Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Основанием для разработки проекта акта является поручение Президента Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N Пр-1571, а также поручение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2021 г. N АБ-П11-4234.
Целью предлагаемого регулирования является установление единых унифицированных правил проведения отраслевых торгов в электронной форме.
В качестве обоснования проектируемых положений разработчик указывает, что в настоящее время законодательство Российской Федерации насчитывает множество (более 50) нормативных правовых актов, устанавливающих императивную необходимость проведения торгов и регламентирующих процедуры их осуществления. При этом большинство таких нормативных актов не обеспечивает возможность проведения торгов в цифровом формате посредством соответствующего электронного функционала, даже в случае возникновения острой необходимости.
В зависимости от предмета торгов, а кроме того, субъекта Российской Федерации, где принят соответствующий нормативный акт, варьируются формы процедуры торгов, порядок и особенности их проведения.
В частности, прослеживается вариативность требований к:
- информационному обеспечению торгов: срокам, источникам размещения информации;
- участию в торгах и ограничению круга лиц, имеющих к ним доступ;
- проведению самой процедуры предложения участниками торгов цены и условий исполнения договора - процедуры торга;
- порядку заключения договора и обеспечению его исполнения.
Указанное многообразие подходов и процедур создает неопределенность и вводит в заблуждение и собственников имущества (органы государственной власти и местного самоуправления, физические и юридические лица), и лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих имущества и (или) имущественных прав.
Кроме того, территориальная удаленность местонахождения отдельных категорий имущества и необходимость очного участия в подаче заявки и торговой сессии создает дополнительные трудности и финансовые издержки для заинтересованных хозяйствующих субъектов.
По мнению разработчика, в настоящее время с учетом действующих мер ограничительного характера, принятых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, перевод всех процедур обязательных торгов в электронную форму, их проведение по унифицированной процедуре стали необходимостью, отказ от реализации которой или значительное промедление ее введения может негативно сказаться на экономической конъюнктуре предпринимательской деятельности и возможности развития тех отраслей экономики государства, где проведение торгов является основным "шлюзом" входа на соответствующий рынок.
Для реализации предлагаемого подхода проектом акта предлагаются соответствующие изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), а также изменения в отраслевое законодательство, уточняющие либо отменяющие положения об особенностях проведения торгов в целях установления единого порядка проведения электронных торгов для всех обязательных торгов, а также тех торгов, решение о проведении которых будет принято в будущем.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в срок с 26 мая до 8 июня 2021 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/05-21/00116343). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В целом поддерживая введение единых (унифицированных) правил проведения торгов по продаже, передаче в аренду или в иное владение и пользование государственного и муниципального имущества, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию.
1. Концепция проекта акта предполагает внесение изменений в Закон о защите конкуренции, закрепляющих, что проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров осуществляется по общему правилу в электронной форме в соответствии с проектируемой статьей 17.2 указанного Федерального закона.
Одновременно предлагается внесение корреспондирующих изменений в отраслевые законодательные акты, отсылающих к общему порядку проведения обязательных торгов и заключения договоров, который предусматривается проектируемой статьей 17.2 Закона о защите конкуренции, а также исключающих ряд отраслевых особенностей проведения торгов.
В частности, проект акта содержит изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
При этом частью 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", выведено из-под действия порядка, предусмотренного частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Однако проект акта не содержит изменений в часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Одновременно с этим проектом акта предлагается признать утратившими силу положения указанных выше нормативных правовых актов, регулирующих особенности проведения торгов.
Например, в части Лесного кодекса Российской Федерации предполагается отмена статьи 74, которая в настоящее время регулирует порядок заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов.
В случае отмены указанной статьи при сохранении действия нормы части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возникнет пробел в нормативном регулировании, в связи с чем обращаем внимание на необходимость устранения возникшей правовой коллизии.
2. В соответствии с пояснительной запиской проект акта направлен на унификацию исключительно процедурных норм, однако в нем реализован иной подход.
2.1. В большинстве предлагаемых проектом акта изменений установленные в настоящее время на уровне федеральных законов специфические отраслевые особенности проведения торгов предлагается исключить (случаи, когда договоры могут быть заключены без проведения торгов; форма аукциона; вопросы изменения условий договора; условия заключения договора на новый срок; регламентация процедуры проведения аукциона - размещение информации, извещение о проведении аукциона, содержание документации об аукционе и т.д.).
