Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава, порядка и сроков предоставления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя"
(подготовлен Минцифры России 16.03.2021 г.)
В соответствии с п. 6 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон) оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.
Федеральным законом от 30.12.2020 N 533-ФЗ в Закон внесены изменения, в том числе, наделяющие Роскомнадзор полномочием по осуществлению мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи с использованием системы мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя (далее - информационная система).
Федеральным законом от 30.12.2020 N 533-ФЗ предусмотрена обязанность операторов подвижной радиотелефонной связи обеспечить Роскомнадзору доступ, в том числе с использованием информационной системы, к информации о способах подтверждения сведений и результатах проведенных проверок достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, к сведениям об абонентах и сведениям о пользователях услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, об используемом ими пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании), к информации о функционировании идентификационных модулей, используемых абонентами и пользователями услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также направлять в информационную систему иную информацию в составе, порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной нормы разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава, порядка и сроков предоставления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента-юридического лица либо индивидуального предпринимателя" (далее - проект).
Положения проекта направлены в том числе на исключение случаев распространения "серых" идентификационных модулей.
"Серые" идентификационные модули оформляются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, раздаются бесплатно у торговых центров и в местах массового скопления людей.
В связи с тем, что услуги связи оказываются без фактического заключения договора, пользователи таких модулей могут, в том числе, безнаказанно совершать звонки о ложном минировании.
Несмотря на то, что действующее законодательство в области связи на устанавливает требования к заключению договора на оказание услуг связи и возлагает на операторов связи обязанность идентифицировать абонентов и фиксировать их персональные данные, на практике зачастую имеют место случаи наличия в договоре недостоверных данных об абоненте, отсутствие (неполнота) данных об абоненте либо иной существенной информации в договоре.
Продолжает также сохраняться ситуация, при которой тысячи граждан становятся жертвами мошенников, которые приобретают идентификационные модули, используя чужие паспортные данные.
Вышеуказанные злоупотребления создают препятствия при проведении оперативно-разыскных действий, так как затрудняют идентификацию абонента. Мобильные телефоны, зарегистрированные по подложным сведениям, зачастую используются в противоправных целях.
Основной целью проекта является определение состава, порядка и сроков предоставления операторами подвижной радиотелефонной связи информации, необходимой для осуществления мониторинга соблюдения операторами связи обязанности по проверке достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента-юридического лица либо индивидуального предпринимателя.
Проектом определена информация, доступ к которой должен быть обеспечен операторами подвижной радиотелефонной связи с использованием системы мониторинга, а также предусмотрена возможность запроса у операторов подвижной радиотелефонной связи иной информации, необходимой для осуществления вышеуказанного мониторинга.
Принятие проекта положительно повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет обеспечено за счет средств, предусмотренных в Федеральном законе от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект подлежит оценке регулирующего воздействия в связи с наличием предмета оценки в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
Федеральный закон от 30.12.2020 N 533-ФЗ вступает в силу с 01.06.2021.
В этой связи срок вступления в силу проекта аналогичен сроку вступления в силу данного закона.
_________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.