Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
(подготовлен Минфином России 14.07.2021 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст. 2166; 2017, N 15, ст. 2187; N 51, ст. 7819; 2018, N 15, ст. 2115; 2019, N 14, ст. 1552; 2020, N 15, ст. 2257; N 18, ст. 2903; N 44, ст. 6992; 2021, N 2, ст. 436; 2021, N 13, ст. 2266).
2. Министерству финансов Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "__" _________ 2021 г. N ____
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"
I. Стратегические приоритеты в сфере государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" до 2030 года
Эффективное, своевременное, прозрачное и результативное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, обеспечения обороноспособности и достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.
Благодаря реализованным за прошедший период реализации государственной программы мерам обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств и реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны:
- законодательно закреплена новая конструкция "бюджетных правил", направленная на обеспечение большей стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, снижение их зависимости от внешних факторов, формирование основы для повышения инвестиционной активности и увеличения потенциальных темпов роста валового внутреннего продукта;
- индекс открытости бюджета (Open Budget Index), определяемый Международным бюджетным партнерством, составил 74 балла;
- сформирована необходимая нормативная база для осуществления долгосрочного бюджетного планирования в форме бюджетных прогнозов на долгосрочный период (далее - бюджетный прогноз), определяющих основные приоритеты бюджетной политики и содержащих показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их реализации;
- создана надежная основа для следующего шага в рамках проводимой работы по повышению эффективности бюджетных расходов, который, как и все предыдущие, будет реализован в том числе с использованием передового международного опыта;
- утверждены правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в целях повышения качества нормативного регулирования в сфере бюджетного планирования на федеральном уровне*(1);
- средний показатель качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета составил 75,7 баллов;
- сформирована и совершенствуется нормативно-правовая и методическая база по вопросам формирования и реализации государственных программ, а структура расходов федерального бюджета соответствует структуре государственных программ;
- сформирована прозрачная система закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусматривающая единые правила закупок, централизованное размещение в единой информационной системе в сфере закупок всей информации о закупках, открытый доступ к участию в закупках;
- разработан и утвержден порядок применения классификации операций сектора государственного управления в соответствии с требованиями международных стандартов по статистике государственных финансов и системы национальных счетов, а также установлены единые требования к применению такого вида классификации для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составлению бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности;
- 70% документов финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления формируется в электронном виде;
- 87% организаций, представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде в рамках перехода к "одному" окну;
- завершена стандартизация правового регулирования внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе единых принципов, требований, определений, риск-ориентированных подходов к планированию контрольных мероприятий;
- создана нормативная база для обеспечения администрирования доходов бюджетов всех уровней в связи с переходом на систему казначейских платежей;
- проведена комплексная работа по систематизации и оценке налоговых расходов на всех уровнях бюджетной системы;
- реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары;
- результативность таможенного контроля по собираемости таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы составила 80,4%
Вместе с тем в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- недостаточный уровень учета и контроля последствий и ключевых рисков принимаемых решений в части принятия расходных обязательств и изменений налогового законодательства за пределами трехлетнего периода бюджетного планирования;
- недостаточность применения предварительных форм государственного (муниципального) финансового контроля;
- отсутствие развитой системы комплексного мониторинга государственных финансов для принятия управленческих решений;
- ограниченность применения результатов оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
- раскрытие информации об активах и обязательства в финансовой отчетности бюджетов не в полной мере соответствует международным стандартам бухгалтерской отчетности общественных финансов;
- наличие в нормативных правовых актах, регулирующих бюджетные правоотношения, переходных положений и норм временного применения, а также отдельных неурегулированных вопросов;
- разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых для целей государственного и муниципального управления;
- недостаточная прозрачность системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы;
- достаточно высокая волатильность рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в условиях кризисных явлений мирового рынка, членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации;
- наличие на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней нелегальной продукции;
- наличие нелегального ввоза алкогольной продукции и сырья для ее производства из стран Евразийского экономического союза в связи с большой разницей в ставках акцизов на указанную продукцию;
- наличие на алкогольном рынке нелегально произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Российской Федерации требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с переходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень, в связи с чем в сфере реализации государственной программы сформированы приоритеты государственной политики.
