные затраты для хозяйствующих субъектов, в том числе на проведение кадастровых работ, на уплату государственной пошлины.
Согласно статье 9 Закона N 247-ФЗ при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Ввиду отсутствия определения предотвращаемого указанным требованием риска в прилагаемых к проекту акта материалах, может быть сделан вывод о необоснованности, устанавливаемого пунктом 1 статьи 55.1 Закона N 7-ФЗ в редакции проекта.
8. Проектом акта предусматривается выдача заключения об отсутствии причиненного вреда окружающей среде в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических и физических лиц уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях:
- исключения из реестра ОПО;
- перевода земель или земельных участков из одной категории в другую;
- выделения из ЕНК объектов недвижимости;
- перехода прав собственности ЕНК;
- осуществления процедуры банкротства.
Указанное заключение на основании пункта 3 статьи 55.1 Закона N 7-ФЗ в редакции проекта выдается на основании заявки в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. При этом в проекте акта не устанавливается правовая сущность указанного заключения (является ли выдача заключения государственной услугой либо каким-либо видом публичного разрешения).
Представляется, что вред окружающей среде, причиненный в результате хозяйственной и/или иной деятельности юридических и физических лиц, свидетельствует о нарушении требований природоохранного законодательства, выявление которого урегулировано в рамках государственного контроля (надзора)*(9).
9. В соответствии с пунктом 7 статьи 55.1 Закона N 7-ФЗ в редакции проекта акта мероприятия по ликвидации причиненного вреда окружающей среде включаются в проект организации работ по выводу из эксплуатации, консервации, ликвидации (сносу) планируемых к строительству ОКС, их частей в составе разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Обращаем внимание разработчика, что в указанном положении не обозначены объекты, на которые распространяется требование, что способствует возложению дополнительных обязанностей по разработке мероприятий по ликвидации причиненного вреда окружающей среде на все ОКС. Указанное требование для всех ОКС не соотносится с Поручением, являющимся основанием для разработки проекта акта, о чем в настоящем заключении было указано выше.
Законом N 7-ФЗ предусмотрена ликвидация вреда только в отношении накопленного вреда окружающей среде, а для остальных случаев причинения вреда окружающей среде установлена процедура возмещения вреда, урегулированная указанным законом в полном объеме.
Кроме того, на стадии проектирования ОКС также невозможно достоверно определить мероприятия по ликвидации причиненного вреда окружающей среде, определить сметную стоимость в соответствии с нормативными предписаниями пункта 8 статьи 55.1 Закона N 7-ФЗ в редакции проекта акта, поскольку на момент проектирования ОКС вред окружающей среде не причинен, а ликвидационные и иные восстановительные мероприятия напрямую зависят от конкретных характеристик причиненного вреда. Составить мероприятия и смету по ликвидации причиненного вреда окружающей среде не представляется возможным, не проведя предварительной оценки нанесенного экологического вреда.
Стоит отметить, что проектная документация, которая предполагает, что в результате строительства и эксплуатации ОКС окружающей среде будет нанесен вред, не может рассчитывать на получение положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) государственной экологической экспертизы.
Требования о включении в проектную документацию мероприятий по ликвидации причиненного вреда окружающей среде, а также сметы на их реализацию не соответствуют принципу правовой определенности, установленному Законом N 247-ФЗ, в части типового или конкретного состава этих мероприятий, а также сметных расценок, включая инфляционные индексы, учитывая, что проект акта не содержит критерии их определения и не предполагает урегулирование данного вопроса на подзаконном уровне.
10. Пунктом 9 статьи 55.1 Закона N 7-ФЗ в редакции проекта акта устанавливается перечень документов, которые являются подтверждением финансового обеспечения осуществления мероприятий по ликвидации причиненного вреда окружающей среде, совокупный размер финансового обеспечения по которым отвечает требованиям, предусмотренным Методикой расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий по ликвидации причиненного вреда окружающей среде, которые также предусматривают возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических и физических лиц.
Вместе с тем полный объем причинения вреда, в том числе круг лиц, которым должен быть возмещен вред на этапе проектирования ОКС, определить также не представляется возможным.
