Проект Федерального закона "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 10.06.2021 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1. Предмет регулирования
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с изготовлением и эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств.
2. Эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
автоматизированная система вождения - техническое средство, обеспечивающее динамическое управление транспортным средством;
автоматизированный режим управления - режим управления, при котором управление транспортным средством осуществляется автоматизированной системой вождения;
аккредитованные изготовителем эксплуатанты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие техническое обслуживание высокоавтоматизированных транспортных средств и аккредитованные изготовителем высокоавтоматизированных транспортных средств на проведение данных работ;
бортовой регистратор - техническое средство, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации, используемой для проведения расследования дорожно-транспортных происшествий;
владелец высокоавтоматизированного транспортного средства - лицо, которому высокоавтоматизированное транспортное средство принадлежат на праве собственности или ином законном основании;
высокоавтоматизированное транспортное средство - транспортное средство, оснащенное автоматизированной системой вождения и допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
динамическое управление - выполнение в реальном времени всех оперативных и тактических функций, необходимых для передвижения транспортного средства, контроль за условиями дорожного движения, реагирование на события, происходящие в дорожно-транспортной обстановке, а также планирование и сигнализацию маневров;
изготовитель высокоавтоматизированного транспортного средства - лицо, установившее автоматизированную систему вождения в ранее изготовленное им или другим лицом транспортное средство или изготовившее высокоавтоматизированное транспортное средство с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования (эксплуатации);
оператор высокоавтоматизированного транспортного средства - физическое лицо, находящееся вне высокоавтоматизированного транспортного средства, осуществляющее мониторинг за его движением посредством удаленного доступа, имеющее возможность дистанционного вмешательства в стратегическое управление высокоавтоматизированным транспортным средством, а также обладающее знаниями по дистанционному вмешательству в функционирование указанных транспортных средств;
среда штатной эксплуатации - окружающие и географические условия, время суток, а также дорожно-транспортные, инфраструктурные, погодные и другие условия, для работы в которых предназначена данная автоматизированная система вождения;
стратегическое управление - набор задач по управлению одним или несколькими высокоавтоматизированными транспортными средствами, в том числе определение маршрута транспортного средства, активация и деактивация автоматизированного режима управления и иное управление высокоавтоматизированными транспортными средствами, не относящееся к динамическому управлению.
2. Понятие "инновационное транспортное средство" используется в значении, установленном Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о высокоавтоматизированных транспортных средствах
1. Законодательство Российской Федерации о высокоавтоматизированных транспортных средствах (далее - ВАТС) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации.
2. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
3. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи эксплуатации ВАТС.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Статья 4. Допуск высокоавтоматизированных транспортных средств к участию в дорожном движении
1. К эксплуатации допускаются ВАТС, прошедшие оценку соответствия требованиям безопасности и имеющие допуск к участию в дорожном движении.
2. Порядок допуска ВАТС к участию в дорожном движении устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. Порядок отнесения транспортных средств к инновационным транспортным средствам и порядок установления требований безопасности к инновационным транспортным средствам и их компонентам, а также методов их исследований (испытаний) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Общие требования к высокоавтоматизированным транспортным средствам
1. ВАТС подлежат оснащению автоматизированной системой вождения. Требования к автоматизированной системе вождения, порядок оснащения транспортных средств автоматизированной системой вождения, правила ее использования, обслуживания и контроля ее работы устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. При эксплуатации ВАТС должна обеспечиваться возможность активации и деактивации автоматизированной системы вождения оператором ВАТС.
При деактивации автоматизированного режима управления оператором, автоматизированная система вождения должна обеспечивать возможность безопасной остановки транспортного средства и выхода пассажиров из ВАТС.
3. ВАТС подлежат оснащению бортовым регистратором. Требования к бортовому регистратору, порядок оснащения транспортных средств бортовым регистратором, правила его использования, обслуживания и контроля его работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Информационная безопасность ВАТС
При эксплуатации ВАТС должна обеспечиваться информационная безопасность от внешнего вмешательства в автоматизированную систему вождения за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено самой автоматизированной системой вождения в целях обеспечения безопасности, включая вмешательство оператора ВАТС.