Направление (подпрограмма) 1 "Обеспечение долгосрочной устойчивости федерального бюджета"
Цель государственной программы 1. "Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту на уровне не более 0,5 %, начиная с 2022 года".
Достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, повышение эффективности бюджетных расходов*(2) планируется осуществить путем:
- повышения надежности экономических прогнозов и консервативности предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
- проведения в соответствии с "бюджетными правилами" бюджетной политики, обеспечивающей соблюдение долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, формирование предсказуемых и стабильных экономических условий с устойчиво низкими равновесными реальными процентными ставками;
- формирования целостной системы управления бюджетными рисками и их профилактики, включающей оперативный учет решений Правительства Российской Федерации в части расходных обязательств и изменений налогового и отраслевого законодательства, влияющего на доходы бюджета, отражение долгосрочных последствий принятых мер, а также анализ ключевых бюджетных рисков;
- учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей государственной политики;
- планирования бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, а также соблюдения установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
- координации стратегического и бюджетного планирования;
- формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на программной основе (на основе государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ), исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития, индикаторов их достижения и действующих долгосрочных бюджетных ограничений.
Ожидаемые результаты к 2030 году по направлению (подпрограмме) 1:
- обеспечено соблюдение долгосрочных принципов устойчивости и сбалансированности бюджетной системы на основе "бюджетных правил", формирование предсказуемых и стабильных экономических условий с устойчиво низкими равновесными реальными процентными ставками, благоприятствующими формированию инвестиционной модели роста, основанной на частных капиталовложениях;
- бюджетные риски, включая условные и неявные, интегрированы в единую систему управления, позволяющую проводить оценку влияния планируемых и принятых решений на долгосрочную бюджетную устойчивость и обеспечивающую минимизацию негативных последствий соответствующих рисков.
Направление (подпрограмма) 2 "Повышение качества управления бюджетным процессом
и эффективности управления общественными финансами"
Цель государственной программы 2. "Достижение комплексной оценки качества управления бюджетным процессом к 2030 году уровня 89 %".
2.1. Повышение операционной эффективности бюджетных расходов будет осуществляться*(3) за счет:
- повышения равномерности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе оптимизации процедур перераспределения бюджетных ассигнований при их исполнении;
- развития системы казначейских платежей и совершенствования операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете.
2.2. Создание новых инструментов повышения эффективности планирования и исполнения бюджетных расходов*(4) будет осуществляться за счет:
- внедрения механизмов прозрачного ценообразования при осуществлении закупок за счет бюджетных средств путем раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора);
- создания правил экономического обоснования затрат, относимых поставщиками (подрядчиками) на себестоимость работ, услуг, включаемых в цену товара при исполнении государственных контрактов, контрактов (договоров);
- законодательного установления перехода к регулированию предельного уровня рентабельности (доходности) в цене государственного контракта, контракта (договора);
- интеграции государственных информационных систем, содержащих информацию о ценах, тарифах, классификаторы товаров и другую информацию, необходимую для определения экономически обоснованных затрат;
- инициирования практики применения управления рентабельностью (доходностью), экономического обоснования затрат на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
2.3. Развитие информационных технологий в сфере управления государственными (муниципальными) финансами с учетом новых требований к качеству финансовой деятельности публично-правовых образований, а также формирование инструментов, позволяющих обеспечить открытость финансовой информации и формирование единого информационного пространства*(5) будет осуществляться за счет:
- совершенствования и оптимизации процессов, стандартизации и унификации процедур управления государственными (муниципальными) финансами, с учетом принципов клиентоцентричного государственного управления;
- интеграции информационных потоков организаций сектора государственного управления и публичных правовых образований в сфере управления общественными финансами при обеспечении принципа однократности формирования информации;
- перехода на использование единых форматов описания финансовой информации и типизации финансовой документации;
- расширения электронного документооборота организаций сектора государственного управления, в том числе с контрагентами;
- развития единого портала бюджетной системы Российской Федерации, иных публичных информационных ресурсов в сфере бюджетных правоотношений, позволяющих обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - ГИИС "Электронный бюджет") и иных государственных (муниципальных) информационных системах управления финансами, неограниченному кругу заинтересованных пользователей, включая развитие инструментов информационного взаимодействия с другими системами и обработки документов и данных, включая работу с большими данными и инструментами искусственного интеллекта.
