Проект Федерального закона "О дистанционном зондировании Земли из космоса"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 03.06.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О дистанционном зондировании Земли из космоса
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса и оказание услуг в этой сфере деятельности, определяет полномочия органов государственной власти в области дистанционного зондирования Земли из космоса, а также права и обязанности лиц при осуществлении указанной деятельности или использующих данные дистанционного зондирования Земли из космоса, включая планирование космических съемок, прием, сбор, обработку, хранение, распространение (предоставление) и использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - данные), а также продуктов и услуг с использованием данных.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении функций или реализации полномочий, подведомственные им государственные и муниципальные бюджетные, казенные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридических и физических лиц, использующих данные, получаемые с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения, продуктов и услуг, создаваемых на их основе.
Статья 2. Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса
1. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Субъектами правовых отношений в области деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, обеспечивающие создание и функционирование средств дистанционного зондирования Земли из космоса, а также оказывающие и получающие услуги в области деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса в части целевого применения государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения осуществляется Госкорпорацией "Роскосмос". Госкорпорация "Роскосмос" может участвовать в целевом применении негосударственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения на договорной основе.
4. Деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса в части целевого применения космических аппаратов дистанционного зондирования Земли военного назначения организуется и осуществляется федеральным органом исполнительной власти по обороне.
5. Деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса в части целевого применения космических аппаратов дистанционного зондирования Земли двойного назначения осуществляется совместно Госкорпорацией "Роскосмос" и федеральным органом исполнительной власти по обороне.
Статья 3. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Федеральном законе
1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) дистанционное зондирование Земли из космоса - процесс получения информации о поверхности Земли путем наблюдения и измерения из космоса собственного и отраженного излучения элементов суши, океана и атмосферы в различных диапазонах электромагнитных волн в целях определения местонахождения, описания характера и временной изменчивости естественных природных параметров и явлений, природных ресурсов, окружающей среды, а также антропогенных факторов и образований;
2) деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса - любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по дистанционному зондированию Земли из космоса, включая применение (использование, эксплуатацию) космической техники, наземной космической инфраструктуры для решения задач дистанционного зондирования Земли из космоса, технологий и методов обработки данных, хранение и распространение данных различных видов и уровней обработки, создание стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов, оказание услуг с использованием данных и иных связанных с дистанционным зондированием Земли из космоса услуг, а также использование результатов этой деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области дистанционного зондирования Земли из космоса.
К видам деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса относятся: планирование космической съемки, управление космическими аппаратами дистанционного зондирования Земли, осуществление космической съемки, прием, сбор, обработка, хранение, распространение (предоставление) данных различных уровней обработки, базовых и тематических продуктов и сервисов, созданных на их основе и оказание услуг с использованием данных;
3) результатами деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса являются данные различных видов и уровней обработки, стандартные, базовые и тематические продукты, сервисы и услуги, создаваемые с использованием данных;
4) космическая съемка - совокупность технологических процессов, обеспечивающих получение данных (изображений земной поверхности) в аналоговом или цифровом виде приборами дистанционного зондирования Земли, установленными на космическом аппарате;
5) средства дистанционного зондирования Земли из космоса - технические и аппаратно-программные средства, устройства и системы, предназначенные для осуществления космической съемки, формирования данных (изображений земной поверхности), их передачи, приема, сбора, обработки, хранения, визуализации и распространения (предоставления), а также создания продуктов, сервисов и оказания услуг с использованием данных;
6) данные дистанционного зондирования Земли из космоса -первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата, и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также материалы, полученные в результате обработки первичных данных, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования;
7) информационный ресурс космических аппаратов дистанционного зондирования Земли - возможность космических аппаратов дистанционного зондирования Земли по осуществлению космической съемки территории поверхности Земли в течение всего срока активного существования. Информационный ресурс космических аппаратов дистанционного зондирования Земли исчисляется в квадратных километрах земной поверхности;
8) российская космическая система дистанционного зондирования Земли - совокупность космических аппаратов дистанционного зондирования Земли в составе орбитальной группировки, наземной космической инфраструктуры дистанционного зондирования Земли, методов и технологий обработки, хранения и распространения (предоставления) данных и создания продуктов, сервисов и услуг с использованием данных, системы валидационных подспутниковых наблюдений, системы сертификации данных и продуктов, создаваемых на их основе, а также законодательной базы нормативного правового регулирования деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса;
9) орбитальная группировка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли - совокупность космических аппаратов из состава космических комплексов (систем) дистанционного зондирования Земли различного назначения, функционирующих по единому замыслу с целью эффективного решения задач дистанционного зондирования Земли и обеспечения данными потребителей (пользователей) данных дистанционного зондирования Земли из космоса, стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе;
10) единая территориально-распределенная информационная система дистанционного зондирования Земли из космоса - межведомственная государственная информационная система, представляющая собой совокупность территориально-распределенных пунктов (центров) приема, хранения и обработки данных, аппаратно-программных (включая аппаратно-программные средства федерального фонда данных) и технических средств, специального программного обеспечения, средств связи, обеспечивающих планирование космических съемок, прием, сбор, обработку, хранение и распространение (предоставление) данных и доступ к ним посредством технических и программных средств поиска данных дистанционного зондирования Земли из космоса на район интереса, хранящихся в федеральном фонде данных, их визуализации и формирования заявки на поставку (далее - Геопортал "Роскосмоса"), функционирующая в целях обеспечения потребителей (пользователей) данных дистанционного зондирования Земли из космоса, стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе, данными, стандартными, базовыми и тематическими продуктами, сервисами и услугами, создаваемыми с использованием данных, для решения социально-экономических, прикладных и научных задач;
11) наземная космическая инфраструктура дистанционного зондирования Земли - совокупность центров и пунктов управления полетами космических аппаратов дистанционного зондирования Земли из состава наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения, единой территориально-распределенной системы дистанционного зондирования Земли из космоса, других наземных сооружений и техники (в том числе мобильных), используемых для осуществления эффективного целевого применения российской космической системы дистанционного зондирования Земли;
