Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О дистанционном зондировании Земли из космоса"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 03.06.2021 г.)
Проект федерального закона "О дистанционном зондировании Земли из космоса" (далее - законопроект) разрабатывается в соответствии с Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Заказчик - Правительство Российской Федерации
Разработчики законопроекта:
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос";
Министерство обороны Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Основной идеей законопроекта является закрепление норм регулирования правоотношений в области дистанционного зондирования Земли из космоса в части планирования работы бортовой целевой аппаратуры космического аппарата дистанционного зондирования Земли, приема, сбора, обработки, хранения и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса (далее - данные), создание правовых условий, обеспечивающих формирование и развитие отечественного рынка данных и тематических продуктов, создаваемых на их основе, формулирование основных прав и обязанностей субъектов правоотношений, использующих в своей деятельности данные; определение и разграничение компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в части использования данных при решении социально-экономических задач, контрольно-надзорной и иных видов деятельности, коммерческого использования данных, а также развитие международного сотрудничества в данной сфере деятельности.
Основной целью законопроекта является создание правовых условий для организации эффективного целевого применения космических систем и комплексов дистанционного зондирования Земли из космоса в Российской Федерации как неотъемлемого условия обеспечения устойчивого развития Российской Федерации и ее регионов, обеспечения национальной безопасности, в том числе определение прав и обязанностей органов государственной власти, юридических и физических лиц, на которых будет распространяться действие положений, предусмотренных законопроектом, в части определения требований к данным, порядку получения, обработки и использования данных, продуктов и услуг, создаваемых на их основе, правовой защиты данных и нормативно- правового закрепления использования сертифицированных данных, использования данных в качестве доказательной базы при осуществлении контрольно-надзорной деятельности уполномоченными органами власти, с учетом норм правового регулирования вопросов создания и ведения федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса, закрепленных в Законе Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности".
Целями законопроекта также являются:
развитие современной инфраструктуры использования данных, продуктов и услуг, создаваемых на их основе;
содействие внедрению перспективных цифровых технологий дистанционного зондирования Земли из космоса, продуктов и услуг, создаваемых на их основе, в деятельность государственных органов власти, юридических и физических лиц в интересах повышения качества жизни людей;
создание условий для коммерциализации данных в Российской Федерации и формирование российского рынка данных.
В настоящее время дистанционное зондирование Земли из космоса в основном регулируется рядом подзаконных актов. Содержащиеся в них нормы требуют систематизации и обобщения на уровне федерального закона. В Российской Федерации отсутствует основополагающий законодательный акт, который регулирует деятельность по дистанционному зондированию Земли из космоса, в частности вопросы целевого применения космических систем и комплексов дистанционного зондирования Земли, правил и механизмов использования данных в различных отраслях экономики, а также устанавливающий компетенцию федеральных органов исполнительной власти, права и обязанности субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления в данной области.
В действующем российском законодательстве в области дистанционного зондирования Земли из космоса не определены и требуют правового закрепления:
требования к порядку предоставления данных и продуктов, созданных на их основе, информационная поддержка процесса доведения данных до пользователей, порядок сертификации данных, критерии оценки качества данных, сервисов и продуктов, созданных на их основе;
меры государственной поддержки и иные меры стимулирования использования данных, а также меры, направленные на создание условий для развития коммерциализации деятельности в области дистанционного зондирования Земли (создание условий, стимулирующих участие бизнес-сообщества, научных, образовательных и некоммерческих организаций, в разработке решений по вопросам совершенствования и развития деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса, государственно-частное партнерство, подготовка высококвалифици-рованных кадров в области дистанционного зондирования Земли из космоса);
правовые основы информационного, научно-технического, экономического взаимодействия уполномоченного органа по космической деятельности с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе при использовании данных в качестве доказательной базы контрольно-надзорной деятельности.
Законопроект является необходимым дополнением в системе законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы, относящиеся к сфере космической деятельности, наряду с Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности", Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 14 февраля 2009 г. N 22-ФЗ "О навигационной деятельности".
Принятие законопроекта устранит пробелы в законодательстве в области космической деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса, обеспечив единый подход к регулированию общественных отношений, возникающих в процессе этой деятельности.