Статья 7. Обязанности изготовителя высокоавтоматизированных транспортных средств
Изготовитель высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
разрабатывать и при необходимости обновлять порядок и правила эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств;
разрабатывать и при необходимости обновлять руководство оператора высокоавтоматизированного транспортного средства;
обеспечивать своевременное обновление программного обеспечения ВАТС с целью повышения его безопасности и в течение 3 календарных дней с момента такого обновления уведомлять владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств о необходимости установки на принадлежащих им ВАТС соответствующих обновлений программного обеспечения.
Статья 8. Обязанности владельца высокоавтоматизированного транспортного средства
Владелец высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
обеспечивать исправное техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства;
осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
соблюдать порядок и правила эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств;
обеспечивать своевременную установку обновлений программного обеспечения ВАТС для устранения выявленных угроз безопасности участников дорожного движения, включая угрозы информационной безопасности, после получения соответствующего уведомления от изготовителя высокоавтоматизированного транспортного средства;
представлять ВАТС изготовителю или аккредитованным изготовителем эксплуатантам, с которыми владелец высокоавтоматизированных транспортных средств заключил договор о техническом обслуживании, для проведения регулярного технического обслуживания и установки обновлений программного обеспечения высокоавтоматизированного транспортного средства;
незамедлительно принимать меры по прекращению эксплуатации ВАТС в случае выявления технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения или получения уведомления от изготовителя высокоавтоматизированного транспортного средства о запрете эксплуатации ВАТС.
Статья 9. Обязанности оператора высокоавтоматизированного транспортного средства
Оператор высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
соблюдать порядок и правила эксплуатации ВАТС;
соблюдать руководство оператора высокоавтоматизированного транспортного средства;
не допускать активации автоматизированной системы вождения за пределами среды штатной эксплуатации;
незамедлительно принять меры по прекращению эксплуатации ВАТС в случае выявления технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, получения уведомления от изготовителя высокоавтоматизированного транспортного средства о запрете эксплуатации ВАТС, а также в иных ситуациях, когда продолжение эксплуатации ВАТС с учетом сложившейся дорожной обстановке создает угрозу жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица.
Статья 10. Ответственность изготовителя, владельца и оператора высокоавтоматизированного транспортного средства
1. Ответственность изготовителя, владельца и оператора высокоавтоматизированного транспортного средства определяется законодательством Российской Федерации.
2. Изготовитель высокоавтоматизированного транспортного средства несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных недостатков ВАТС, влияющих на безопасность дорожного движения, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о них в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В случае, если изготовитель высокоавтоматизированного транспортного средства возместил вред, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, и этот вред был причинен в связи с недостатком автоматизированной системы вождения или иным компонентом ВАТС, изготовителем которых является другое лицо, то изготовитель высокоавтоматизированных транспортных средств имеет право регрессного требования к изготовителю компонента, недостаток которого стал причиной причинения вреда.
4. Владелец высокоавтоматизированного транспортного средства обязан возместить вред, причиненный высокоавтоматизированным транспортным средством, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Статья 11. Технический осмотр ВАТС
Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации ВАТС подлежат техническому осмотру в соответствии с порядком и периодичностью проведения технического осмотра таких транспортных средств, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Особенности перевозки пассажиров, багажа и грузов высокоавтоматизированными транспортными средствами
Особенности перевозки пассажиров и багажа, а также грузов высокоавтоматизированными транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 13. О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2002, N 18, ст. 1721; 2003, N 2, ст. 167; 2009, N 1, ст. 21, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4000, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3881, N 29, ст. 4283, N 30, ст. 4590, ст. 4596; 2012, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4320; 2013, N 17, ст. 2032, N 19, ст. 2319, N 27, ст. 3477, N 52, ст. 7002; 2014, N 42, ст. 5615; 2016, N 15, ст. 2066, N 18, ст. 2502, N 27, ст. 4229; 2017, N 52, ст. 7921, N 31, ст. 4753; 2018, N 1, ст. 27, N 32, ст. 5076, N 45, ст. 6841, N 53, ст. 8434) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) абзац второй после слов "транспортных средств" дополнить словами "высокоавтоматизированных транспортных средств";
б) абзац четвертый после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства", после слов "транспортные средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированные транспортные средства";
в) абзац шестой после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
г) абзац восьмой после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
д) дополнить абзацем следующего содержания:
"высокоавтоматизированное транспортное средство" - транспортное средство, допущенное к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и оснащенное автоматизированной системой вождения;
е) в абзаце одиннадцатом после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
2) в абзаце восьмом статьи 5 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