12) целевое применение (использование, эксплуатация) российской космической системы дистанционного зондирования Земли - комплекс работ, проводимых оператором космических средств дистанционного зондирования Земли по получению, оценке на реализуемость и формализации заявок потребителей данных на проведение космической съемки, планированию и проведению космических съемок, передачи данных с борта космических аппаратов на наземные пункты приема, приему, сбору, каталогизации, обработке, хранению, распространению (предоставлению) и использованию данных, а также продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе;
13) оператор космических средств дистанционного зондирования Земли - организация, осуществляющая планирование космических съемок и сеансов сбросов данных с борта космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения, прием, сбор, обработку, каталогизацию, хранение и распространение (предоставление) данных различных уровней обработки;
14) федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - фонд данных) - совокупность технических и аппаратно-программных средств, а также данных, получаемых с государственных космических аппаратов, с негосударственных космических аппаратов и закупаемых Госкорпорацией "Роскосмос" и/или федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета, а также информацию о данных и копиях данных (далее - метаданные), обеспечивающих хранение и предоставление данных и метаданных потребителям данных;
15) оператор федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - оператор фонда данных) - организация, осуществляющая ведение фонда данных, в том числе получение и включение данных и копий данных в фонд данных, их учет, хранение, предоставление данных и копий данных по заявкам потребителей (пользователей) данных дистанционного зондирования Земли из космоса, стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе, создание и хранение метаданных, содержащихся в фонде данных, их размещение с использованием официального сайта фонда данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также осуществляющая взаимодействие с государственными и ведомственными фондами, содержащими в том числе данные и копии данных;
16) потребители (пользователи) данных дистанционного зондирования Земли из космоса, стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе (далее - потребители данных) - органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также подведомственные им государственные и муниципальные бюджетные, казенные и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и иные юридические и физические лица, в том числе иностранные, использующие данные в своих интересах;
17) космическая геопространственная информация - геопространственная информация, полученная с использованием космической техники и представленная в виде данных, продуктов (стандартных, базовых и тематических) и сервисов, создаваемых на основе данных;
18) система валидационных подспутниковых наблюдений (далее - система валидации данных) - система контроля качества данных, включающая в свой состав сеть тестовых участков и функционирующая посредством совместного проведения космической съемки и подспутниковых наземных наблюдений с автоматизированной обработкой полученных результатов;
Система валидации данных применяется для различных космических комплексов дистанционного зондирования Земли:
природоресурсного, картографического назначения и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического наблюдения.
19) оператор российской космической системы дистанционного зондирования Земли - организация, осуществляющая эксплуатацию и целевое применение российской космической системы дистанционного зондирования Земли;
20) информационная система (цифровая платформа) "Цифровая Земля" - совокупность аппаратно-программных, технических средств и технологий, предназначенных для обеспечения доступа потребителей данных к данным, представленным в виде постоянно обновляемого единого сплошного многослойного динамического покрытия всей территории Российской Федерации, а также к продуктам, услугам и сервисам, создаваемым на основе данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
Глава 2. Правовая основа и механизмы регулирования дистанционного зондирования Земли из космоса
Статья 4. Государственное регулирование деятельности в области дистанционного зондирования Земли из космоса
1. Государственное регулирование деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса направлено на обеспечение и защиту прав и законных интересов участников правоотношений в области дистанционного зондирования Земли из космоса, обеспечение защиты данных при их создании, обработке, хранении, распространении и использовании.
2. Данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, принадлежат Российской Федерации.
Полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации правами на данные осуществляет Госкорпорация "Роскосмос".
3. Обладателем данных, полученных с государственных космических аппаратов и данных, полученных с негосударственных космических аппаратов, закупаемых за счет средств федерального бюджета, является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации правомочия обладателя данных, получаемых с государственных космических аппаратов гражданского назначения и приобретенных с негосударственных космических аппаратов за счет средств федерального бюджета осуществляет Госкорпорация "Роскосмос".
4. Право собственности на средства обработки данных не создает право собственности на обрабатываемые данные, принадлежащие другому собственнику. Принадлежность и режим использования производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируется договором.
5. Деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса подлежит лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Субъекты правовых отношений в области деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса осуществляют указанную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
7. Правительство Российской Федерации:
реализует государственную политику в области деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации;
обеспечивает функционирование и развитие ракетно-космической отрасли в области дистанционного зондирования Земли из космоса и космической инфраструктуры дистанционного зондирования Земли;
координирует вопросы международного сотрудничества в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
определяет оператора фонда данных и его полномочия;
определяет механизм и порядок коммерческого получения и распространения данных, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
8. Госкорпорация "Роскосмос" выполняет следующие функции в области дистанционного зондирования Земли из космоса:
разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
осуществляет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию государственной политики в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
осуществляет правовое регулирование в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
ежегодно разрабатывает и утверждает план космических съемок;
утверждает требования федеральных органов исполнительной власти к данным для решения тематических задач;
осуществляет функции оператора российской космической системы дистанционного зондирования Земли;
организует и координирует работы по целевому применению (использованию, эксплуатации) космических аппаратов дистанционного зондирования Земли и наземной космической инфраструктуры дистанционного зондирования Земли;
определяет оператора космических средств дистанционного зондирования Земли и его полномочия;
утверждает положения о целевом применении космических комплексов (систем) дистанционного зондирования Земли;
осуществляет ведение фонда данных и его взаимодействие с другими государственными и ведомственными фондами, содержащими данные;
организует работы по предоставлению данных, продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления и другим потребителям данных и осуществляет контроль их использования;
организует сертификацию данных и продуктов, создаваемых на их основе;
организует международное сотрудничество в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
координирует работы по коммерческим проектам в области дистанционного зондирования Земли из космоса и содействует их осуществлению;
организует и координирует работы по проведению системных исследований по обоснованию основных направлений развития дистанционного зондирования Земли из космоса;
организует и осуществляет взаимодействие с Международной Хартией по космосу и крупным катастрофам (далее - Хартия) по безвозмездному получению данных по районам чрезвычайных ситуаций с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли от государств - членов Хартии, а также предоставлению по запросам Хартии данных с российских космических аппаратов дистанционного зондирования.
