Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121"
(подготовлен Минтрансом России 07.06.2021 г.)
1. Общая характеристика проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121" разработан в соответствии с пунктом 2 статьи 22 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) и направлен на определение перечня российских организаций, уполномоченных осуществлять классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов.
Проект постановления вносит изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121 "Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов", дополняя перечень организаций, осуществляющих классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов федеральным автономным учреждением "Российский Речной Регистр", приводя терминологию постановления в соответствие с действующей редакцией пункта 2 статьи 22 КТМ, а также поручая Минтрансу России в соответствии с пунктом 8.1 и подпунктом 1 пункта 8.2 Кодекса о признанных организациях (принятого резолюциями Комитета ИМО по безопасности на море MSC.349(92) от 21.06.2013 г. и Комитета ИМО по защите морской среды МЕРС.237(65) от 17.05.2013 г., опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 22 декабря, N 0001201712220026) заключить с федеральным автономным учреждением "Российский морской регистр судоходства" и федеральным автономным учреждением "Российский Речной Регистр" соглашения о наделении полномочиями (признания) организаций на проведение освидетельствования судов на соответствие требованиям международных конвенций в области морского транспорта, к которым присоединилась Российская Федерация, и выдачу документов (свидетельств), подтверждающих соответствие судна требованиям таких конвенций.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Проект постановления разработан в целях внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121, направленных на:
1) Уполномочивание федерального автономного учреждения "Российский Речной Регистр" (далее - РРР) на осуществление классификации и освидетельствования судов в соответствии с пунктом 2 статьи 22 КТМ, наравне с федеральным автономным учреждением "Российский морской регистр судоходства".
В соответствии с положениями следующих международных документов:
- правило I/6 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974/1988 (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Бюллетень международных договоров, 2011, приложение N 1));
- правило 6 приложения I к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МК МАРПОЛ) (Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года" (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127)),
- правило 8 приложения II к МК МАРПОЛ,
- правило 4 приложения IV к МК МАРПОЛ,
- правило 5 приложения VI к МК МАРПОЛ,
- статья 13 Международной конвенции о грузовой марке 1966/1988 (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769). Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769)),
- статья 7 Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. (Конвенция вступила в силу для СССР 18 июля 1982 г., документ о принятии СССР Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 20 ноября 1969 г.),
- правило 1 приложения 4 к Международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами на судах 2001 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 09 августа 2012 г. N 814 "О присоединении Российской Федерации Международной конвенции о контроле за вредными противообрастающими системами на судах " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 33, ст. 4693)),
освидетельствование судов должно выполняться сотрудниками Администрации флага.
Упомянутые Международные конвенции в области морского транспорта, к которым присоединилась Российская Федерация, содержат положения, предусматривающие возможность наделения полномочиями (признания) правительством государства флага судна (далее - Администрация) организаций на проведение освидетельствования судов (далее - признанные организации) на соответствие требованиям данных конвенций и выдачу документов (свидетельств), подтверждающих соответствие судна необходимым требованиям.
Соответствующие требования к признанным организациям, порядок их оценки, признания и наделения полномочиями регламентируется Кодексом ИМО о признанных организациях (принят резолюциями Комитета ИМО по безопасности на море MSC.349(92) от 21.06.2013 г. и Комитета ИМО по защите морской среды МЕРС.237(65) от 17.05.2013 г. (указанные резолюции заменили действовавшие ранее резолюции А.739(18) от 4 ноября 1993 г. "Руководство по предоставлению полномочий организациям, действующим от имени Администрации" и А.789(19) от 23 ноября 1995 г. "Спецификация функций признанных организаций, действующих от имени Администрации по освидетельствованию и выдаче свидетельств")).
Так, согласно пункту 4.1 части 1 Кодекса ИМО о признанных организациях, "Государство флага может предоставить полномочия организации, которая признана отвечающей положениям настоящего Кодекса, для выдачи установленных законом свидетельств и предоставления услуг от его имени согласно документам ИМО, имеющим обязательную силу, и своему национальному законодательству".
Обязательный статус Кодексу о признанных организациях придан резолюциями MSC.350(92), MSC.356(92) и МEPC.237(65), посредством которых внесены поправки к Конвенции СОЛАС 1974 года, Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года и к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, стороной которых является Российская Федерация.
Одним из механизмов наделения полномочиями признанных организаций, в соответствии с подпунктом 1 пункта 8.2 части 2 Кодекса о признанных организациях, является заключение соответствующего соглашения с такими организациями.
Российская Федерация, являясь стороной упомянутых международных документов, должна при наделении признанных организаций полномочиями руководствоваться требованиями Кодекса о признанных организациях.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в соответствии с абзацем 4 пункта 1 которого Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе как "авиационные власти", "железнодорожная администрация", "администрация" и "назначенный орган".
