Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Программы экспериментального правового режима в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в сфере цифровых инноваций по направлению предоставления государственных услуг в строительстве"
(подготовлен Минстроем России 20.02.2021 г.)
Проект Программы экспериментального правового режима в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве в сфере цифровых инноваций по направлению предоставления государственных услуг в строительстве (далее - проект программы) подготовлен в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации". Согласно указанной норме экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций могут устанавливаться по такому направлению разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций, как предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Целью проекта программы является установление специального регулирования условий экспериментального правового режима по указанному направлению предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере архитектурно-строительного проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства (далее - государственные услуги в строительстве) на территории города Москвы.
Предметом проекта программы является апробация и внедрение новой цифровой технологии - Цифровая площадка взаимодействия участников строительства (далее - Цифровая площадка взаимодействия), обеспечивающей предоставление комплексных услуг в строительстве, включающих предоставление нескольких государственных услуг в строительстве и услуг, которые являются необходимой и обязательной для предоставления таких государственных услуг (далее - государственные и иные услуги в строительстве).
Целями установления экспериментального правового режима в сфере строительства на территории города Москвы являются:
1) повышение качества предоставления государственных услуг в строительстве на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы;
2) повышение эффективности государственного управления в сфере строительства на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы;
3) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций в строительстве;
4) разработка предложений по совершенствованию общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима.
Проект программы разработан с учетом протокола совещания у Мэра Москвы о реализации Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" от 29 марта 2019 года N 4-27-51/9-13 в целях апробации и внедрения Цифровой площадки взаимодействия, представляющей собой платформенное решение, формирующее единую среду для юридически значимых действий в строительстве участников экспериментального правового режима - государственных органов, негосударственных организаций и застройщиков (технических заказчиков). Такое платформенное решение позволит осуществить:
1) внедрение принципиально нового подхода к управлению строительными проектами, основанному на предоставлении комплексных услуг в строительстве;
2) реализацию сквозных бизнес-процессов в рамках предоставления государственных и иных необходимых услуг в строительстве;
3) переход от межведомственных взаимодействий типа "запрос-ответ" к согласованиям между субъектами экспериментального правового режима в рамках единой информационной среды;
4) алгоритмизацию как внутренних процессов взаимодействия субъектов экспериментального правового режима, так и их взаимодействия с внешним заявителем через единый центр;
5) формирование и использование:
а) цифрового паспорта объекта капитального строительства, содержащего полную и достоверную информацию об объекте капитального строительства, строительных проектах и территориях, в том числе их информационные модели;
б) цифрового профиля участника строительства, позволяющего сформировать актуальный профиль организации со всеми дочерними предприятиями, доверенными лицами и перечнем сотрудников, имеющих персонализированный доступ к отдельным функциям и возможностям цифровой площадки;
б) единого хранилища градостроительных документов в цифровом формате.
В 2019-2020 гг. Департаментом градостроительной политики города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы в рамках создания Цифровой площадки взаимодействия реализованы следующие пилотные процессы:
- перевод в электронный вид услуг администраций городских округов Троицк и Щербинка по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы по подготовке и выдаче разрешения на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;
- перевод в электронный вид процессов направления уведомлений о проведении земляных работ для объектов капитального строительства, строящихся по Программе реновации жилищного фонда в городе Москве, и объектов капитального строительства, строящихся в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2019-2022 годы.
Актуальность апробации и внедрения новой цифровой технологии "Цифровая площадка взаимодействия участников строительства" в рамках экспериментального правового режима определяется тем, что в ходе реализации указанных пилотных процессов были выявлены проблемы, связанные с тем, что общее регулирование, касающееся отношений в сфере цифровых инноваций по направлению внедрения и апробации предоставления комплексных услуг через Цифровую площадку взаимодействия, содержит требования, предписания, запреты, ограничения, при соблюдении которых внедрение вышеуказанных цифровых инноваций существенно затруднено.
Основными такими проблемам являются:
1. Отсутствие возможности группировать государственные и иные необходимые услуги в строительстве в комплексную услугу, предоставляемую одновременно в рамках единого запроса.
2. Невозможность наделения организаций коммунального, транспортного комплекса и иных негосударственных организаций, участвующих каким-либо образом в представлении государственных и иных необходимых услуг в строительстве, полноценным правовым статусом участника предоставления таких услуг, например, в части организации доступа таких организаций к информационным базам градостроительной документации, регламентации их участия в процедуре предоставления указанных услуг и т. д.