Статья 5. Цели и задачи деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса
1. Основной целью деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса является получение данных в соответствии с характеристиками, заданными в тактико-технических заданиях на создание космических комплексов или системы космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, создание продуктов, сервисов и услуг на их основе и предоставление их потребителям данных для решения целевых задач в интересах, социально-экономического и инновационного развития России, международного сотрудничества, включая задачи картографии, кадастра, рационального земле- и недропользования, поиска полезных ископаемых, строительства, транспортной инфраструктуры, геологии, экологии, климатологии, метеорологии, мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций, сельского, лесного, водного и рыбного хозяйства, территориального планирования, обеспечения контрольно-надзорной деятельности и других задач, в том числе для обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации с использованием данных путем эффективного целевого применения космических средств дистанционного зондирования Земли.
2. К другим целям дистанционного зондирования Земли из космоса относятся:
1) удовлетворение потребностей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данных для обеспечения выполнения возложенных на них функций и реализации полномочий, в том числе в области осуществления контрольно-надзорной деятельности;
2) содействие социально-экономическому и инновационному развитию Российской Федерации на основе эффективного использования потенциала технологий дистанционного зондирования Земли из космоса;
3) укрепление и развитие научно-технического потенциала космической отрасли и ее инфраструктуры в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
4) содействие укреплению обороны и национальной безопасности Российской Федерации на основе использования данных;
5) развитие коммерциализации в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
6) увеличение объемов и повышение качества российских данных и на этой основе развитие российского рынка данных.
Статья 6. Российская космическая система дистанционного зондирования Земли
1. В состав Российской космической системы дистанционного зондирования Земли входят орбитальная группировка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, наземная космическая инфраструктуры дистанционного зондирования Земли, методы и технологии обработки данных и создания продуктов, сервисов и услуг с использованием данных, система валидационных подспутниковых наблюдений, система сертификации данных и продуктов, создаваемых на их основе, а также законодательная база нормативного правового регулирования деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса.
2. Основные направления развития Российской космической системы дистанционного зондирования Земли определяются в Основах государственной политики Российской Федерации в области космической деятельности и конкретизируются в государственной программе Российской Федерации "Космическая деятельность России" и в Федеральной космической программе России.
3. Для организации целевого применения российской космической системы дистанционного зондирования Земли в Российской Федерации создается Национальный центр дистанционного зондирования Земли из космоса.
4. Оператором Российской космической системы дистанционного зондирования Земли является Госкорпорация "Роскосмос".
Статья 7. Орбитальная группировка космических аппаратов российской космической системы дистанционного зондирования Земли
1. Орбитальная группировка космических аппаратов дистанционного зондирования Земли состоит из совокупности космических аппаратов из состава космических комплексов (систем) дистанционного зондирования Земли различного назначения, функционирующих по единому замыслу.
2. В состав орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения входят космические аппараты из состава космических комплексов (систем) дистанционного зондирования Земли:
природоресурсного назначения;
картографического назначения;
гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения;
мониторинга чрезвычайных ситуаций.
3. В состав орбитальной группировки российской космической системы дистанционного зондирования Земли могут входить негосударственные космические аппараты, образующие совместную орбитальную группировку, функционирование которой регулируется нормативными правовыми актами Госкорпорации "Роскосмос" и собственниками негосударственных космических аппаратов.
Статья 8. Космические аппараты дистанционного зондирования Земли. Классификация космических аппаратов
1. Космические аппараты дистанционного зондирования Земли (далее - космические аппараты) подразделяются на государственные и негосударственные космические аппараты.
2. К государственным космическим аппаратам относятся космические аппараты, создаваемые за счет средств федерального бюджета, которые являются собственностью Российской Федерации и не подлежат отчуждению.
3. К негосударственным космическим аппаратам относятся космические аппараты, создаваемые за счет средств физических и юридических лиц и не относящиеся к государственным космическим аппаратам.
4. Государственные космические аппараты, созданные в рамках Государственной космической программы России, целевое применение которых осуществляется Госкорпорацией "Роскосмос", относятся к государственным космическим аппаратам гражданского назначения, а созданные в рамках Государственной программы вооружения, целевое применение которых осуществляется Министерством обороны Российской Федерации", относятся к государственным космическим аппаратам военного назначения.
5. По типу бортовой целевой аппаратуры космические аппараты подразделяются на космические аппараты:
с фотографической аппаратурой;
с оптико-электронной аппаратурой;
с радиолокационной аппаратурой;
с лидарной аппаратурой;
с инфракрасной аппаратурой;
с гиперспектральной аппаратурой.
6. По величине пространственного разрешения космические аппараты делятся на космические аппараты:
сверхвысокого разрешения - менее 1 м;
высокого разрешения - от 1 до 10 м;
среднего разрешения - от 10 до 100 м;
низкого разрешения - от 100 до1000 м;
сверхнизкого разрешения - от 1000 м.