Социально-экономические последствия принятия законопроекта будут заключаться в более широком использовании данных, продуктов, сервисов и услуг в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, в частности в таких отраслях, как сельское и лесное хозяйство, землепользование, строительство, мониторинг чрезвычайных ситуаций, экология, мониторинг разработок месторождений полезных ископаемых, а также в более эффективном использовании бюджетных средств путем рационального и целенаправленного использования данных из космоса в различных отраслях экономики, существенно сократив закупки таких данных за рубежом при решении социально-экономических задач.
Также принятие законопроекта позволит создать условия для развития коммерческого сектора дистанционного зондирования Земли из космоса и, как следствие, будет способствовать развитию российского рынка данных.
Это позволит на качественно новом уровне правового обеспечения решать задачи интеграции и инновационного обновления отраслей экономики и регионов Российской Федерации, даст возможность повысить конкурентоспособность отечественной ракетно-космической промышленности и создать предпосылки для привлечения к деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса предприятий малого и среднего предпринимательства.
Принятие законопроекта позволит решить следующие задачи:
создание единой законодательной основы для правового регулирования всех стадий целевого применения космических систем и комплексов дистанционного зондирования Земли гражданского назначения, в том числе вытекающих из международных обязательств Российской Федерации;
определение порядка получения, использования и распространения данных, в том числе механизмов возникновения и защиты прав на указанные данные;
формулирование самостоятельного предмета правового регулирования, общих правовых условий функционирования российской космической системы дистанционного зондирования Земли и организация ее целевого применения;
установление единого понятийного аппарата в данной сфере правового регулирования, в соответствии с терминологией, определенной в нормах международного права;
установление основных прав и обязанностей участников деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса, в том числе норм как ограничивающих права и свободы граждан, так и защищающих права и законные интересы потребителей данных;
установление полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при использовании данных, а также предоставлении продуктов и оказании услуг на их основе.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации Государственной программы Российской Федерации "Космическая деятельность России", Федеральной космической программы России на 2016 - 2025 годы, Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (в части реализации проекта "Цифровая Земля"), путем законодательного закрепления деятельности и основных определений в области дистанционного зондирования Земли из космоса.
Задачи координации работ в области дистанционного зондирования Земли из космоса в интересах науки, обеспечения обороны и безопасности, социально-экономического и инновационного развития имеют системный и долгосрочный характер и затрагивают интересы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, принимающих участие в деятельности по дистанционному зондированию Земли из космоса.
Расширение потребительского рынка космических технологий, использование результатов космической деятельности, в том числе данных, в интересах социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, эффективное решение задач экологического мониторинга, борьбы со стихийными бедствиями и неблагоприятными факторами внешней среды способствуют повышению качества жизни и благосостояния граждан России. Развитие внутреннего рынка космических услуг стимулирует экономическую активность, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, полноправное участие страны в международных космических программах и проектах.
Принятие законопроекта потребует разработки и принятия ряда подзаконных актов, перечень которых приведен в приложении к законопроекту.
Также необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N Пр-1105 перед Госкорпорацией "Роскосмос" поставлена задача о нормативно-правовом закреплении сертифицированных данных и продуктов, создаваемых на их основе.
В целях выполнения указанного поручения Госкорпорацией "Роскосмос" в дополнение к законопроекту планируется разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вносящего изменения в законодательные акты, регулирующие правоотношения в различных сферах деятельности, касающиеся использования сертифицированных данных.
В настоящее время в рамках мирового сообщества активно развиваются процессы сотрудничества государств в области космической деятельности, в том числе по эффективному использованию данных и информационных продуктов, создаваемых на их основе, в рамках реализации международных государственных космических программ и проектов с участием частного капитала, на основе международных договоров и соглашений, в рамках стратегических альянсов, международных ассоциаций и других международных структур типа ЕАЭС, ШОС, БРИКС, СНГ, Союзного государства. В законопроект включены нормы, касающиеся международного сотрудничества в области дистанционного зондирования Земли из космоса.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит конкретных решений, оказывающих влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доходы и расходы юридических и физических лиц и требующих финансово-экономических обоснований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.