3. Невозможность разработки проектной документации в отношении проектных решений за границами земельного участка объекта капитального строительства в части благоустройства такой территории, включая озеленение и обращение с зелеными насаждениями, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, организации дорожного движения на период эксплуатации объекта капитального строительства и движения транспорта и пешеходов на период проведения строительных работ на проезжей части, размещения инженерно-технических сетей, обращения с отходами строительства и сноса, проведения иных земляных работ. В соответствии с действующим законодательством такие проектные решения застройщики разрабатывают и согласовывают в рамках различных процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (согласно различным исчерпывающим перечням процедур в строительстве*(1)), но за рамками проектной документации.
Данные проблемы могут быть решены в рамках установления проектом программы экспериментального правового режима на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах которой планируется осуществлять или осуществляется строительство объектов капитального строительства.
Проектом программы предлагаются следующие ключевые составляющие экспериментального правового режима.
1. Экспериментальный правовой режим предусматривает предоставление на базе Цифровой платформы взаимодействия всего объема государственных и иных необходимых услуг в строительстве в форме комплексных услуг в строительстве. При этом под комплексной услугой в строительстве предлагается понимать услугу исключительно в электронной форме, включающую в себя не менее двух государственных услуг в строительстве, установленных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" или не менее одной государственной услуги в строительстве и не менее одной услуги, которая является необходимой и обязательной для предоставления такой государственной услуги.
2. В рамках экспериментального правового режима предусмотрено предоставление следующих комплексных услуг в строительстве:
1) получение исходных данных для проектирования;
2) получение ордера на проведение земляных работ в целях производства инженерно-геологических изысканий;
3) согласование градостроительных и проектных решений;
4) получение разрешения на строительство;
5) государственный контроль за строительством;
6) получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
7) завершение строительства.
Данный перечень комплексных услуг в строительстве предлагается как исчерпывающий и покрывает все предусмотренные процедуры для строительства объектов капитального строительства, за исключением государственных услуг и иных необходимых услуг в строительстве для целей:
1) реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства;
2) строительства объектов индивидуального жилищного строительства;
3) строительства линейных объектов;
4) осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
3. Субъектами экспериментального правового режима выступают федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти города Москвы, предоставляющие государственные и иные необходимые услуги в строительстве и (или) осуществляющие функции в процессе предоставления комплексных услуг в строительстве; государственные учреждения города Москвы, государственные унитарные предприятия города Москвы, предоставляющие услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг в строительстве; иные юридические лица, предоставляющие услуги, являющиеся необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг в строительстве, в том числе организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и предоставляющие услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, организации, осуществляющие эксплуатацию транспортной инфраструктуры.
Участниками экспериментального правового режима, наряду с указанными субъектами такого режима, являются застройщики, технические заказчики, выступающие заявителями на оказание комплексных услуг.
4. Предоставление комплексной услуги в строительстве осуществляется в соответствии с административными регламентами комплексных услуг в строительстве, утверждаемым Правительством Москвы с учетом требований проекта программы, в том числе:
- взаимодействие с заявителем осуществляется только одним органом государственной власти города Москвы, ответственным за формирование результата такой комплексной услуги (далее - ответственный орган). Иные субъекты экспериментального правового режима, участвующие в предоставлении этой комплексной услуги, взаимодействуют с ответственным органом, направляя такому органу заключение о предоставлении соответствующей государственной и иной необходимой услуги в строительстве в составе комплексной услуги или мотивированный отказ в предоставлении такой государственной и иной необходимой услуги;
- комплексная услуга может предоставляться в один этап, в рамках которого взаимодействие с заявителем в электронной форме осуществляется только в форме подачи заявления на предоставление такой услуги и других необходимых документов и в форме направления заявителю результата такой услуги, или в несколько этапов при необходимости промежуточного взаимодействия в электронной форме ответственного органа с заявителем, в том числе в связи с технологическими особенностями процесса строительства;
- результатом комплексной услуги или ее этапа является полный комплект документов, сформированный в течение единого срока комплексной услуги (этапа такой услуги) на основании полученных ответственным органом заключений от иных субъектов экспериментального правового режима, участвующих в предоставлении этой комплексной услуги (ее этапа), и выдаваемый заявителю одновременно;
- в случае, если полученный ответственным органом мотивированный отказ (отказы) в предоставлении соответствующей государственной и иной необходимой услуги в строительстве в составе комплексной услуги вызван проблемами, которые могут быть разрешены субъектами экспериментального правового режима, участвующими в предоставлении комплексной услуги (этапа комплексной услуги в строительстве), без взаимодействия с заявителем, ответственный орган принимает решение об увеличении срока предоставления комплексной услуги (не более чем на 10 рабочих дней). В течение указанного срока ответственным органом проводится согласительное совещание с участием указанных субъектов для устранения проблем, в связи с наличием которых последовал мотивированный отказ, а затем организуется осуществление утвержденных протоколом согласительного совещания мероприятий по устранению таких проблем. Порядок поведения согласительного совещания утверждается Правительством Москвы.