Статья 9. Основные характеристики космических аппаратов дистанционного зондирования Земли
1. К основным характеристикам космических аппаратов, определяющих возможность решения ими целевых задач, относятся:
наклонение и параметры орбиты;
время прохождения восходящего узла орбиты;
количество каналов целевой аппаратуры и их спектральные диапазоны для космических аппаратов с оптико-электронной целевой аппаратурой (или длины волн для космических аппаратов радиолокационного наблюдения);
линейное разрешение на местности в надир и на краю полосы обзора;
пространственное разрешение (размер проекции пикселя) при съемке в надир;
радиометрическое разрешение (для космических аппаратов с радиолокационной целевой аппаратурой дополнительно - виды поляризации);
динамический диапазон;
ширина полосы захвата;
ширина полосы обзора;
точность координатной привязки элементов изображения к выбранной системе координат по бортовым навигационным данным космических аппаратов без использования опорных точек;
для космических аппаратов с радиолокационной целевой аппаратурой дополнительно (точность определения координат, направления и скорости движущегося объекта, точность определения высоты рельефа в интерферометрическом режиме съемки, точность определения смещений объектов земной поверхности в дифференциальном интерферометрическом режиме съемки);
периодичность наблюдения объектов;
оперативность получения данных;
производительность (результаты космической съемки поверхности Земли, измеряемой в квадратных километрах отснятой поверхности Земли в сутки);
наличие стереосъемки;
срок активного существования космических аппаратов;
информационный ресурс космических аппаратов.
Статья 10. Наземная космическая инфраструктура целевого применения космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, приема, оценки качества, сбора, обработки, хранения и распространения (предоставления) данных дистанционного зондирования Земли из космоса
1. Для обеспечения целевого применения космических аппаратов в Российской Федерации формируется наземная космическая инфраструктура дистанционного зондирования Земли, в состав которой входят межведомственная единая территориально-распределенная информационная система приема, сбора, обработки хранения и распространения (предоставления) данных (ЕТРИС ДЗЗ), аппаратно-программные и технические средства фонда данных, система валидации данных, другие системы и цифровые платформы, обеспечивающие предоставление данных потребителям данных, в том числе информационная система "Цифровая Земля".
2. Для обеспечения управления космическими аппаратами привлекаются средства наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами научного и социально-экономического назначения.
Статья 11. Межведомственная единая территориально-распределенная информационная система приема, сбора, обработки, хранения и распространения (предоставления) данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - ЕТРИС ДЗЗ)
1. Для проведения работ по планированию космических съемок, приему, сбору, обработке, хранению и распространению (предоставлению) данных различных видов и уровней обработки, стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе, в Российской Федерации создается ЕТРИС ДЗЗ.
2. ЕТРИС ДЗЗ включает и функционально объединяет следующие составные части:
1) Национальный центр дистанционного зондирование Земли из космоса;
2) региональные Центры дистанционного зондирования Земли из космоса, в том числе различной ведомственной принадлежности;
3) систему обмена данными;
4) единый банк геоинформационных данных;
5) единый каталог геоинформационных данных;
6) Геопортал Госкорпорации "Роскосмос";
7) аппаратно-программные средства фонда данных.
3. Создание, модернизация и дальнейшее развитие ЕТРИС ДЗЗ, а также ее эксплуатация осуществляются Госкорпорацией "Роскосмос" в рамках государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России" и Федеральной космической программы России.
4. ЕТРИС ДЗЗ входит в состав Российской космической системы дистанционного зондирования Земли.
5. Эксплуатация ЕТРИС ДЗЗ осуществляется Оператором ЕТРИС ДЗЗ. Оператора ЕТРИС ДЗЗ определяет Госкорпорация "Роскосмос".
Статья 12. Система валидационных подспутниковых наблюдений
1. Система валидации данных предназначена для контроля качества данных (пространственное разрешение, координатно-измерительные характеристики, радиометрические характеристики и др.) и проверки их соответствия требованиям тактико-технического задания на космические комплексы и системы путем совместного проведения космической съемки и наземных измерений, и автоматизированного анализа полученных результатов.
2. Система валидации данных включает:
1) сеть валидационных полигонов (тестовых участков);
2) комплексы валидационных подспутниковых наблюдений;
3) методическую базу (набор методик);
4) аппаратно-программный комплекс обработки и анализа результатов измерений.
3. Дополнительно (при необходимости) системой валидации данных могут быть использованы зарубежные валидационные полигоны (тестовые участки) с известными характеристиками.
4. Создание, модернизация и дальнейшее развитие системы валидации данных, а также ее эксплуатация осуществляется Госкорпорацией "Роскосмос" в рамках государственной программы "Космическая деятельность России" и Федеральной космической программы России.
5. Структуру системы валидации данных и требования к ее составным частям, включая состав, расположение и требования к валидационным полигонам (тестовым участкам) определяет Госкорпорация "Роскосмос", а в части космических комплексов гидрометеорологического, океанографического и гелиогеофизического назначения, и федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Статья 13. Национальный центр дистанционного зондирования Земли из космоса
1. С целью эффективного целевого применения орбитальной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, обеспечения эксплуатации наземной космической инфраструктуры приема, обработки, хранения и распространения (предоставления) данных в Российской Федерации создается Национальный центр дистанционного зондирования Земли из космоса.
2. Национальный центр дистанционного зондирования Земли из космоса находится в ведении Госкорпорации "Роскосмос" и входит в состав Национального космического центра.
3. Национальный центр дистанционного зондирования Земли из космоса осуществляет целевое применение Российской космической системы дистанционного зондирования Земли и ее эксплуатацию, обеспечивает предоставление сервисов и услуг на основе данных, в том числе с использованием технологий обработки больших объемов данных, геопространственного анализа данных, искусственного интеллекта, машинного зрения, нейронных сетей и облачных вычислений.
4. Создание, модернизация и дальнейшее развитие Национального центра дистанционного зондирования Земли из космоса, а также его эксплуатация осуществляется Госкорпорацией "Роскосмос" в рамках государственной программы "Космическая деятельность России" и Федеральной космической программы России.
5. Функции и полномочия Национального центра дистанционного зондирования Земли из космоса определяет Госкорпорация "Роскосмос".
Статья 14. Система сертификации данных
1. Сертификация данных и продуктов, создаваемых на их основе, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Данные при их размещении в фонде данных должны быть сертифицированы. Не допускается предоставление потребителям из фонда данных не сертифицированных данных.
3. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации используют в пределах своих компетенций и реализации полномочий только сертифицированные данные, в том числе при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и оперативного управления территориями.
