Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении программы организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года"
(подготовлен Минтрудом России 30.04.2021 г.)
Утвердить прилагаемую программу организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года.
Председатель Правительства |
М.МИШУСТИН |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ____________ N_____
Программа
организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года
1. Цель программы организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан (далее - Программа) - содействие занятости отдельных категорий граждан путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.
2. Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан осуществляется следующими некоммерческими организациями (далее - федеральные операторы):
автономная некоммерческая организация "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)" (далее - Агентство "Ворлдскиллс Россия");
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" (далее - НИ ТГУ);
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (далее - РАНХиГС).
3. Условием участия граждан в Программе является отнесение их к одной из следующих категорий:
а) граждане, ищущие работу и обратившиеся в органы службы занятости, включая безработных;
б) граждане в возрасте 50-ти лет и старше;
в) граждане предпенсионного возраста;
г) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
д) женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста.
Отнесение граждан к определенной категории должно быть подтверждено соответствующими документами.
4. В целях обеспечения занятости граждан, указанных в пункте 3 настоящей Программы (далее - участники Программы), федеральные операторы в праве организовывать взаимодействие иных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов службы занятости субъектов Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с работодателями в порядке, определяемом федеральными операторами.
5. Для участия в Программе граждане, указанные в пункте 3 настоящей Программы, подают заявление с использованием информационно-аналитической системы "Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - портал "Работа в России").
Прием, учет, хранение, распределение, маршрутизация и изменение заявлений, поданных с использованием портала "Работа в России", в информационные системы федеральных операторов осуществляются посредством специального электронного ресурса (платформы) Агентства "Ворлдскиллс Россия" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу express.worldskills.ru. (далее - электронный ресурс).
6. Органы службы занятости населения оказывают содействие гражданам, ищущим работу, включая безработных, в подаче заявления на участие в Программе с использованием портала "Работа в России".
7. Федеральные операторы осуществляют прием, регистрацию и проверку поданных на участие в Программе заявлений, поступивших к ним посредством электронного ресурса, с использованием информационных систем (специальных сайтов, цифровых платформ), в том числе с участием иных организаций, ответственных за организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в субъекте Российской Федерации (далее - иные организации).
8. Федеральные операторы (иные организации) вправе запросить у граждан, подавших заявление на участие в Программе, документы, подтверждающие их соответствие условиям участия в Программе.
9. Органы службы занятости предоставляют по запросу федеральных операторов (иных организаций) информацию об отнесении граждан, подавших заявление на участие в Программе, к категории граждан, ищущих работу, включая безработных, в течение трех рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса.
10. Федеральные операторы (иные организации) в срок не превышающий 15 рабочих дней с даты направления заявления, указанного в пункте 5 настоящей Программы, принимают решение о направлении гражданина, подавшего заявление на участие в Программе, на профессиональное обучение или получение дополнительного профессионального образования или об отказе в участии в Программе в следующих случаях:
а) несоответствия условиям участия в Программе;
б) отказа от предоставления документов, подтверждающих соответствие условиям участия в Программе;
в) предоставления недостоверной информации для участия в Программе.
11. Федеральные операторы (иные организации) вправе проводить в том числе с использованием информационных систем (специальных сайтов, цифровых платформ), мероприятия, направленные на содействие в выборе гражданами, подавшими заявление на участие в Программе, профессии, квалификации, а также на оценку их потенциала в обеспечении занятости по итогам прохождения обучения.
12. В целях выбора гражданами, ищущими работу, включая безработных, сферы деятельности (профессии, квалификации) органы службы занятости могут оказывать государственную услугу по профессиональной ориентации по его заявлению или предложению органов службы занятости.
13. Федеральный оператор (иная организация) вправе предложить гражданину, подавшему заявление на участие в Программе, по итогам мероприятий, указанных в пункте 11 настоящей Программы, изменить выбранную им профессию, квалификацию в целях обеспечения его занятости по итогам прохождения обучения.
14. Квоты в разрезе субъектов Российской Федерации на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование формируются Федеральной службой по труду и занятости с учетом численности экономически активного населения субъектов Российской Федерации и корректирующего коэффициента, отражающего напряженность ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации (отношение численности незанятых граждан к количеству свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных органов службы занятости), а также на основании предложений уполномоченных органов субъектов Российской Федерации.
15. При формировании предложений, указанных в пункте 14 настоящей Программы, уполномоченными органами субъектов Российской Федерации оценивается ситуация на рынке труда субъекта Российской Федерации, в том числе качественный состав безработных граждан, структурное и отраслевое соотношение свободных рабочих мест и вакантных должностей, имеющихся в базах данных органов службы занятости, потенциал обеспечения занятости граждан по итогам обучения.