При этом проект акта предусматривает включение в отраслевые законы оговорок о том, что порядок проведения торгов (в частности, случаи, когда договоры могут быть заключены без проведения торгов) определяется в соответствии с проектируемой статьей 17.2 Закона о защите конкуренции. В свою очередь, данная проектируемая статья такого порядка фактически не содержит.
Предполагается, что указанные вопросы будут урегулированы актом Правительства Российской Федерации. Однако информации о разработке проекта указанного постановления, его структуре и концепции в пояснительных материалах не содержится.
Полагаем, что представленный для подготовки настоящего заключения проект акта необходимо рассматривать комплексно с проектом порядка проведения торгов, так как именно им планируется урегулировать всю процедуру проведения торгов.
Между тем разработчиком в проекте акта выборочно регламентируется процедура проведения торгов (форма проведения, размещение извещения, отказ от проведения аукциона, протокол о результатах конкурса или аукциона, признание аукциона или конкурса несостоявшимися).
Такое выборочное регулирование требует дополнительного обоснования. Вместе с тем полагаем, что предмет регулирования, заложенный в планируемом к разработке акте Правительства Российской Федерации, должен быть раскрыт на уровне федерального закона. В настоящее время данные вопросы урегулированы именно федеральными законами в соответствии со спецификой той или иной сферы общественных отношений.
Перенос данных положений на уровень акта Правительства Российской Федерации, с одной стороны, несет риски возникновения правовой неопределенности, так как содержание данного акта неизвестно. С другой стороны, это может ухудшить положение субъектов регулирования, права и гарантии которых в настоящее время установлены на уровне федеральных законов.
Нормы такого федерального закона должны быть нормами прямого действия, степень детализации этих норм должна исключать возможность их неоднозначного толкования и не требовать дополнительной регламентации порядка проведения торгов подзаконными актами.
Одновременно обращаем внимание разработчика на потенциальную сложность учета и объединения всех возможных особенностей проведения торгов в разных сферах в одном акте Правительства Российской Федерации и, главным образом, на необходимость уточнения целесообразности такого объединения.
2.2. Также следует отметить, что действующие в настоящее время отраслевые правила проведения торгов определяют правила проведения торгов, форму торгов и регулируют широкий спектр вопросов, учитывающих отраслевую специфику, в том числе в вопросах порядка установления случаев, когда проведение торгов необходимо, формы проведения торгов, определения начальной цены, перечня необходимых для участия в торгах документов и прилагаемых к заявке и пр.
Согласно имеющейся информации и мнению субъектов предпринимательской деятельности действующее регулирование предусматривает открытость и прозрачность процедур торгов, не имеет каких-либо существенных претензий со стороны заинтересованных органов государственной власти и представителей соответствующих отраслей.
Для учета всей отраслевой специфики проведения торгов потребуется полное дублирование положений действующих отраслевых правил проведения торгов в акте Правительства Российской Федерации об унифицированном порядке проведения торгов.
В свою очередь, отсутствие в указанном акте Правительства Российской Федерации учета такой специфики и (или) существенный пересмотр (изменение) в рамках унификации требований к торгам действующего порядка проведения торгов создает риски непредсказуемости и неопределенности данного процесса.
Кроме этого, следует обратить внимание, что в определенных сферах практика проведения торгов на право заключения договоров только начала формироваться. Например, Правила проведения торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории в соответствии с частью 2 статьи 69 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 701.
В этих условиях введение полностью нового регулирования с признанием утратившим силу только что вступившего в действие регулирования требует дополнительной проработки и обоснования его неэффективности.
2.3. Также следует отметить, что ряд предлагаемых изменений необоснованно исключает из сферы регулирования нормы, напрямую не регулирующие процедуру проведения торгов, но уместные в отраслевом законодательстве, включение которых в общий порядок проведения торгов не представляется возможным.
2.3.1. Считаем, что вопрос урегулирования случаев, когда договор может быть заключен без проведения торгов, не является предметом общего порядка проведения торгов и не может быть единым для всех сфер.
Указанные случаи подразумевают, что при наличии определенных специфических условий вопросы перехода прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не являются предметом торгов, а значит, на них не должно распространяться рассматриваемое регулирование.
Проектируемая статья 17.2 Закона о защите конкуренции не содержит норм, устанавливающих случаи предоставления земельных участков и других объектов без проведения торгов. Указанные случаи также не воспроизводятся в иных законах и подзаконных актах (с учетом исключения соответствующих положений из них проектом акта).