Статья 15. Целевое применение государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения
1. Целевое применение (использование, эксплуатация) государственных космических аппаратов гражданского назначения означает их использование (эксплуатацию) в соответствии с назначением.
2. Целевое применение (использование, эксплуатация) государственных космических аппаратов гражданского назначения и наземной космической инфраструктуры дистанционного зондирования Земли организует Госкорпорация "Роскосмос", которая в том числе регулирует деятельность по планированию космических съемок, приему и обработке, хранению, распространению и использованию данных.
3. Целевое применение государственных космических аппаратов гражданского назначения осуществляется исходя из основных направлений, целей и принципов космической деятельности в Российской Федерации. Субъектами правоотношений при целевом применении государственных космических аппаратов являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, использующие получаемые с них данные, в своих интересах.
4. Целевое применение государственных космических аппаратов гражданского назначения осуществляется с целью получения данных в соответствии с заявками потребителей данных и предоставления их, а также продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе потребителям данных.
5. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для решения социально-экономических задач данные предоставляются на безвозмездной основе. Другим потребителям данные предоставляются в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации.
6. Целевое применение государственных космических аппаратов гражданского назначения осуществляет оператор космических средств дистанционного зондирования Земли.
7. Оператора космических средств дистанционного зондирования Земли определяет Госкорпорация "Роскосмос".
8. Целевое применение государственных космических аппаратов гражданского назначения включает следующий комплекс работ:
1) выбор наклонения, параметров орбиты, даты и времени старта;
2) сбор, анализ и оценка на реализуемость заявок потребителей данных;
3) формирование плана космической съемки на основании заявок на космическую съемку;
4) планирование космической съемки в соответствии с планом и срочными заявками на космическую съемку, поступающими от потребителей данных;
5) разработку рабочей программы включений целевой аппаратуры и заявки на включение корректирующей двигательной установки (при наличии и необходимости) и передачу их в центр управления полетом космических аппаратов;
6) разработку и закладку на борт космических аппаратов рабочей программы целевой и служебной аппаратуры и программы включений корректирующей двигательной установки (при наличии и необходимости), прием и анализ телеметрии;
7) планирование сеансов передачи данных с борта космических аппаратов на наземные пункты приема, хранения и обработки данных (далее - наземные пункты приема) посредством высокоскоростных радиолиний связи;
8) прием данных с использованием технических и аппаратно-программных средств, размещенных на наземных пунктах приема;
9) сбор с наземных пунктов приема и анализ информации о результатах приема данных и их качестве;
10) оценка качества и мониторинг основных целевых характеристик, включая калибровку целевой аппаратуры космических аппаратов, в том числе с использованием системы валидации данных;
11) каталогизация данных и их архивация;
12) первичная, стандартная и тематическая обработка данных;
13) сертификация данных и продуктов, создаваемых на их основе;
14) изготовление тематических продуктов, создание сервисов и оказание услуг на основе данных;
15) передача данных и тематических продуктов, создаваемых на их основе в фонд данных;
16) предоставление потребителям данных, полученных в результате выполнения заявок, а также стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на основе данных;
17) контроль хода реализации заявок потребителей данных;
18) учет данных, полученных в результате проведения космической съемки, а также данных, переданных потребителям;
19) формирование ежесуточных, еженедельных, ежемесячных и годовых отчетных документов о результатах космических съемок и реализации заявок потребителей данных.
9. Целевое применение космических систем однотипных космических аппаратов включает следующие мероприятия:
1) поддержание первоначально установленной баллистической структуры космических аппаратов, входящих в систему;
2) планирование космических съемок по единому замыслу для всех космических аппаратов, входящих в систему;
3) обеспечение взаимного учета результатов съемок космических аппаратов, входящих в систему, при планировании космических съемок с каждого космического аппарата системы.
10. Целевое применение российских космических систем (орбитальной группировки) космических аппаратов предусматривает планирование космических съемок с каждой космической системы, входящей в орбитальную группировку, осуществляется с обеспечением взаимного учета результатов целевого применения систем, входящих в орбитальную группировку, при планировании съемок по объектам и/или районам с идентичными для различных систем требованиями по параметрам космической съемки.
11. Целевое применение государственных космических аппаратов гражданского назначения и систем космических аппаратов осуществляется в соответствии с "Положениями о целевом применении космических аппаратов дистанционного зондирования Земли (системы космических аппаратов дистанционного зондирования Земли)", утверждаемыми Госкорпорацией "Роскосмос" для каждого типа космических аппаратов и каждой системы однотипных космических аппаратов.
12. Ввод космических аппаратов в состав орбитальной группировки осуществляется на основании решения Государственной комиссии о передаче космических аппаратов дистанционного зондирования Земли в эксплуатацию по результатам летных испытаний.
13. Вывод космических аппаратов из состава орбитальной группировки осуществляется на основании решения Государственной комиссии о прекращении эксплуатации космических аппаратов дистанционного зондирования Земли при невозможности его использовать по целевому назначению по представлению оператора космических средств дистанционного зондирования Земли, Центра управления полетом и Главного конструктора космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.
14. Организации, осуществляющие целевое применение (эксплуатацию) космических аппаратов несут ответственность за свою деятельность и обеспечивают соответствие такой деятельности принципам и нормам законодательства Российской Федерации и международного права, независимо от того, осуществляется она государственными органами и организациями или юридическими лицами.
Статья 16. Данные дистанционного зондирования Земли из космоса. Классификация данных дистанционного зондирования Земли из космоса.
1. Данными являются первичные данные, получаемые непосредственно с помощью аппаратуры дистанционного зондирования Земли, установленной на борту космического аппарата, и передаваемые или доставляемые на Землю из космоса посредством электромагнитных сигналов, фотопленки, магнитной ленты или какими-либо другими способами, а также материалы, полученные в результате обработки первичных данных, осуществляемой в целях обеспечения возможности их использования.