2.4. Повышение прозрачности финансовой информации, вовлечение институтов гражданского общества в бюджетный процесс, а также развитие механизмов инициативного бюджетирования*(6) будет осуществляться за счет:
- совершенствования подходов к представлению информации о федеральном бюджете в доступной и понятной для граждан форме;
- совершенствования правовой базы и методического обеспечения организации и проведения публичных слушаний по бюджетным вопросам с целью расширения возможностей для участия гражданского сообщества в процессах подготовки и экспертизы решений в сфере управления общественными финансами;
- расширения охвата и развития практик инициативного бюджетирования с целью вовлечения граждан в бюджетный процесс;
- оказания методической поддержки финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в развитии и реализации практик инициативного бюджетирования, а также в расширении типологии данного инструмента.
2.5. Расширение доступа негосударственного сектора к оказанию государственных и муниципальных услуг в социальной сфере в целях повышения удовлетворенности граждан социальными услугами, и обеспечение возможности использования конкурентных способов организации оказания социальных услуг субъектами Российской Федерации*(7) будет осуществляться за счет:
- формирования нормативной правовой базы, необходимой для формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
- цифровизации процессов, связанных с формированием и исполнением государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;
- проведения аналитических мероприятий по оценке удовлетворенности потребителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и качества оказания таких услуг, а также организация проведения медийно-коммуникационной кампании;
- внедрение системы мониторинга исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
2.6. Создание единых подходов к управлению расходами на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок на всех этапах жизненного цикла научного исследования и экспериментальной разработки*(8) будет осуществляться за счет:
- совершенствования механизмов по финансовому обеспечению выполнения государственного задания на выполнение работ по проведению научных исследований и экспериментальных разработок;
- обеспечения информационного взаимодействия единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения и ГИИС "Электронный бюджет".
2.7. Повышение адресного характера мер социальной поддержки*(9):
- совершенствование нормативного правового регулирования в части уточнения (определения) требований к порядку назначения и осуществления мер социальной поддержки;
- совершенствование нормативного правового регулирования назначения и предоставления мер социальной поддержки, а также порядка функционирования Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) для перехода к осуществлению мер социальной поддержки с использованием ЕГИССО.
2.8. Создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе применение новых подходов к оценке его качества*(10) будет осуществляться за счет:
- развития методологии мониторинга качества финансового менеджмента, в том числе критериев оценки его качества, в секторе государственного (муниципального) управления;
- оказания методической поддержки главным администраторам бюджетных средств, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в повышении качества их финансового менеджмента;
- нормативно-правового и методического обеспечения развития внутреннего финансового контроля и аудита, а также трансформации системы внутреннего финансового контроля и аудита в систему внутреннего аудита деятельности организаций сектора государственного (муниципального) управления;
- определения подходов к управлению рисками, возникающими при осуществлении деятельности организациями сектора государственного (муниципального) управления, в том числе при выполнении государственных (муниципальных) функций и оказании государственных (муниципальных) услуг.
