Проект Приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденных приказом Федеральной службы по финансово-му мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366"
(подготовлен Росфинмониторингом 13.05.2021 г.)
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 23, ст. 2982; 2015, N 16, ст. 2381) и в целях приведения приказов Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствие с законодательством Российской Федерации приказываю:
1. Внести в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366 (далее - требования) (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 февраля 2019 г., регистрационный N 53735) (с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 9 сентября 2020 г. N 213 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 октября 2020 г., регистрационный N 60422), следующие изменения:
1) пункт 3 требований изложить в следующей редакции:
"3. В случае непроведения в соответствии с настоящими требованиями идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации, указанной в подпункте 11 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, организации и индивидуальные предприниматели обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание основываясь на пункте 22 статьи 7 Федерального закона.";
2) в приложении N 1 к требованиям:
а) пункт 5 признать утратившим силу;
б) абзац второй пункта 6 изложить в следующей редакции:
"Сведения, указанные в настоящем пункте, устанавливаются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, в случае если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 24 августа 2021 года, за исключением подпункта 1 пункта 1 приказа, который вступает в силу с 1 сентября 2021 года.
Директор |
Ю.А. Чиханчин |
Пояснительная записка
к проекту приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу "О внесении изменений в Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366"
Проект приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу "О внесении изменений в Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366" (далее - проект приказа, Требования к идентификации) разработан в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 N 536-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 536-ФЗ) и Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства" (далее - Федеральный закон N 22-ФЗ).
1. Федеральным законом N 536-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее также - Федеральный закон N 115-ФЗ), в частности статья 7 Федерального закона N 115-ФЗ дополнена пунктом 2.2, которым на организации и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность отказать клиенту в обслуживании в случае непроведения идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, неустановления информации, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
2. Федеральный закон N 22-ФЗ направлен на урегулирование правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории Российской Федерации и не имеющих документа, удостоверяющего личность, и предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N 22-ФЗ вносятся уточнения в Федеральный закон N 115-ФЗ. Миграционная карта в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации является только одним из видов документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание в Российской Федерации. В этой связи, миграционная карта, как самостоятельный документ, на законодательном уровне исключается из перечня сведений, подлежащих установлению при проведении идентификации.
При этом, у организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, сохраняется обязанность по установлению в ходе идентификации иностранных граждан и лиц без гражданства документов, подтверждающих их право на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Особенности соответствующей процедуры определяются в Требованиях к идентификации.
Проектом приказа Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366, приводятся в соответствие с вышеуказанными требованиями Федерального закона N 115-ФЗ.
Соблюдение утверждаемых проектом приказа требований будут оцениваться в рамках дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реализация приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу "О внесении изменений в Требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366" не повлечет за собой дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.