2. Охрана прав на данные и реализация полномочий обладателя этих данных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Возникновение, изменение, прекращение исключительных прав на данные различных видов и уровней обработки определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Данные классифицируются по следующим признакам:
1) по типу бортовой целевой аппаратуры, с помощью которой они получены: оптико-электронные, радиолокационные, инфракрасные, гиперспектральные, лидарные и др.;
2) по оперативности получения: срочные - от нескольких часов до 1-2 суток, оперативные - от 2-х до 10 суток и плановые - полученные в соответствии с установленными планом космической съемки на год сроками;
3) по уровню обработки: первичные, стандартные, производные (базовые), тематические.
5. Предоставление данных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другим потребителям данных для государственных нужд осуществляется по заявкам на безвозмездной основе.
6. Предоставление данных другим потребителям данных, а также базовых и тематических продуктов, и оказание услуг, создаваемых на их основе, осуществляется на договорной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
7. Предоставление данных, получаемых с гражданских космических аппаратов, Министерству обороны Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Защита данных от неправомерного доступа, копирования и распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Данные, получаемые с зарубежных космических аппаратов и российских космических аппаратов гражданского назначения, отнесению к государственной тайне не подлежат и публично используются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Обработка данных дистанционного зондирования Земли из космоса
1. С целью возможности использования данных потребителями данных требуется их обработка.
2. Обработка данных - процесс выполнения последовательных операций, включающий коррекцию, преобразование, улучшение, дешифрирование и визуализацию данных.
3. Различают следующие виды обработки данных, которые соответствуют этапам обработки, необходимым для получения требуемого продукта дистанционного зондирования Земли из космоса:
1) первичная обработка, выполняемая для получения первичных продуктов;
2) стандартная обработка, выполняемая для получения стандартных продуктов;
3) производная (базовая) обработка, выполняемая для получения производных (базовых) продуктов;
4) тематическая обработка, выполняемая для получения тематических продуктов.
4. Уровень обработки данных определяется комбинацией и объемом операций по обработке данных, которые необходимо выполнить для изготовления продукта, удовлетворяющего заданным требованиям (с учетом потребностей потребителей данных).
5. Требования к уровням обработки данных, а также классификация типов данных в зависимости от уровней их обработки и соответствующие им продукты устанавливаются национальными стандартами Российской Федерации.
Статья 18. Стандартизация данных дистанционного зондирования Земли из космоса
1. Стандартизация данных предназначена для установления требований к данным, продуктам, сервисам и услугам, создаваемым на их основе, процессам планирования космических съемок, приема, сбора, обработки, каталогизации, хранения, распространения (предоставления) и использования их потребителями данных.
2. Работы по разработке национальных стандартов могут осуществляться в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в рамках государственной программы "Космическая деятельность России", Федеральной космической программы России и программ Союзного государства по заказу Госкорпорации "Роскосмос".
3. Номенклатуру национальных стандартов Российской Федерации в области данных определяет Госкорпорация "Роскосмос" с учетом интересов потребителей данных и уровня научно-технического развития в данной области.
4. Разработка (ведение), утверждение, изменение (актуализация), отмена, опубликование и применение национальных стандартов регламентируется Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Статья 19. Предоставление, распространение и использование данных дистанционного зондирования Земли из космоса, стандартных, базовых и тематических продуктов и сервисов, создаваемых на их основе, и оказание услуг
1. Данные могут быть получены с использованием как государственных, так и негосударственных космических аппаратов.
2. Данные, получаемые с государственных гражданских космических аппаратов являются государственным информационным ресурсом.
3. Предоставление данных - комплекс организационно-технических мероприятий по организации передачи данных и сопроводительной информации к ним потребителю данных в соответствии с его требованиями, указанными в заявке, а также с нормами нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области дистанционного зондирования Земли из космоса.
4. Предоставление данных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другим потребителям данных для государственных нужд организует Госкорпорация "Роскосмос" на основании заявок двумя способами: из фонда данных и путем непосредственного сброса с борта космических аппаратов на приемные станции потребителя данных.
5. В заявке указываются координаты районов космической съемки и/или на предоставление данных из фонда данных, сроки и условия проведения космических съемок, параметры наблюдения, требования к данным и уровням их обработки, а также цели получения данных и реквизиты организации, подавшей заявку.
6. Форма заявки на космическую съемку и/или поставку данных из федерального фонда данных определяется Госкорпорацией "Роскосмос".
7. Для государственных нужд потребители данных представляют заявки на космическую съемку на год, текущие плановые и, при необходимости, срочные заявки. Срочные заявки реализуются в оперативном порядке с учетом установленных приоритетов.
8. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и/или техногенного характера в приоритетном порядке выполняются заявки Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
9. Предоставление данных с гражданских государственных космических аппаратов потребителям данных осуществляется либо оператором фонда данных, либо оператором космических средств дистанционного зондирования Земли путем непосредственного сброса данных с космических аппаратов на приемные станции потребителя данных, а также с использованием сервисов Геопортала Госкорпорации "Роскосмос".
10. Геопортал Госкорпорации "Роскосмос" обеспечивает осуществление следующих функций:
1) формирование заявок на получение архивных данных и заявок на космическую съемку;
2) контроль выполнения заявок;
3) оперативное внесение изменений в заявку, при необходимости;
4) выдачу подготовленных в соответствии с заявкой данных.
11. Распространение данных с гражданских государственных космических аппаратов осуществляется в соответствии с требованиями национального законодательства, нормами международного права и требованиями настоящего федерального закона.
12. Распространение данных с гражданских государственных космических аппаратов сверхнизкого, низкого и среднего пространственного разрешения потребителям данных осуществляется с использованием Геопортала Госкорпорации "Роскосмос" открытых данных Госкорпорации "Роскосмос" и/или путем непосредственного автоматизированного сброса с борта космических аппаратов на приемные станции потребителя данных (при их наличии).
13. Коммерческие потребители данных, в том числе зарубежные, представляют заявки по мере необходимости.
14. Получение данных по территориям иностранных государств с космических аппаратов может осуществляться непосредственно через принадлежащие зарубежным потребителям данных станции приема данных, технически обеспечивающими прием таких данных.
