Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры"
(подготовлен Минкультуры России 26.04.2021 г.)
В соответствии с подпунктом а) пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 03.02.2020 по итогам заседания Государственного Совета Российской Федерации от 26.12.2019 по вопросу проработки целесообразности реализации программы "Земский работник культуры" по аналогии с программами "Земский доктор", "Земский учитель", а также во исполнение подпункта и) пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.10.2020 N Пр-1726ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 28 сентября 2020 г. по вопросу предоставления предложений по разработке и финансированию программы "Земский работник культуры", Минкультуры России совместно с региональными органами государственной власти проведен мониторинг потребности в кадровом обеспечении учреждений отрасли культуры, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа, городах с населением до 50 тыс. человек.
Исходя из нормативов обеспеченности населенных пунктов, уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры по отношению к утвержденным социальным нормативам составляет по культурно-досуговым учреждениям 55 процентов, по библиотекам - 63 процента. Сегодня две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры. Вопрос обеспеченности частично решается путем реализации мероприятий национального проекта "Культура" (с помощью строительства центров культурного развития, а также обеспечения многофункциональными культурными центрами).
При этом, в малых населенных пунктах уже сейчас существует значительный дефицит профессиональных кадров в сфере культуры, который, на сегодняшний день составляет более 9 тысяч человек.
Исходя из ежегодного количества выпускников творческих вузов, общего количества работников отрасли культуры, тенденций развития сети учреждений отрасли культуры в малых населенных пунктах, реализация программы "Земский работник культуры" видится целесообразной в течение не менее 6 лет с привлечением в малые населенные пункты по годам доли работников культуры. В 2022-2024 годах в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", что составит в 2022 году - 1805 человек, в 2023 году - 1450 человек, в 2024 году - 1443 человека.
Проанализировав ход и механизм реализации программ "Земский учитель" и "Земский доктор" необходимо отметить следующее.
Программа "Земский доктор" реализуется с 2012 года. С 2017 года - путем предоставления субсидий в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Выделение Минздравом России ежегодно средств на оказание государственной поддержки отдельным категориям специалистов позволяет на 100 % выполнить показатель "Доля медицинских работников, которым фактически предоставлены единовременные компенсационные выплаты, в общей численности медицинских работников, которым запланировано предоставить указанные выплаты (процентов)".
Программа "Земский учитель", направленная на поддержку педагогического сообщества, также инициирована Президентом Российской Федерации, реализуется Минпросвещения России с 2020 года путем предоставления субсидий в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Интерес учительского сообщества к программе очень высок, что подтверждается подачей уже в 2020 году более 31 тысячи заявок в информационной системе "Земский учитель", созданной Минпросвещения России.
Таким образом, механизм реализации программ "Земский доктор", "Земский учитель" не предусматривает разработки отдельных программных документов Минздрава России и Минпросвещения России с соответствующими наименованиями, осуществляется путем выделения субсидий субъектам Российской Федерации, правила предоставления которых определены приложениями к соответствующим государственным программам.
Используя опыт вышеуказанных ведомств Минкультуры России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры" (далее госпрограмма "Развитие культуры").
Изменения в госпрограмму "Развитие культуры" предусматривают утверждение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление единовременной компенсационной выплаты работникам отрасли культуры, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с числом жителей до 50 тыс. человек, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
Выделение субъектам Российской Федерации межбюджетного трансферта в виде субсидии на условиях софинансирования при наличии соответствующей программы и средств в установленном объеме позволит оказать единоразовую финансовую поддержку вышеуказанным работникам отрасли культуры в объеме 2 млн. рублей для лиц, прибывших (переехавших) в населенные пункты регионов Дальневосточного федерального округа, и в объеме 1 млн. рублей - для прибывших (переехавших) в иные субъекты Российской Федерации. Данные выплаты послужат значительным стимулом для привлечения в учреждения отрасли перспективных специалистов (как выпускников профильных образовательных учреждений, так и опытных профессионалов), решивших переехать в населенные пункты с числом жителей до 50 тыс. человек.
С 2022 по 2024 год предполагается привлечь 4 698 специалистов, в том числе 483 специалиста - в населенные пункты Дальнего Востока. На реализацию программы с 2022 по 2024 год потребуется дополнительное финансирование в размере 4 268 470 тыс. руб., софинансирование из средств бюджетов субъектов Российской Федерации составит 912 530 тыс. руб.
Особые условия для лиц, переезжающих в населенные пункты регионов Дальнего Севера или приравненные к ним территории - не предусмотрены.
Реализация программы "Земский работник культуры" будет осуществляться в рамках Основного мероприятия 4.1. "Развитие инфраструктуры и системы управления в сфере культуры" Подпрограммы 4 "Обеспечение условий реализации государственной программы" и будет направлена на повышение объема и качества предоставляемых услуг в сфере культуры в сельских населенных пунктах, либо рабочих поселках, либо поселках городского типа, либо городах с числом жителей до 50 тыс. путем заполнения пустующих вакантных мест квалифицированными специалистами.
Таким образом, будет достигнут вводимый в госпрограмму "Развитие культуры" показатель: "количество работников отрасли культуры, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с числом жителей до 50 тыс. человек от общей потребности в кадрах учреждений отрасли культуры, расположенных в таких населенных пунктах", установленный с 2022 по 2024 год по годам на уровне в 2022 году - 1805 человек, в 2023 году - 1450 человек, в 2024 году - 1443 человека.
При этом все изменения в госпрограмму "Развития культуры" вносятся в соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582.
Социально-экономический эффект будет достигнут путем укрепления кадрового потенциала учреждений отрасли культуры, расположенных в населенных пунктах с числом жителей до 50 тыс. человек, а, следовательно, расширения возможностей для социального, просветительского, культурного, экономического развития таких населенных пунктов.
Проект постановления не содержит положений, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), муниципального контроля, виде разрешительной деятельности.
В проекте акта отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления подготовлен с учетом правоприменительной практики в сфере разработки государственных программ Российской Федерации.
Издание и реализация рассматриваемого постановления Правительства Российской Федерации потребуют выделения на 2022-2024 годы 4 268 470,0 тыс. рублей дополнительно из средств федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных проектом указа, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.