16. На основании оценки ситуации на рынке труда уполномоченные органы субъектов Российской Федерации направляет федеральным операторам (иным организациям) предложения о распределении общей квоты, установленной субъекту Российской Федерации, по профессиям, квалификациям.
17. Прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования участниками Программы осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых федеральными операторами (иными организациями) с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, или непосредственно самим федеральным оператором.
Федеральные операторы осуществляют мониторинг организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования участников Программы на основании разработанной ими рискоориентированной модели, которая может включать сбор данных фото- и (или) видеофиксации факта оказания услуг или получаемых посредством смс-опросов участников Программы, использование систем автоматизированных процедур наблюдения и контроля за дистанционным испытанием, а также иных данных, необходимых для осуществления мониторинга.
18. Федеральные операторы проводят предварительный квалификационный отбор организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в субъектах Российской Федерации для реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ, в порядке, определяемом федеральными операторами.
19. При организации отбора учитываются материально-технические и кадровые условия, имеющиеся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для реализации программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.
20. По итогам отбора федеральный оператор утверждает перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, взаимоувязанный с профессиями, квалификациями, в субъектах Российской Федерации с учетом опыта реализации аналогичных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
21. В случае одновременного отказа гражданина, подавшего заявление на участие в Программе, по итогам мероприятий, указанных в пункте 11 настоящей Программы, от изменения выбранной профессии, квалификации и заключения трехстороннего или двухстороннего договоров, предусматривающих обязательства по обеспечению его занятости, федеральный оператор (иная организация) могут отказать такому гражданину в участии в Программе.
22. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости в рамках договоров о сотрудничестве, заключенных с федеральными операторами (иными организациями), могут выдавать безработным гражданам направления на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования при наличии оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
23. В случае направления безработных граждан на прохождение профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования в рамках договоров о сотрудничестве, заключенных органами службы занятости с федеральными операторами (иными организациями), таким безработным гражданам выплачивается стипендия в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (далее - стипендия) в размере и порядке, установленным законодательством о занятости.
Также в соответствие с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" органы службы занятости снимают указанных в данном пункте граждан с регистрационного учета в качестве безработного.
В случае выплаты стипендии направленному на обучение безработному гражданину федеральные операторы (иные организации) предоставляют в органы службы занятости необходимые документы для осуществления начисления и выплаты стипендии.
24. В случае направления безработных граждан на прохождение профессионального обучения и получение дополнительного профессионального образования в рамках, заключенных органами службы занятости договоров о сотрудничестве с федеральными операторами (иными организациями), органы службы занятости оказывают содействие участникам Программы в обеспечении занятости по итогам обучения.
25. Результатами Программы являются:
а) численность прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование участников мероприятий:
в 2021 году - не менее 168,765 тыс. человек (при содействии Агентства "Ворлдскиллс Россия" - 56,255 тыс. человек, при содействии НИ ТГУ - 56,255 тыс. человек, при содействии РАНХиГС) - 56,255 тыс. человек);
в 2022-2023 году - не менее 125 тыс. человек ежегодно (при содействии Агентства "Ворлдскиллс Россия" - 41,67 тыс. человек ежегодно, при содействии НИ ТГУ - 41,67 тыс. человек ежегодно, при содействии РАНХиГС) - 41,67 тыс. человек ежегодно);
б) численность занятых граждан, в том числе приступивших к трудовой деятельности, зарегистрировавшихся в качестве индивидуального предпринимателя, в частности начавших применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по окончании обучения, но в любом случае не позднее 15 декабря соответствующего финансового года:
в 2021 году - не менее 126,573 тыс. человек (при содействии Агентства "Ворлдскиллс Россия" - 42,191 тыс. человек, при содействии НИ ТГУ - 42,191 тыс. человек, при содействии РАНХиГС - 42,191 тыс. человек);
в 2022-2023 годах - не менее 93,75 тыс. человек (при содействии Агентства "Ворлдскиллс Россия" - 31,25 тыс. человек, при содействии НИ ТГУ - 31,25 тыс. человек, при содействии РАНХиГС - 31,25 тыс. человек ежегодно).
26. Обеспечение контроля достижения результатов Программы осуществляется Федеральной службой по труду и занятости совместно с федеральными операторами, в том числе с учетом сведений, содержащихся в информационных системах органов власти Российской Федерации и внебюджетных фондов.
27. Предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета федеральным операторам на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
Повышение напряженности на рынке труда, связанное с распространение новой коронавирусной инфекцией и негативными финансово-экономическими последствиями, выявляет дополнительную потребность со стороны иных категорий граждан в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании в целях поддержания уровня, а также приобретения дополнительных навыков и компетенций для трудоустройства на новое место работы.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" с 2021 года предусмотрена реализация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан: граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50-ти лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, женщин, имеющих детей дошкольного возраста и не состоящих в трудовых отношениях.