5. Экспериментальный правовой режим устанавливается сроком на три года и вводится в три этапа в отношении трех групп объектов капитального строительства: первый этап - объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры; второй этап - объектов нежилого назначения; третий этап - объектов жилого назначения;
6. Проектом программы предусмотрены нормы нормативных правовых актов общего регулирования (Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 7 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), которые не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима, а также предлагается введение положений, не предусмотренных нормативными правовыми актами общего регулирования, в целях установления специального регулирования в части:
- порядка предоставления комплексной услуги, в том числе государственных и иных необходимых услуг в строительстве в ее составе;
- признания при предоставлении комплексных услуг услугами, необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг в строительстве, услуги по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставляемые организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и услуги при осуществлении строительства объектов капитального строительства, предоставляемые организациями, осуществляющими эксплуатацию транспортной инфраструктуры;
- распространения на указанные организации требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в отношении подведомственных государственным органам, муниципальным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных, муниципальных услуг;
- установления дополнительных требований по отражению в информации (на этапе выдачи градостроительного плана земельного участка) и проектных решений в проектной документации (в дополнительном разделе "Проектные решения на территории проектирования объекта капитального строительства (за границами земельного участка объекта капитального строительства)") в отношении территории проектирования объекта капитального строительства, примыкающей к внешним границам земельного участка объекта капитального строительства (благоустройства, обеспечения сохранности объектов культурного наследия, организации дорожного движения на период эксплуатации объекта капитального строительства и движения транспорта и пешеходов на период проведения строительных работ на проезжей части, размещения инженерно-технических сетей, производства работ в охранных и технических зонах, обращения с отходами строительства и сноса, проведения иных земляных работ). Основания определения границ территории проектирования объекта капитального строительства и подробный состав сведений, которые должны содержаться в этом разделе проектной документации определяются Правительством Москвы с учетом особенностей планируемого строительства объекта капитального строительства и земельного участка объекта капитального строительства;
- распространение на случаи нарушения порядка предоставления комплексных услуг, в том числе государственных и иных необходимых услуг, входящих в состав комплексных услуг, включая такие нарушения со стороны организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортной инфраструктуры, административной ответственности, установленной статьей 5.63 и статьей 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. С целью оценки эффективности и результативности экспериментального правового режима проектом программы предлагается установить следующие показатели и их целевые значения:
1) количество комплексных услуг в строительстве, требующихся для создания объекта капитального строительства (меньше количество - выше эффективность и результативность);
2) количество взаимодействий между заявителем и ответственным органом при предоставлении комплексной услуги в строительстве (меньше количество - выше эффективность и результативность);
3) сокращение срока предоставления каждой комплексной услуги в строительстве по сравнению с суммарным сроком предоставления государственных и иных необходимых услуг в составе такой комплексной услуги (больше сокращение - выше эффективность и результативность);
4) количество государственных и иных необходимых услуг в строительстве, предоставляемых в рамках всех комплексных услуг в строительстве, в том числе при предоставлении каждой комплексной услуги (больше количество - выше эффективность и результативность).
Проект программы соответствует всем требованиями к ее содержанию, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации".
Принятие проекта программы позволит апробировать и внедрить новую цифровую технологию оказания комплексных услуг в строительстве через Цифровую площадку взаимодействия участников строительства, что в результате обеспечит повышение эффективности и результативности предоставления государственных услуг в строительстве и в целом - эффективности государственного управления на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций в строительстве.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2016 N 1138 "Об исчерпывающих перечнях процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения и правилах ведения реестров описаний процедур"; постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства"; постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.2017 N 452 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения"; постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2017 N 346 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения"; постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 N 1504 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения ниже 35 кВ и о Правилах ведения реестра описаний указанных процедур".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.