Представляется, что такие основания по различным объектам должны содержаться только в специальных законах, учитывающих отраслевую специфику предоставления соответствующих видов имущества.
Установление таких оснований в Законе о защите конкуренции или подзаконном акте Правительства Российской Федерации представляется необоснованным.
Соответственно, ссылки на статью 17.2 Закона о защите конкуренции как норму, устанавливающую основания предоставления имущества/заключения договоров без проведения торгов, из проекта акта необходимо исключить с сохранением текущего регулирования на уровне специального отраслевого законодательства.
2.3.2. В части предлагаемых изменений в Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 161-ФЗ) предлагаемые к исключению положения частей 1 и 2 статьи 16.1 Закона N 161-ФЗ носят регулятивный характер и устанавливают особенности деятельности единого института развития в жилищной сфере (далее - единый институт развития), восполняя пробелы, которые существуют в градостроительном и земельном законодательстве, регулирующем предоставление земельных участков для строительства, указывая на особенности извещения о проведении аукциона, которые должны быть также воспроизведены в заключаемом договоре. При утрате указанных норм в Законе N 161-ФЗ отпадут правовые основания для определения на уровне закона существенных условий заключаемых договоров.
Также представляется ошибочным исключение частей 3.6 и 5.1 статьи 16.1 Закона N 161-ФЗ, так как положения указанных норм не связаны с проведением аукциона, но важны для правоотношений, регулируемых Законом N 161-ФЗ.
Так, частью 3.6 статьи 16.1 Закона N 161-ФЗ устанавливаются основания и порядок передачи земельного участка арендатором третьему лицу в пределах срока договора аренды при условии получения согласия единого института развития.
Частью 5.1 статьи 16.1 Закона N 161-ФЗ устанавливаются основания и порядок продажи земельного участка арендатору по выкупной стоимости такого земельного участка в соответствии с заключенным на торгах договором аренды.
Отмена части 9 статьи 16.1 Закона N161-ФЗ, которой предусмотрено ограничение круга участников аукционов, проводимых единым институтом развития в отношении земельных участков, только юридическими лицами, представляется также нецелесообразной, поскольку не может быть восполнена на уровне правил, подлежащих принятию Правительством Российской Федерации в соответствии с проектом акта, так как права граждан могут быть ограничены только на уровне закона.
Вместе с тем ограничения в части участия граждан в проектах по освоению земельных участков единого института развития имеют существенное значение, так как земельные участки предоставляются для ведения комплексного освоения, которое требует соответствующего опыта юридического лица как команды профессионалов и способа объединения капиталов.
Допуск граждан к торгам и невозможность арендатора в дальнейшем реализовать проект несут риски негативного влияния на эффективность освоения земельных участков, поскольку разрыв отношений с арендатором требует временных затрат на выявление объектов незавершенного строительства, расторжение договора, запуск новых процедур предоставления оставшихся незастроенных частей участка.
3. Применение унифицированного порядка проведения торгов к случаям проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензий не в полной мере отвечает требованиям действующего законодательства.
Так, частью 4 статьи 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) предусмотрено, что особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление в том числе деятельности по оказанию услуг связи, а также деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах.
Указанные особенности в том числе касаются процедуры получения лицензий на торгах.
Таким образом, положения проекта акта, связанные с тем, что порядок и особенности проведения торгов в вышеуказанных сферах будут установлены в соответствии с Законом о защите конкуренции, не коррелируют с нормативными предписаниями Закона о лицензировании.
Однако в целом проект акта и действующая редакция частей 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не учитывает и не исключает необходимость проведения торгов в случаях, когда право пользования государственным или муниципальным имуществом возникает на основании лицензии, так как лицензии не подпадают под понятия "договор" или "переход прав владения и (или) пользования".
4. Пункт 10 проектируемой статьи 17.2 Закона о защите конкуренции предполагает, что условия заключаемых договоров и (или) оформленных иных документов по результатам торгов могут быть изменены по основаниям, установленным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Следует обратить внимание разработчика, что среди прочих отраслевых специфических особенностей проведения торгов регулирование вопросов изменения условий заключенных договоров является своего рода нормой-гарантией для участников торгов.