С учетом вышеуказанных полномочий, в соответствии с подпунктом 5.2.53.43 пункта 5 Положения, Минтрансу России поручено устанавливать порядок признания организаций в целях наделения последних полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, но не конкретизированы полномочия Минтранса России на заключение и подписание соответствующих соглашений с такими признанными организациями.
Учитывая вышеизложенное и исходя из совокупного анализа норм Кодекса о признанных организациях (пункты 8.1. и 8.2. части 2), регламентирующих механизм наделения полномочиями признанных организаций, положений статьи 22 КТМ и абзаца 4 пункта 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N395), в целях обеспечения единообразного толкования полномочий Минтранса России, предлагается в пункте 2 проекта постановления Правительства РФ поручить Минтрансу России подписание соответствующих соглашений с признанными организациями.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 22 КТМ:
"Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, осуществляются российскими организациями, полномочия которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации (далее - российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов), на возмездной основе за счет заявителей по тарифам, определяемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 22 КТМ:
"Классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов и Российском открытом реестре судов, по выбору судовладельца осуществляются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами, наделенными Правительством Российской Федерации необходимыми полномочиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации."
В соответствии с действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121 "российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов, является федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства" (далее - РМРС).
Вместе с тем, помимо РМРС, с 1913 года на территории России услуги по классификации и освидетельствованию судов оказывает РРР, находящийся в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1080-р в ведении Минтранса России.
С момента создания РРР осуществляет классификацию и освидетельствование судов, в том числе судов смешанного (река-море) плавания, осуществляющих эксплуатацию в морских районах плавания, а также морских судов. Общая численность работников РРР составляет 512 человек, обеспечивая классификацию и освидетельствование 24491 судна на всей территории Российской Федерации и за ее пределами. Правила РРР, составляющие нормативную базу по классификации и освидетельствованию судов, соответствуют требованиям международных договоров Российской Федерации в области внутреннего водного и морского транспорта.
РРР является членом некоммерческой организации "Международная ассоциация органов технического надзора и классификации" (ОТНК), признанной мировым сообществом, в т.ч. Экономическим и Социальным Советом ООН, целью деятельности которой является сотрудничество в области классификации и освидетельствования судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, морских судов, технического надзора за судами и другими объектами промышленности, строительства и транспорта. Членство РРР в ОТНК обеспечивает современный уровень требований к судам, предъявляемых в целях технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, экологической безопасности судов, а также механизмы их реализации и контроля.
РРР полностью соответствует требованиям к признанным организациям, установленным Кодексом о признанных организациях;
Уполномочивание РРР на осуществление классификации и освидетельствования судов предлагается осуществить посредством заключения соответствующего соглашения между Минтрансом России и РРР.
2) приведение терминологии постановления в соответствие с действующей редакцией пункта 2 статьи 22 КТМ. С момента утверждения постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121, в пункт 2 статьи 22 КТМ были внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2017 N 460-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которыми абзацы первый и второй пункта 2 статьи 22 КТМ были изложены в новой редакции, а также Федеральным законом от 03.08.2018 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона "О международных компаниях" и Федерального закона "О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края", в соответствии с которыми абзац второй пункта 2 статьи 22 КТМ был изложен в новой редакции;
3) поручение Минтрансу России в соответствии с подпунктом 1 пункта 8.2 части 2 Кодекса о признанных организациях заключить с РМРС и РРР соответствующие соглашения. В соответствии с пунктом 8.1 части 2 Кодекса о признанных организациях, Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, Международная конвенция по обмеру судов 1969 года, к которым присоединилась Российская Федерация, содержат положения, предусматривающие возможность наделения полномочиями (признания) правительством государства флага судна организаций на проведение освидетельствования судов на соответствие требованиям данных конвенций и выдачу документов (свидетельств), подтверждающих соответствие судна необходимым требованиям.
Одним из механизмов наделения полномочиями признанных организаций, в соответствии с подпунктом 1 пункта 8.2 Кодекса о признанных организациях, является заключение соответствующего соглашения с такими организациями. В целях реализации данного механизма, с учетом пояснений, содержащихся в подпункте 1 пункта 2 настоящей пояснительной записки, предлагается в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 121 поручить Минтрансу России заключить такие соглашения с РМРС и РРР.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Проект постановления соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства России от 22 ноября 2008 г. N 1734-р и разделу 3.2. "Развитие технологичных отраслей" Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 г.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности
Принятие проекта постановления:
не приведет к увеличению установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти и подведомственным им организациям при выполнении ими полномочий, определенных настоящим проектом постановления;
не повлечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов;
не повлечет за собой негативных социально-экономических и политических последствий;
не потребует внесения изменений в какие-либо иные законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.
Реализация федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными учреждениями проекта постановления осуществляется ими в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти, их территориальным органам и подведомственным учреждениям в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не окажет негативного влияния на деятельность органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка регулирующего воздействия принимаемых решений
На проект постановления получена положительная оценка регулирующего воздействия.
7. Соответствие положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.