2.9. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля*(11) будет осуществляться за счет:
- гармонизации системы государственного (муниципального) финансового контроля с международными стандартами;
- обеспечения методологической поддержки органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по вопросам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- разграничения полномочий органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации государственных и ведомственных целевых программ, выполнения государственных (муниципальных) заданий;
- установления исчерпывающего перечня бюджетных нарушений и соответствующих мер бюджетной и административной ответственности.
2.10. Создание единой цифровой среды формирования и анализа учетных данных государственных финансов в целях их применения для управления*(12) будет осуществляться за счет:
- завершения формирования нормативно-правовой базы бухгалтерского учета государственных финансов с учетом международных стандартов бухгалтерской отчетности общественных финансов на основе программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;
- создания нормативно-правового регулирования централизации данных о государственных (муниципальных) активах, обязательствах и финансовых результатах, сформированных при их изменении в единой электронной подсистеме формирования данных учета и отчетности государственных финансов ГИИС "Электронный бюджет";
- разработки и внедрения унифицированного альбома электронных документов бухгалтерского учета государственных финансов;
- создания и развития единой электронной подсистемы формирования данных учета и отчетности ГИИС "Электронный бюджет";
- создания и развития цифровой технологии использования данных финансовой отчетности в целях обеспечения управления (принятие оперативных решений) исполнением бюджетов в единой электронной системе формирования данных учета и отчетности государственных финансов.
2.11. Переориентация системы государственного (муниципального) финансового контроля на приоритетное развитие предупреждающего контроля с целью предотвращения нарушений бюджетного законодательства*(13) будет осуществляться за счет:
- переориентации действующей системы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля на предупреждающий риск-ориентированный дистанционный СМАРТ-контроль (контроллинг);
- расширения форм и методов государственного (муниципального) финансового контроля;
- цифровизации процесса осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и снижения нагрузки на подконтрольную среду.
2.12. Повышение эффективности системы управления финансами публично-правовых образований, в том числе с применением принципа клиентоцентричности*(14) будет осуществляться за счет:
- повышения эффективности функционирования системы казначейских платежей, развитие расчетно-платежных сервисов и развития инструментов эффективного управления остатками средств публично-правовыми образованиями;
- развития инструментов казначейского сопровождения путем применения инструментов экономического обоснования затрат;
- создания эффективной системы учета и управления государственным и муниципальным имуществом и иным имуществом;
- обеспечения прозрачности системы предоставления субсидий юридическим лицам, их использования, обеспечения адресности и целевого характера использования средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на меры социальной поддержки граждан Российской Федерации;
- обеспечения учета и распределения налоговых поступлений на отдельном счете с учетом внедрения единого налогового платежа.
2.13. Повышение эффективности бюджетных расходов в части государственных закупок*(15) будет осуществляться за счет:
- упрощения и ускорения закупок, оптимизации способов и сроков их осуществления;
- цифровизации государственных закупок, включая совершенствование функционала программных средств для обеспечения автоматизации процессов и документов, формируемых при осуществлении закупок в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ожидаемые результаты к 2030 году по направлению (подпрограмме) 2:
- повышен уровень открытости бюджетных данных, в том числе улучшена позиция Российской Федерации в рейтингах, индексируемых Международным бюджетным партнерством, а также создана эффективная система по вовлечению широкого круга лиц в процесс принятия бюджетных решений;
- увеличена доля внебюджетных средств в объеме внутренних затрат на исследования и разработки до 70%;
- повышена эффективность исполнения функций (полномочий) федеральных органов исполнительной власти за счет усовершенствования оценки качества финансового менеджмента, а также усовершенствовано нормативное правовое регулирование в целях создания надежной основы для полноценного функционирования системы внутреннего аудита;
- обеспечена методологическая поддержка органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений;
- повышено качество контроля за правомерным, результативным и экономным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
- создана единая цифровая экосистемы формирования данных учета и отчетности государственных финансов путем консолидации учетной информации о государственных финансах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отвечающей современным вызовам к системе государственного управления и стандартам организации управления информационными потоками;
- достигнута "цифровая зрелость" в сфере государственного управления общественными финансами, обеспечена открытость и прозрачность государственных финансов;