15. Проведение космических съемок, предоставление, распространение и использование данных, а также тематических продуктов, сервисов и оказание услуг, создаваемыми на их основе, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другим потребителям данных организует Госкорпорация "Роскосмос" в соответствии с настоящим федеральным законом, нормативными актами Правительства Российской Федерации и Госкорпорации "Роскосмос".
16. Прием, обработку и использование данных, получаемых с гражданских государственных космических аппаратов, могут осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию Госкорпорации "Роскосмос" на соответствующий вид деятельности.
Статья 20. Особенности получения, распространения и использования данных с негосударственных космических аппаратов дистанционного зондирования
1. Космические аппараты и наземная космическая инфраструктура, созданная за счет средств физических и (или) юридических лиц, являются их собственностью.
2. Данные, полученные с космических аппаратов, находящихся в собственности физических и (или) юридических лиц, являются собственностью соответствующих лиц.
3. Целевое применение негосударственных космических аппаратов, а также прием обработку и распространение с негосударственных космических аппаратов осуществляют операторы соответствующих негосударственных космических аппаратов.
4. Операторы негосударственных космических аппаратов вправе предоставлять получаемые с них данные для государственных нужд безвозмездно или на договорной основе путем прямого сброса на приемные средства системы ЕТРИС ДЗЗ, на магнитных носителях и/или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. При необходимости использования для государственных нужд информационного ресурса (в полном объеме или частично) с негосударственных космических аппаратов и соответствия данных, получаемых с негосударственных космических аппаратов, требованиям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к таким данным, Госкорпорация "Роскосмос" вправе приобретать такие данные для размещения в общедоступном фонде данных.
Глава 3. Права и обязанности потребителей данных при использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса
Статья 21. Права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса
1. Федеральные органы исполнительной власти, использующие в своей деятельности данные, совместно с Госкорпорацией "Роскосмос" участвуют:
1) в выработке государственной политики в области получения и использования данных;
2) в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области дистанционного зондирования Земли из космоса, в том числе в области получения и использования данных;
2. По запросу Госкорпорации "Роскосмос" заинтересованные федеральные органы исполнительной власти:
1) формируют перечень тематических задач и требования к данным для их решения;
2) ежегодно определяют потребности в данных, включая потребные объемы, периодичность наблюдения и пространственное разрешение, необходимых для выполнения ими функций и реализации полномочий.
3. Сформированный обобщенный перечень тематических задач и требований к данным согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждается Госкорпорацией "Роскосмос" не реже одного раза в пять лет.
4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для выполнения возложенных на них функций и реализации полномочий представляют в Госкорпорацию "Роскосмос" заявки на предоставление первичных данных и данных стандартных и базовых уровней обработки на безвозмездной основе в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
5. Для формирования заявки на данные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе получить информацию о наличии требуемых данных в федеральном фонде данных и, в случае их отсутствия в федеральном фонде данных, - о порядке и возможности получения данных путем проведения космической съемки.
6. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие потребители данных, которым предоставлены данные на безвозмездной основе для государственных нужд, обязаны ежегодно, при формировании заявки на космическую съемку на очередной год, предоставлять в Госкорпорацию "Роскосмос" информацию об их использовании.
7. Приобретение данных, получаемых с негосударственных космических аппаратов, для государственных нужд федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета осуществляется в случае отсутствия требуемых данных в фонде данных и невозможности их получения с гражданских государственных космических аппаратов российской орбитальной группировки в сроки, установленные в заявке на космическую съемку.
8. Право приобретения данных, получаемых с негосударственных космических аппаратов, для государственных нужд в интересах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета возложено на Госкорпорацию "Роскосмос", которая обязана разместить эти данные в фонде данных.
9. Данные, приобретенные федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета с негосударственных космических аппаратов подлежат передаче в фонд данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 22. Права и обязанности юридических и физических лиц при получении доступа к данным дистанционного зондирования Земли из космоса
1. Госкорпорация "Роскосмос" обеспечивает равный и недискриминационный доступ физических и юридических лиц к данным, получаемых с государственных космических аппаратов.
2. Деятельность юридических лиц в области дистанционного зондирования Земли из космоса подлежит лицензированию в случаях и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Предоставление данных с гражданских государственных космических аппаратов физическим и юридическим лицам осуществляется на договорной основе.
4. Предоставление данных физическим и юридическим лицам может осуществляться из фонда данных и путем сброса непосредственно с борта космических аппаратов по радиолинии на приемные станции потребителя данных, при их наличии и технических возможностях приема таких данных.
Глава 4. Государственная поддержка и стимулирование использования данных для государственных нужд и создания условий для коммерческого использования данных
Статья 23. Принципы деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса
1. Российская Федерация создает условия для российских предприятий ракетно-космической промышленности, юридических и физических лиц для продвижения продуктов, данных и услуг в области дистанционного зондирования Земли из космоса на внутренний и внешний рынки, в том числе, для зарубежных пользователей.
2. Деятельность в области дистанционного зондирование Земли из космоса основывается на следующих общих принципах:
1) обеспечение правового режима открытости деятельности органов государственной власти и управления в области дистанционного зондирования Земли из космоса устанавливается с учетом требований и условий выполнения требований российского законодательства по защите и охране государственной, служебной и коммерческой тайны;
2) обеспечение равного и недискриминационного доступа физических и юридических лиц к данным при условии их использования и распространения в установленном порядке;
3) недопущение монополизма в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
4) обеспечение национальной безопасности и обороны государства;
5) учет приоритетности задач оперативного предоставления данных в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и за рубежом;
6) строгого соблюдения международных обязательств государства, принятых в области дистанционного зондирования Земли из космоса в соответствии с требованиями международного космического права;
7) обеспечение требуемого качества данных, используемых для решения задач повышения социального благополучия общества, обеспечения эффективного развития экономики Российской Федерации и сохранения благоприятной окружающей среды;
8) обеспечение достоверности данных, сопоставимости методов и технологий дистанционного зондирования Земли из космоса.