При этом указанный вопрос урегулирован действующим законодательством для случаев осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в рамках Закона N 7-ФЗ, а также случаев возникновения, предупреждения и ликвидации последствий иных аварий в рамках Закона N 116-ФЗ, Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Таким образом, проектом акта для указанных случаев устанавливаются дублирующие требования по обязательному страхованию.
Любое создание каких-либо финансовых обеспечений на случай возникновения определенных обстоятельств связано с дополнительными расходами, а в части резервного фонда с непосредственным отвлечением и замораживанием оборотных средств. Формирование финансового обеспечения потребует дополнительного привлечения финансовых ресурсов от третьих лиц, в том числе посредством кредитов (займов), ценных бумаг, увеличения уставных капиталов, и/или выступит сдерживающим фактором для внутренних и внешних инвестиций.
Кроме того, проект акта содержит положения, противоречащие друг другу и возлагающие дополнительные обязанности, что требует исключения, поскольку в нем указывается на причиненный вред окружающей среде, однако к такому вреду не имеет отношения вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
11. Дополнительно обращаем внимание, что разработчиком проекта акта не соблюдена процедура оценки регулирующего воздействия, установленная Правилами, в части определения степени регулирующего воздействия, срока проведения публичных обсуждений проекта акта на официальном сайте, соблюдения требований к заполнению сводного отчета.
11.1. Так, в соответствии со сводным отчетом, направленным разработчиком письмом от 28 января 2021 г. N 05-12-31/1799 в адрес Минэкономразвития России, проект акта характеризуется средней степенью регулирующего воздействия.
Вместе с тем на основании сведений, представленных в пункте 1 настоящего заключения, проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что на основании пункта 6 Правил соответствует высокой степени регулирующего воздействия.
11.2. В соответствии с пунктом 18 Правил срок проведения публичного обсуждения устанавливается разработчиком с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте акта, но не может составлять менее 20 рабочих дней - для проектов актов, содержащих положения, имеющие высокую степень регулирующего воздействия.
Вместе с тем по информации, представленной на официальном сайте по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-20/00111889), публичные обсуждения проекта акта и сводного проводились в период с 21 декабря 2020 г. по 18 января 2021 г., что составляет 16 рабочих дней.
11.3. Содержание разделов сводного отчета в соответствии с положениями Правил также дифференцируется в зависимости от степени регулирующего воздействия проекта акта и должно помимо прочего предусматривать сведения об анализе влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с пунктом 8(1) Правил.
Кроме того, заполнение сводного отчета должно осуществляться разработчиком исходя из содержания и предполагаемого предмета регулирования проекта акта в соответствии с Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика).
Вместе с тем раздел 3 сводного отчета не содержит категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие существования проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, описания негативного воздействия и последствий существования данной проблемы, которые в том числе могут проявляться в наличии необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур.
Раздел 4 сводного отчета не содержит анализа международного опыта в соответствующей сфере регулирования.
Раздел 5 сводного отчета не содержит качественных и количественных параметров, характеризующих результат введения проектируемого регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень достижения цели проектируемого регулирования с течением времени. Формулировка цели характеристики конечного результата подменяется описанием средств достижения цели (обеспечение исполнения требований).
Раздел 6 сводного отчета не содержит анализа альтернативных способов регулирования, позволяющих достичь заявленной цели, а также описание предлагаемого регулирования.
В разделе 7 сводного отчета не представлена количественная оценка участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием.
В разделе 8 сводного отчета не приведено описание новых функций, полномочий, обязанностей и прав федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Раздел 9 не содержит оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В разделе 10 сводного отчета представлены не все новые обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценка расходов и доходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения устанавливаемых обязанностей или ограничений, в разделе 11 также не представлена. Разделы 12 - 15 сводного отчета разработчиком не заполнены.
Таким образом, по результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы.
В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 58 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Определение в редакции проекта акта
*(2) https://www.mnr.gov.ru/docs/docs/
*(3) Для опасных производственных объектов в результате аварии
*(4) Для объектов I и II категории
*(5) Для объектов II категории
*(6) В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду
*(7) Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды
*(8) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов"
*(9) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.