- создана система риск-ориентированного дистанционного СМАРТ-контроля (контроллинга), обеспечивающая предотвращение нарушений бюджетного законодательства;
- обеспечено принятие нормативных правовых актов, устанавливающих правовое регулирование определения предельного уровня доходности (прибыли) государственных контрактов, контрактов (договоров) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд (далее - контракт (договор), правил экономического обоснования затрат и формирование эталонной расходной декларации - информации о структуре цены контракта (договора);
- создана система, обеспечивающая открытость и доступность информации о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров, работ, услуг (далее - субсидия), прозрачность процесса предоставления субсидий, а также мониторинг достижения планируемых результатов при предоставлении субсидий получателям средств государственной поддержки;
- создана цифровая система государственных и муниципальных закупок через единый портал закупок, обеспечивающий формирование, подписание, обмен и размещение документов по открытым электронным закупкам, путем однократного ввода и многократного последующего использования прошедшей предварительный автоматизированный контроль информации, а также путем интеграции с иными государственными информационными системами;
- повышена удовлетворенность граждан социальными услугами не менее чем на 20% посредством расширения доступа негосударственного сектора к их оказанию, обеспечение возможности использования конкурентных способов организации оказания таких услуг во всех субъектах РФ.
Направление (подпрограмма) 3 "Развитие налоговой и таможенной системы и регулирование производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров"
Цель государственной программы 3: Прирост индекса собираемости основных налогов, ввозной таможенной пошлины и страховых взносов в 2030 году на уровне не ниже 3,2 % по отношению к уровню 2020 года.
3.1. Создание единой цифровой системы администрирования и прогнозирования доходов бюджетов всех уровней*(16) будет осуществляться за счёт:
- совершенствования нормативного правового регулирования в части оптимизации системы закрепления / реализации полномочий по администрированию доходов;
- комплексной автоматизация администрирования и прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде реестровой модели с обеспечением однократности ввода информации.
3.2. Создание современной налоговой системы Российской Федерации*(17) будет осуществляться по следующим направлениям:
- функционирование и развитие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
- обеспечение снижения административной нагрузки и упрощения процедур налогового администрирования;
- повышение эффективности процессов исполнения судебных актов, решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений.
3.3. Повышение собираемости доходов федерального бюджета, сокращение доли "теневой" экономики и снижение издержек государственного управления в сфере таможенного администрирования*(18) будет осуществляться за счет:
- оптимизации процедур уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы,
- сокращения рисков использования участниками ВЭД различных схем осуществления сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий;
- соблюдения баланса интересов государства и бизнеса.
3.4. Повышение эффективности государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции будет осуществляться за счет:
- совершенствования нормативно-правовой базы в указанной сфере деятельности;
- внедрения риск-ориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и создания условий для сокращения нелегальных производства и оборота;
- повышения эффективности предоставления государственных услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
3.5. Развитие информационных технологий в секторе государственного управления, в том числе цифровизация государственных услуг и государственных функций, в том числе контрольно-надзорной деятельности*(19) будет осуществляться за счет:
- цифровой трансформации и внедрения элементов искусственного интеллекта в деятельность контрольно-надзорных органов;
- повышения эффективности применения единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- обеспечения всеохватывающего электронного взаимодействия участников алкогольного рынка с 2023 года.
- приоритетного применения дистанционных методов контроля посредством единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением лицензионного контроля, осуществляемого в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
3.6. Надежное функционирование системы бухгалтерского учета и аудита, позволяющее обеспечивать пользователей актуальной и надежной финансовой информацией*(20) будет осуществляться за счет:
- развития правовой базы бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе международно признанных стандартов и практики;
- совершенствования функционирования, централизованного общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности, включая расширение его функциональных возможностей в интересах пользователей отчетности, введение административной ответственности за непредставление информации в этот ресурс;
- обеспечения реализации Концепции развития аудиторской деятельности до 2024 года, включая совершенствование: системы регулирования аудиторской деятельности, в том числе дифференциацию требований к субъектам аудиторской деятельности; практики оказания аудиторских услуг, в том числе расширение предмета аудиторской деятельности; системы контроля (надзора) аудиторской деятельности, а также практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности.
