Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 857"
(подготовлен Минстроем России 28.04.2021 г.)
Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, а также единые нормы выработки и времени (далее - ЕНиР), являясь неотъемлемой частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, применяются для разработки сметных норм.
В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) сметными нормативами являются сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Сметные нормы, под которыми понимается совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства, применяются для определения состава и потребности в строительных ресурсах, необходимых для выполнения строительных, специальных строительных и ремонтно-строительных работ и используются для применения в локальных сметных расчетах (локальных сметах) при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также для разработки укрупненных нормативов цены строительства.
Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. N 857 (далее - Постановление N 857) в целях систематизации законодательства Российской Федерации признаны не действующими ряд актов, изданных органами государственного управления РСФСР и СССР,в том числе согласно пункту 21 приложения N 4 постановление Государственного строительного комитета СССР, Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 5 декабря 1986 г. N 43/512/29-50 "Об утверждении Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР)".
ЕНиР содержат в своем составе технологические операции, которые до настоящего времени не претерпели значительных изменений с момента формирования указанных сборников:
- устройство конструкций из сборного и монолитного железобетона;
- земляные работы;
- погрузочные и разгрузочные работы;
- кирпичная кладка стен;
- валка деревьев;
- и другие
ЕНиР учитывают не только оперативные затраты труда на выполнение работы, но и включают обоснованный размер затрат на отдых, подготовительно-заключительные работы (изучение чертежей, подготовка и уборка рабочего места и др.) необходимые для нормальной работы в течении смены. Ко всем ЕНиР приведены коэффициенты к нормам и расценкам, учитывающие в какой температурной зоне осуществляется строительство и к какой группе работ отнесена выполняемая работа.
Принимая во внимание, что к первоочередным организационно-экономическим задачам снижения затрат на разработку и реализацию инвестиционно-строительных проектов относятся формирование современной сметной нормативной базы ценообразования в соответствии с требованиями рыночной экономики и соблюдение единого методического подхода к определению сметной стоимости строительства с учетом передовой технологии, современных материалов, конструктивных и архитектурно-планировочных решений, а также учитывая, что разработка ЕНиР велась профильными научно-исследовательскими институтами СССР на основании данных нормативно-исследовательских станций со всей территории страны в течение более чем 40 лет, переработка предусмотренного пунктом 21 приложения N4 Постановления N 857 ЕНиР потребует значительных трудовых, временных и финансовых затрат. На разработку одной сметной нормы в среднем требуется от одного года до двух лет, а затраты составят от 400 до 1000 тыс. рублей. При этом имеются ограниченные трудовые ресурсы и достаточно большие сложности для выработки объектов для проведения хронометражных наблюдений. Исключение возможности использования ЕНиР при разработке норм может привести к существенной стагнации государственной сметно-нормативной базы, которая разработана преимущественно с использованием сборников ЕНиР (в настоящее время ФСНБ-2020 утверждена приказами Минстроя России от 26 декабря 2019 г. NN 871/пр - 876/пр).
При разработке новых и актуализации существующих сметных нормативов, предусматривающих использование новых технологий строительства, при формировании калькуляций строительных ресурсов (основы для вывода норм трудозатрат, времени использования строительных машин и механизмов, расхода материальных ресурсов) значительное количество технологических операций принимаются на основании норм времени ЕНиР, что, в свою очередь, позволяет значительно сократить временные и трудовые затраты на разработку сметных норм.
Результаты проведенного подведомственной Минстрою России организацией ФАУ "Главгосэкспертиза России" анализа показали, что применение ЕНиР в составе калькуляции строительных ресурсов составило более 61%. Они составляют фундаментальную нормативную базу по труду и применяются практически во всех разрабатываемых сметных нормах.
Принимая во внимание, что в связи с отменой ЕНиР увеличиваются сроки разработки сметных норм, поскольку отсутствуют основания для разработки и применения сметных норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы, также увеличиваются стоимость их разработки и процесс внедрения новых технологий, что в скором времени существенно отразится на достоверности определения сметной стоимости строительства, а также реализации национальных проектов, а также с учетом мнение разработчиков сметных нормативов (ФАУ "Главгосэкспертиза России", Госкорпорации "Росатом") и строительного сообщества, принимавшего участие в проведении анализа применения ЕНиР, представляется целесообразным внести изменения в Постановление N 857 в части исключения ЕНиР из перечня актов, признанных не действующими на территории Российской Федерации с 1 января 2021 г.
Принятие проекта постановления не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта постановления не связано с достижением целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.