Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о принадлежности граждан к категориям получателей мер социальной защиты (поддержки) и иных социальных гарантий и выплат"
(подготовлен Минтрудом России 08.04.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведений о принадлежности граждан к категориям получателей мер социальной защиты (поддержки) и иных социальных гарантий и выплат" (далее - проект федерального закона) подготовлен в целях совершенствования законодательства о мерах социальной поддержки в части содержания Единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений (далее - ЕГИССО).
Законопроектом предусматриваются положения, направленные на обеспечение возможности учета в ЕГИССО сведений о принадлежности граждан к категориям получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также возможности формирования (в форме электронного документа или на бумажном либо ином материальном носителе) документа (свидетельства, удостоверения, иного документа), подтверждающего право гражданина на соответствующие меры социальной защиты.
При этом предполагается, что на основе сведений, содержащихся (представляемых) в ЕГИССО, информация о принадлежности граждан к категориям получателей соответствующих мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - категории получателей мер социальной защиты) будет предоставляться как поставщикам информации в ЕГИССО, так и пользователям сведений из указанной информационной системы. О поступлении в ЕГИССО информации о принадлежности (об исключении принадлежности) гражданина к соответствующей категории получателей мер социальной защиты указанный гражданин будет незамедлительно уведомляться через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить возможность получения гражданином на материальном носителе документа (свидетельства, удостоверения, иного документа), подтверждающего право гражданина на соответствующие меры социальной защиты, на основе сведений из ЕГИССО.
Законопроектом предлагается к принятию норма о направлении судами в ЕГИССО сведений о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным, а также о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; об отмене ограничения родительских прав; об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью, в целях предоставления государственных услуг в электронном виде в виде мер социальной поддержки, определения права гражданина на указанные меры, защиты от мошеннических действий в отношении недееспособных лиц, так как суды являются первоисточником указанных сведений. Аналогичные нормы содержаться в п. 12 ст. 37 Федерального закона 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также в п. 5 ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган опеки и попечительства по месту вынесения решения и в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка, а в случае государственной регистрации рождения ребенка многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг - в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту государственной регистрации рождения ребенка для информирования органа записи актов гражданского состояния, в котором хранится соответствующая запись акта о рождении.
Данные сведения необходимы для определения правоспособности лица и оптимизации сроков определения прав в целях повышения эффективности предоставляемых мер социальной поддержки.
В настоящее время суды не являются поставщиками информации в ЕГИССО, однако вступивший в законную силу судебный акт о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным, а также о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; об отмене ограничения родительских прав; об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью, непосредственно влияют на получение отдельными категориями граждан мер социальной поддержки. В этой связи законопроектом предлагается обеспечить направление информации о вышеуказанных судебных постановлениях в ЕГИССО по аналогии с предоставлением информации другими органами, не предоставляющими государственные услуги в виде мер социальной поддержки, например, ФНС России (по сведениям из записей актов гражданского состояния) и МВД России (по сведениям о месте жительства) и т.д.
Порядок учета сведений о принадлежности граждан к категориям получателей мер социальной поддержки устанавливается Правительством Российской Федерации.
Реализация учета в ЕГИССО категорий получателей мер социальной защиты будет осуществлена за счет предусмотренных бюджетных ассигнований ПФР на развитие ЕГИССО в 2020-2021 гг.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.