Ожидаемые результаты к 2030 году по направлению (подпрограмме) 3:
- налоговое законодательство Российской Федерации адаптировано к текущим экономическим условиям, в том числе с учетом внешних вызовов и угроз;
- отменена обязанность представлять налоговую декларацию для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения с численностью наемных работников не более 5 человек и использующих контрольно-кассовую технику;
- создана качественно новая, насыщенная "искусственным интеллектом", быстроперенастраиваемая, информационно связанная с внутренними и внешними партнерами, умная таможенная служба, незаметная для законопослушного бизнеса и результативная для государства (внедрении элементов "искусственного интеллекта" для обработки снимков инспекционно-досмотровых комплексов для их автоматизированного анализа, а также разработано программное средство, предусматривающее выявление нехарактерных для участника внешнеэкономической деятельности поставок или условий осуществления внешнеэкономической сделки на основе технологий "искусственного интеллекта");
- увеличено начисление акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также сокращено нелегальное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- создана система бухгалтерского учета и аудита, отвечающая современным вызовам и стандартам.
Направление (подпрограмма) 4 "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами, повышение результативности от участия в международных финансовых и экономических отношениях"
Цель государственной программы 4. "Сохранение соотношения государственного долга Российской Федерации по отношению к валовому внутреннему продукту до 2030 года на уровне, не превышающем 24 %.
4.1. Эффективное управление государственным долгом Российской Федерации и государственными финансовыми активами Российской Федерации, направленное на сохранение достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости и поддержание суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации на текущем уровне, создание предпосылок для повышения рейтингов в среднесрочной перспективе*(21) будет осуществляться за счет:
- проведения операций по оптимизации структуры государственного долга;
- поиска баланса между объемами привлекаемых ресурсов и стоимостью заимствований;
- осуществления взаимодействия с международными рейтинговыми агентствами.
4.2. Обеспечение эффективного международного финансово-экономического сотрудничества*(22) будет осуществляться за счет:
- формирования и реализацией мер государственной политики в сфере содействия международному развитию;
- координации проектной и иной деятельности институтов развития; представления интересов Российской Федерации на многосторонних площадках и как участника международных банков развития.
Ожидаемые результаты к 2030 году по направлению (подпрограмме) 4:
- сформирована сбалансированная с точки зрения типов и сроков долговых инструментов структура государственного долга Российской Федерации;
- обеспечена реализация проектов в сфере содействия международному развитию и координация деятельности институтов развития; учтены интересы Российской Федерации на многосторонних площадках.
Направление (подпрограмма) 5 "Развитие финансовой инфраструктуры"
Цель государственной программы 5. "Создание условий к 2030 году для повышения доступности финансового рынка для частного инвестора и нефинансового сектора".
Показатель госпрограммы 5 "Доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан" к 2030 году оставит 40 %
5.1. Создание эффективного и конкурентоспособного финансового рынка, способного обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности путем формирования устойчивой, но гибкой регулятивной среды, стимулирующей возникновение и развитие современных финансовых продуктов (услуг) для российских и иностранных участников финансового рынка *(23) будет осуществляться путем:
- сокращения регулятивных издержек на финансовом рынке;
- формирования нормативной правовой базы для создания устойчивых финансовых инструментов;
- усиления защиты прав потребителей финансовых услуг;
- развития института индивидуальных инвестиционных счетов.
5.2. Обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности государственного регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации*(24) будет осуществляться путем:
- совершенствования контрольно-надзорной деятельности с применением риск-ориентированного подхода в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней;
- создания условий для загрузки производственных мощностей аффинажных заводов;
- создания условий для использования драгоценных металлов в качестве альтернативного средства накопления граждан;
- совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.