В связи с уточнением категории граждан, которые будут обучаться в рамках федерального проекта "Содействие занятости" в подсистеме управления национальными проектами ГИИС "Электронный бюджет" в редакции паспорта подготовлено соответствующее предложение на изменение.
Обучение планируется организовать при посредничестве некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".
Планируется, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование пройдут:
в 2021 году - не менее 168,765 тыс. человек (при содействии Агентство "Ворлдскиллс Россия" - 56,255 тыс. человек, при содействии НИ ТГУ - 56,255 тыс. человек, при содействии РАНХиГС - 56,255 тыс. человек);
в 2022-2024 годах - не менее 125,0 тыс. человек ежегодно (при содействии Агентство "Ворлдскиллс Россия" - 41,67 тыс. человек ежегодно, при содействии НИ ТГУ - 41,67 тыс. человек ежегодно, при содействии РАНХиГС - 41,67 тыс. человек ежегодно).
Размер гранта составляет:
в 2021 году - 10 055 538,7 тыс. рублей, в том числе Агентство "Ворлдскиллс Россия" - 3 351 846,3 тыс. рублей, НИ ТГУ - 3 351 846,2 тыс. рублей, "РАНХиГС" - 3 351 846,2 тыс. рублей;
в 2022 году - 7 447 886,7 тыс. рублей, в том числе Агентство "Ворлдскиллс Россия" - 2 482 628,9 тыс. рублей, НИ ТГУ - 2 482 628,9 тыс. рублей, "РАНХиГС" - 2 482 628,9 тыс. рублей;
в 2023 году - 7 447 252,7 тыс. рублей, в том числе Агентство "Ворлдскиллс Россия" - 2 482 417,7 тыс. рублей, НИ ТГУ - 2 482 417,5 тыс. рублей, "РАНХиГС" - 2 482 417,5 тыс. рублей;
в 2024 году - 7 447 886,7 тыс. рублей, в том числе Агентство "Ворлдскиллс Россия" - 2 482 628,9 тыс. рублей, НИ ТГУ - 2 482 628,9 тыс. рублей, "РАНХиГС" - 2 482 628,9 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан осуществляется в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации
В 2019-2020 годы в рамках национального проекта "Демография" были реализованы мероприятия по обучению лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста (федеральный проект "Старшее поколение"). За период реализации указанные мероприятия показали свою эффективность и востребованность у граждан.
В 2020 году профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование было организовано в соответствии со Специальной программой профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 года N 742-р.
Повышение напряженности на рынке труда, связанное с распространением в 2020 году новой коронавирусной инфекции и возникшими вследствие этого негативными финансово-экономическими последствиями, выявляет дополнительную потребность со стороны отдельных категорий граждан в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании в целях поддержания уровня, а также приобретения дополнительных навыков и компетенций для трудоустройства на новое место работы.
Во исполнение пункта 9 протокола заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 30 сентября 2020 года N 6 федеральный проект "Старшее поколение" национального проекта "Демография" был переформатирован в новый федеральный проект "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
В этой связи в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" с 2021 года расширена категория участников и организована реализация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан: граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, а также граждан в возрасте 50-ти лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста.
Для граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование будет способствовать приобретению трудовых навыков и адаптации на рабочем месте, повышению конкурентоспособности на рынке труда и расширению возможности трудоустройства на постоянную работу.
Планируется, что профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование пройдут в 2021 году не менее 168,8 тыс. человек, в 2022-2024 годах - не менее 125,0 тыс. человек ежегодно.
Обучение планируется организовать при посредничестве некоммерческой организации "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)", федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", которые имеют региональную сеть филиалов и возможность заключения соглашений о сотрудничестве с образовательными организациями, находящимися на территории субъектов Российской Федерации.
Обучение граждан будет проходить по профессиям, востребованным на локальных рынках труда, или в соответствии с требованиями конкретного работодателя под гарантированное трудоустройство.
Обучение может быть организовано как на базе обучающей организации, так и на базе учебных центров работодателей.
В условиях распространения коронавирусной инфекции в 2021 году организация учебного процесса по отдельным группам профессий и специальностей будет осуществляться с использованием дистанционной формы обучения по тем направлениям, где это возможно.
Оценка регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации не требуется, поскольку разработан в развитии постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
Проект постановления Правительства Российской Федерации не относится к актам, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, отношения в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к выполнению работ и оказанию услуг, в области порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства.
Проект постановления Правительства Российской Федерации не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.