3. Российская Федерация обеспечивает развитие качественного и количественного состава орбитальной группировки космических аппаратов, наземной космической инфраструктуры дистанционного зондирования Земли, рост объемов, предоставляемых данных в соответствии с потребностями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования в интересах государственных нужд.
4. Доступ к данным, получаемых с российских гражданских государственных космических аппаратов предоставляется в трех видах: для государственных нужд (в том числе для международного обмена по соглашениям), коммерчески доступные данные, общедоступные данные (данные свободного доступа).
5. Вид доступа к данным, получаемых с российских гражданских государственных космических аппаратов, определяется Госкорпорацией "Роскосмос".
6. Государство обеспечивает предоставление данных на безвозмездной основе федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении ими своих функций или реализации ими своих полномочий, а также юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, и физическим лицам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения ими контракта на закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд.
7. Государство может на условиях соответствующих договоров и соглашений привлекать частные компании к разработке конечных продуктов на основе коммерчески доступных данных, получаемых с государственных гражданских космических аппаратов, и их распространения на внутреннем и внешних рынках.
Глава 5. Коммерциализация деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса
Статья 24. Принципы коммерциализации деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса
1. Коммерциализация деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса осуществляется в соответствии с нормами международного космического права.
2. Коммерциализация деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса осуществляется на следующих принципах:
1) равных прав граждан и организаций Российской Федерации на участие и предпринимательство в области дистанционного зондирования Земли из космоса, общих для всех условий этой деятельности;
2) содействия государства развитию сферы дистанционного зондирования Земли из космоса, предоставления, в установленном Правительством Российской Федерации порядке, преференций участникам деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса, развитие механизмов государственно-частного партнерства;
3) развития коммерциализации космической деятельности по дистанционному зондированию Земли за счет создания геоинформационных сервисов на основе данных.
Статья 25. Коммерческое использование данных, получаемых с государственных космических аппаратов
1. Государство содействует поставке данных различных видов и уровней обработки, стандартных, базовых и тематических продуктов, сервисов и услуг, создаваемых на их основе, на внутренний и внешний рынки. Цена продукции и услуг зависит от спроса на внутреннем и внешнем рынках и определяется Госкорпорацией "Роскосмос" в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
2. Госкорпорация "Роскосмос" наряду с обеспечением государственных нужд и приоритетности обеспечения данными органов государственной власти может использовать информационный ресурс государственных гражданских космических аппаратов в коммерческих целях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Коммерческое использование данных, получаемых с государственных гражданских космических аппаратов регулируется государством только в той степени, которая диктуется национальной экономической выгодой, законодательством, национальной и общественной безопасностью и международными обязательствами Российской Федерации.
4. Коммерческое использование данных, получаемых с государственных гражданских космических аппаратов осуществляется на основе лицензионных договоров и соглашений.
5. Целью таких договоров и соглашений является создание организационно-правовых условий для привлечения средств внебюджетного финансирования, инвестиций для реализации социально значимых инвестиционных и инновационных проектов в области деятельности дистанционного зондирования Земли из космоса, направленных на обеспечение экономического роста Российской Федерации, повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Госкорпорации "Роскосмос", и повышение качества продукции, работ, услуг, предоставляемых потребителям данных.
6. Госкорпорация "Роскосмос" разрабатывает перечень прейскурантных цен на данные, получаемые с государственных космических аппаратов гражданского назначения, различных видов и уровней обработки, стандартные, базовые и тематические продукты, сервисы и услуги, создаваемые на их основе для российских и зарубежных потребителей данных.
7. Физические и юридические лица, имеющие лицензию на определенный вид деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса, могут осуществлять этот вид деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса для собственных нужд и оказания услуг на всей территории Российской Федерации.
Глава 6. Международное сотрудничество в области дистанционного зондирования Земли из космоса
Статья 26. Цели международного сотрудничества
1. Международное сотрудничество в области дистанционного зондирования Земли из космоса осуществляется на договорной основе.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, применяются нормы международного договора.
2. Международное сотрудничество в области дистанционного зондирования Земли имеет своей целью обеспечение:
1) создания эффективной системы поддержки российских предприятий, действующих на мировом рынке космических продуктов и услуг, дающей возможности для вхождения этих предприятий в число активных участников мирового рынка дистанционного зондирования Земли из космоса;
2) активного участия Российской Федерации в решении на международном уровне вопросов, связанных с определением порядка использования результатов космической деятельности по дистанционному зондированию Земли, защите государственных интересов Российской Федерации в области использования данных;
3) активного участия Российской Федерации в решении вопросов в области дистанционного зондирования Земли из космоса на международном уровне, в том числе в рамках рабочих групп Комитета по спутникам наблюдения Земли ООН (Committee on Earth Observation Satellites, CEOS), в деятельности Международной Группы наблюдения за Землей (Group on Earth Observations, GEO), Координационной группы по метеорологическим спутникам (Coordination Group for Meteorological Satellites, CGMS), Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях и др. организаций.
Статья 27. Направления международного сотрудничества в области дистанционного зондирования Земли из космоса
1. Международное сотрудничество в области дистанционного зондирования Земли из космоса осуществляется по следующим направлениям:
1) совместные проекты и программы в рамках БРИКС, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, Содружества Независимых Государств, Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь, а также со странами ближнего и дальнего зарубежья и международными организациями;
2) организация взаимодействия отечественных операторов с зарубежными операторами космических услуг;
3) обеспечение взаимодействия Госкорпорации "Роскосмос" с Хартией по безвозмездному получению данных по районам чрезвычайных ситуаций с космических аппаратов стран членов Хартии, а также предоставлению по запросам Хартии данных с российских космических аппаратов;
4) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области дистанционного зондирования Земли из космоса;
5) гармонизация национальных нормативных правовых актов в области дистанционного зондирования Земли из космоса.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.