5.3 Создание системы и инфраструктуры непрерывного образования и просвещения населения в сфере финансовой и бюджетной грамотности*(25) будет осуществляться за счет:
- обеспечения цифровой коммуникации в сфере финансовой и бюджетной грамотности, а также в процессе реализации практик инициативного бюджетирования;
- подготовки педагогических работников, преподавателей и консультантов-методистов в области финансовой и бюджетной грамотности, а также реализации образовательных мероприятий для различных целевых групп населения;
- привлечения субъектов Российской Федерации к реализации мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой и бюджетной грамотности населения;
- масштабирования опыта Российской Федерации в сфере финансовой и бюджетной грамотности на международном уровне.
Ожидаемые результаты к 2030 году по направлению (подпрограмме) 5:
- реализован комплекс просветительских и регуляторных мер, направленный на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав инвесторов;
- увеличен объем средств граждан на индивидуальных инвестиционных счетах и предоставлена возможность более гибко управлять средствами на них в долгосрочной перспективе;
- расширена номенклатура инвестиционных инструментов, обеспечивающих финансирование социально значимых, в том числе "зелёных" проектов с участием рынков капитала;
- повышена доступность финансовых инструментов для различных категорий инвесторов;
- обеспечена прослеживаемость движения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота;
- увеличена доля граждан со средним и высоким уровнем финансовой грамотности до 80% (90% у детей и молодежи);
- увеличена охвата информационно-коммуникационной кампанией по финансовому просвещению до 100 млн чел.
Направление (подпрограмма) 6 "Управление федеральным имуществом"
Цель государственной программы 6. "К 2030 году доведение до 97 % доли хозяйственных обществ, права акционера (участника) в которых осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, обеспечивших перечисление дивидендных выплат (распределение прибыли между участниками) в размере не менее 50 процентов чистой прибыли, в общем количестве таких хозяйственных обществ"
Повышение качества управления федеральным имуществом и максимизация доходов от использования федерального имущества будет осуществляться за счет:
- цифровой трансформации процессов учета федерального имущества, а также имущества со специальными режимами обращения;
- формирования оптимального состава федерального недвижимого имущества;
- обеспечения долгосрочного устойчивого роста стоимости активов и доходов от управления государственными компаниями, сокращения участия государства в деятельности компаний на конкурентных рынках.
Ожидаемые результаты к 2030 году по направлению (подпрограмме) 6:
- обеспечено направление на выплату дивидендов не менее 50 % прибыли акционерных обществ по МСФО, скорректированной с учетом неденежных операций.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326.
*(2) Связан с национальной целью "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
*(3) Связан со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208.
*(4) Связан со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208.
*(5) Связан с национальной целью "Цифровая трансформация".
*(6) Связан с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.; Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
*(7) Связан с национальной целью "Цифровая трансформация".
*(8) Связан с национальной целью "Возможности для самореализации и развития талантов".
*(9) Связан с национальными целями "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
*(10) Связан с национальной целью "Цифровая трансформация"; Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р.
*(11) Связан с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.; Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
*(12) Связан с национальной целью "Цифровая трансформация"; Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
*(13) Связан с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.; Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
*(14) Связан с Основными направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.; Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.
*(15) Связан с национальной целью "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
*(16) Связан со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208.
*(17) Связан с национальной целью "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
*(18) Связан со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208.
*(19) Связан с национальной целью "Цифровая трансформация".
*(20) Связан с национальной целью "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г., Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203.
*(21) Связан с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
*(22) Связан с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 г. N 259 "Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию"; указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации"; указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации".
*(23) Связан с национальными целями "Комфортная и безопасная среда для жизни" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство"; Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р; Планом мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р; Основными направления развития финансового рынка Российской Федерации.
*(24) Связан со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208.
*(25) Связан с национальной целью "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.