На примере лесопромышленного комплекса: частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации в настоящее время установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Исключение данной нормы-гарантии на обоснованное изменение условий действующих договоров аренды лесных участков в случае наличия оснований, перечисленных в данной статье, из норм федерального закона и наделение полномочием по установлению такого перечня Правительства Российской Федерации может повлечь ущемление прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере лесопромышленного комплекса России из-за возможного уменьшения (сокращения) перечня оснований-исключений из общего запрета на изменение условий действующих договоров аренды лесных участков.
5. В части изменений, предусмотренных статьей 17 проекта акта и связанных с внесением изменений в Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Закон о ломбардах), обращаем внимание на следующее.
В январе 2021 года вступили в силу изменения в Закон о ломбардах, в том числе предусматривающие:
- термин "публичные торги" заменен более корректным для данного типа продаж термином "открытые торги";
- сумма оценки вещи, по которой открытые торги являются обязательными, повышена в 10 раз до 300 тыс. рублей. При этом торги проводятся в порядке, установленном статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такой порядок представляется обоснованным, так как с 2007 года цена на золото выросла более чем в 6 раз (в рублевом эквиваленте).
Кроме того, такой порядок продаж позволяет для основной группы невостребованных изделий применять принцип: "пришел - выбрал - купил", что делает вторичный рынок ювелирных изделий, стоимость которых значительно ниже новых, максимально доступным для граждан.
Однако проектом акта по аналогии с другими сферами торги предлагается проводить в соответствии с проектируемой статьей 17.2 Закона о защите конкуренции, возвращается термин "публичные торги", а сумма оценки вещи, по которой такие публичные торги являются обязательными, вновь снижена до 30 тыс. рублей, что для автоломбардов и ломбардов, принимающих "брендовые" и антикварные вещи, представляется недостаточным.
В числе рисков введения в действие указанных изменений для конечного потребителя следует отметить:
- усложнение доступа к вторичному рынку ювелирных изделий, а в случае отсутствия электронной подписи - невозможность получения такого доступа;
- значительное увеличение сроков реализации, что существенно увеличит сумму требований ломбардов к залогодателю (заемщику) и тем самым уменьшит возможность получения залогодателем (заемщиком) разницы, предусмотренной частью 4 статьи 13 Закона о ломбардах;
- проблема возврата неподошедших изделий приобретателю, а также невозможность предварительной примерки;
- дополнительные затраты на транспортировку, что увеличивает стоимость покупки.
В числе рисков введения в действие указанных изменений для ломбардов следует отметить:
- значительное увеличение срока реализации;
- усложнение и дополнительные затраты на процедуру реализации невостребованных вещей.
6. Согласно части 5 проектируемой статьи 17.2 Закона о защите конкуренции извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 10 или в случае, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 11 данной статьи, не менее чем за 20 календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
6.1. Считаем, что данный срок недостаточен для подготовки к аукциону, в данном случае проект акта ухудшает положение, в частности, недропользователей, для которых в настоящее время установлено, что объявление о проведении аукциона публикуется не менее чем за 45 дней до дня его проведения.
6.2. Кроме того, сроки, предусмотренные проектом акта, исчисляются в календарных, рабочих днях.
Обращаем внимание на целесообразность расчета всех сроков в рабочих днях по аналогии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 602 "Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами", утвержденным во исполнение статьи 38 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
7. Согласно части 2 статьи 11 проекта акта предлагается исключить из числа способов продажи государственного и муниципального имущества:
- продажу государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
- продажу государственного или муниципального имущества без объявления цены;
При этом в пояснительных материалах отсутствует обоснование вносимых изменений и оценка последствий предлагаемых изменений.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" продажа имущества посредством публичного предложения возможна только в том случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 1 статьи 24 того же Федерального закона продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется только в случае, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
Таким образом, рассматриваемые процедуры могут быть применены только в условиях отсутствия спроса на подлежащее реализации имущество.
Помимо цели продажи имущества по максимальной цене, необходимо учитывать, что продажа имущества может преследовать и цель снижения издержек на содержание имущества, необходимость сохранения которого в собственности публично-правового образования отсутствует.
Вносимые изменения данное обстоятельство не учитывают и создают риск увеличения расходов бюджетов различных уровней на содержание таких объектов.
Не мотивировано также исключение возможности продажи государственного или муниципального имущества на конкурсе и внесение иных изменений в действующее регулирование порядка приватизации государственного или муниципального имущества.
8. Статья 15 проекта акта предполагает признание утратившей силу статьи 58 ("Объявление публичных торгов несостоявшимися") Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке).
