Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.07.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен в целях мониторинга исполнения абзаца третьего подпункта "ж" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 в части предоставления 24 часа в сутки семь дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 9 поручения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N ММ-П13-5632 головным исполнителем по данному направлению работы определено Минэкономразвития России.
Проект постановления направлен на регулирование отношений в сфере организации мониторинга качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - органы, предоставляющие услуги).
Проект постановления устанавливает обязанность Минэкономразвития России обеспечить проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, а также организацию проведения исследований по изучению общественного мнения в области предоставления государственных и муниципальных услуг с ежеквартальным представлением доклада в Правительство Российской Федерации о результатах мониторинга и публикацией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" результатов мониторинга.
Проект постановления предусматривает обязанность для органов, предоставляющих услуги, направлять из информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в автоматизированную информационную систему "Информационно-аналитическая система мониторинга качества государственных услуг" (далее - информационная система мониторинга государственных услуг):
сведения о государственных и муниципальных услугах однократно с актуализацией в случае их изменений;
сведения о ходе предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Сведения о ходе предоставления услуг) и оценки гражданами и организациями качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - Сведения о качестве предоставления услуг) в ежедневном режиме.
В отношении исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления данная норма носит рекомендательный характер.
Кроме того, в целях проведения мониторинга будет осуществляться анализ сведений о выявленных инцидентах по результатам автоматизированного мониторинга, содержащего, в том числе план мероприятий, направленных на устранение инцидентов и повышение качества предоставления услуг, формируемого с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Проект постановления также предусматривает обязанность коммерческих и некоммерческих организаций, организующих предоставление государственных услуг в соответствии с частью 1.2 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", обеспечить предоставление Сведений о ходе предоставления услуг и Сведений о качестве предоставления услуг в информационную систему мониторинга государственных услуг.
Целью разработки проекта постановления является создание механизма оперативного получения и обработки сведений обо всех государственных и муниципальных услугах, предоставляемых в Российской Федерации, что позволит формировать предложения по повышению качества их предоставления, включая предложения о возможности предоставления услуг круглосуточно, без необходимости личного присутствия заявителя в органах, предоставляющих услуги, и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Проведение анализа правоприменительной практики путем изучения положений нормативных правовых актов выявило, что действующее правовое регулирование не позволяет создать механизм оперативного получения и обработки сведений обо всех государственных и муниципальных услугах, так как отсутствует единый нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере организации мониторинга качества государственных и муниципальных услуг. Действующее правовое регулирование в указанной сфере установлено только постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1284 (далее - Постановление N 1284), принятым во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Однако Постановление N 1284 не предусматривает возможности направления сведений о ходе предоставления услуг из каких-либо информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг, а положения об оценке качества предоставления услуг, содержащиеся в данном акте, не являются основным предметом его регулирования. Кроме того, действие Постановления N 1284 распространяется на ограниченный перечень услуг и ограниченный круг субъектов регулируемых отношений. Попытки расширить этот круг встречают сопротивление со стороны органов, которые не заинтересованы в формировании единой прозрачной системы сбора сведений о предоставляемых ими услугах и обратной связи от заявителей.
Кроме того, Минэкономразвития России во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N ДЧ-П10-4696, а также пункта 61 раздела III Плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2014 г. N 991-р, осуществляет мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Обозначенная правоприменительная практика обуславливает потребность в принятии проекта постановления в целях разработки эффективного инструмента управления качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, что является одним из ключевых элементов положительной работы институтов государственного управления.
Принятие проекта постановления способствует достижению целей национальной программы Российской Федерации "Цифровая экономика Российской Федерации", положение о системе управления которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 234. Входящий в состав национальной программы федеральный проект "Цифровое государственное управление" содержит задачу по внедрению Минэкономразвития России единого механизма (единой платформы) оценки качества массовых государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов, подачи и обработки поступивших отзывов и предложений в адрес органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В проекте постановления не содержатся:
обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы;
сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие проекта постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
_______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.