3) в пункте 3 статьи 15 после слов "транспортное средство" дополнить словами "высокоавтоматизированное транспортное средство";
4) в статье 16:
а) наименование дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
б) пункт 1 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
в) пункт 2 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
г) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Владельцы транспортных средств, высокоавтоматизированных транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законодательством. В отношении транспортных средств, высокоавтоматизированных транспортных средств, владельцы которых не исполнили данную обязанность, постановка на государственный учет не проводится. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, высокоавтоматизированных транспортных средств осуществляется только при условии проведения в отношении транспортного средства, высокоавтоматизированного транспортного средства государственного технического осмотра или технического осмотра, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств и в области эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.";
5) статью 17 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации высокоавтоматизированные транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.";
6) в статье 19:
а) наименование дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
б) в пункте 1 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
в) в пункте 2 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", слова "федеральным законом" заменить словами "федеральным законодательством";
г) пункт 21 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
д) пункт 3 после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
7) в статье 20:
а) наименование дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к владельцу высокоавтоматизированных транспортных средств при эксплуатации таких транспортных средств, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О высокоавтоматизированных транспортных средствах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.";
8) пункт 3 статьи 21 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств";
9) в статье 23:
а) в пункте 1:
в абзаце втором после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
в абзаце третьем после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", после слов "транспортными средствами" дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами";
в абзаце четвертом после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", после слов "транспортными средствами" дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами";
б) в пункте 2 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
в) в пункте 3:
в абзаце первом после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
в абзаце втором после слов "транспортного средства" дополнить словами "высокоавтоматизированного транспортного средства";
в абзаце третьем после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
в абзаце четвертом после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
г) в пункте 6 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", после слов "транспортными средствами" дополнить словами "высокоавтоматизированными транспортными средствами";
д) в пункте 7:
в абзаце первом после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", после слов "транспортными средствами" дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами", после слов "транспортным средством" дополнить словами ", высокоавтоматизированным транспортным средством";
в абзаце третьем после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
в абзаце пятом после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств";
е) в пункте 8:
в абзаце первом после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", после слов "транспортными средствами" дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами";
в абзаце втором после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств", после слов "транспортными средствами" дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами", после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
абзац третий после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства";
ж) в пункте 9 после слов "транспортного средства" дополнить словами ", высокоавтоматизированного транспортного средства", после слов "транспортным средством" дополнить словами "высокоавтоматизированным транспортным средством";
10) в статье 231:
а) наименование дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами";
б) в пункте 1 после слов "транспортным средством" дополнить словами ", высокоавтоматизированным транспортным средством";
в) в пункте 3 после слов "транспортным средством" дополнить словами ", высокоавтоматизированным транспортным средством";
г) в пункте 4 после слов "транспортными средствами" дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами";
11) в статье 25 наименование дополнить словами ", высокоавтоматизированными транспортными средствами";
12) в пункте 1 статьи 30 после слов "транспортных средств" дополнить словами ", высокоавтоматизированных транспортных средств".
Статья 14. О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
Внести в статью 2 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720) изменение, дополнив ее пунктом 11 следующего содержания:
"11. Действие настоящего Федерального закона распространяется на страхование гражданской ответственности владельцев высокоавтоматизированных транспортных средств.
Статья 15. О внесении изменения в Федеральный закон "О транспортной безопасности"
Внести в пункт 11 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2018, N 1, ст. 26; 2019, N 31, ст. 4429) изменение, дополнив его подпунктом "к" следующего содержания:
"з) высокоавтоматизированные транспортные средства;".
Статья 16. О внесении изменения в Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
Внести в пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2013, N 30, ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2018, N 1, ст. 26; 2019, N 31, ст. 4429) изменение, дополнив после слов "легковыми автомобилями," словами "высокоавтоматизированными транспортными средствами,".
Статья 17. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.