Среди прочих отраслевых особенностей, предлагаемых проектом акта к отмене, положения статьи 58 также нетипичны для случаев продажи иного имущества и призваны обеспечить баланс интересов должника, залогодателя и кредитора в случае отсутствия спроса на предмет ипотеки, поскольку задержка сроков реализации предмета залога влечет увеличение подлежащих удовлетворению требований кредитора (включая издержки по получению исполнения, причитающиеся кредитору проценты).
Кроме того, согласно части 4 статьи 58 Закона об ипотеке, если залогодержатель не воспользуется правом оставить предмет ипотеки за собой в течение месяца после объявления повторных публичных торгов несостоявшимися, ипотека прекращается.
Исключение указанных норм потенциально может привести к увеличению затрат на реализацию предмета ипотеки, росту подлежащих уплате процентов по обеспечиваемому обязательству, неустоек за несвоевременное исполнение обеспечиваемого обязательства.
Таким образом, часть 3 статьи 15 проекта акта потенциально влечет необоснованное ухудшение положения залогодателей и должников в случае отсутствия спроса на предмет ипотеки.
9. Часть 1 проектируемой статьи 17.2 Закона о защите конкуренции содержит изъятие из сферы регулирования. Предусматриваемый проектом акта порядок проведения торгов и заключения договоров и (или) оформления иных документов по результатам торгов не распространяется на отношения, возникающие при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из сферы регулирования также предлагаем вывести концессионное законодательство, так как главой 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" установлен детальный порядок проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, при этом проект акта не вносит изменений в указанный Федеральный закон.
10. В соответствии с частью 6 проектируемой статьи 17.2 Закона о защите конкуренции отказ от проведения аукционов или конкурсов допускается не позднее чем за 5 календарных дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Считаем целесообразным скорректировать данную императивную норму. В процедурах банкротства иногда появляется необходимость в отмене проводимых торгов менее чем за 5 календарных дней (например, в ситуации, когда продается дебиторская задолженность, которая была погашена за 3 дня до торгов, или вещь погибла).
11. Положения проекта акта не соотносятся с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими общие правила для публичных торгов. Более того, само понимание "торгов" разнится. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации торги представляют собой способ заключения договора, тогда как в проекте акта под торгами предлагается понимать конкурентный способ определения приобретателя имущества и (или) имущественных и иных прав путем проведения конкурсов или аукционов.
12. В соответствии с частью 4 проектируемой статьи 17.2 Закона о защите конкуренции торги, связанные с отчуждением государственного (муниципального) имущества или передачей отдельных прав на такое имущество, предполагается проводить исключительно в форме электронных торгов.
Полагаем, что в этой части требуется проведение дополнительного анализа имеющегося технического обеспечения для организации электронных торгов.
На примере предлагаемых изменений в ГрК РФ: в случае с комплексным развитием территории проведение торгов исключительно в электронной форме не соответствует установленному ГрК РФ регулированию, в соответствии с которым органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе проводить торги с целью заключения договоров о комплексном развитии территории не только в электронной форме, но также в традиционной форме с использованием бумажного документооборота (часть 2 статьи 69 ГрК РФ).
Сохранение такого регулирования является принципиально важным для тех муниципальных образований, которые испытывают технические затруднения в организации и проведении торгов в электронной форме, в том числе с точки зрения наличия возможности выхода в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
13. Ввиду вступления в силу с 1 января 2022 г. Федерального закона от 30 апреля 2021 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" считаем целесообразным в статье 21 проекта акта ("О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах") статью 13.1 изложить в редакции указанного Федерального закона.
В проекте акта принятие решений о проведении аукционов предусмотрено только для участков недр федерального (решение принимается Правительством Российской Федерации) и местного значения (решение принимается органом власти субъекта Российской Федерации), при этом не учитываются остальные участки недр (основная группа), решение по которым осуществляет федеральный орган управления государственным фондом недр.
14. Статья 22 проекта акта предполагает его вступление в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования и применение со дня вступления в силу нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного проектируемой частью 11 статьи 17.2 Закона о защите конкуренции.
Проект акта требует приведения в соответствие со статьей 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) в части сроков его вступления в силу.
Кроме того, представляется некорректным установление срока вступления в силу федерального закона ставить в зависимость от момента вступления в силу подзаконного акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- о несоответствии проекта акта Закону об обязательных требованиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.