Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части обеспечения защиты законных прав подсанкционных лиц)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в инициативном порядке в целях совершенствования мер воздействия (противодействия) на недружественные действия иностранных государств в отношении отдельных юридических и физических лиц Российской Федерации с учетом сложившейся правоприменительной практики в данной сфере и минимизации тем самым возникающих экономических последствий введения в отношении указанных лиц мер ограничительного характера.
Проектом акта, в частности, предлагается установить порядок идентификации лиц, в отношении которых иностранными государствами введены меры ограничительного характера. В этих целях Правительство Российской Федерации предлагается наделить правом утвердить по согласованию с Центральным банком Российской Федерации порядок формирования перечня лиц, в отношении которых действуют меры ограничительного характера.
Кроме того, с учетом различного характера установленных ограничений, а также степени причиняемого ими указанным лицам материального ущерба, проектом акта предлагается распространить действие ряда исключений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, на лиц, в отношении которых введены экстерриториальные меры ограничительного характера, а также на аффилированных и взаимодействующих с ними лиц.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 5 по 23 апреля 2021 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/114783 (ID проекта: 02/04/04-21/00114783).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ООО "Трансойл" и граждан С.С. Князева и С.С. Ястребова.
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 14 по 22 июля 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО, ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", АО "Апатит" и ООО "Трансойл".
АК "АЛРОСА" (ПАО), ПАО "ГМК "Норильский никель", ПАО "Интер РАО", ПАО "Татнефть" имени В.Д. Шашина и АО "Зарубежнефть" сообщили об отсутствии замечаний и предложений.
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения дополнительных публичных консультаций. Минэкономразвития России предлагает разработчику рассмотреть данные замечания и предложения.
По итогам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется следующее замечание.
В соответствии с абзацем вторым проектируемой части 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) резиденты, включенные в соответствии с пунктами "в" и (или) "г" и (или) "д" части 2.1 проектируемой статьи 4.1 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" в перечень лиц, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов, обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Федерального закона N 173-ФЗ, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, или способами, применяемыми в соответствии с обычаями делового оборота, в течение общего срока исковой давности, определяемого в соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
По мнению участников дополнительных публичных консультаций, конструкция указанной правовой нормы несет в себе риск неоднозначного понимания субъектами регулирование.
Так, остается не ясным, должны ли резиденты в течение общего срока исковой давности обеспечить исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) или же в течение указанного срока от нерезидентов должны быть получены денежные средства за исполненные обязательства.
В случае если проектом акта предлагается в течение общего срока исковой давности обеспечить исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), отмечаем, что внешнеторговый договор (контракт) может быть заключен в соответствии с законодательством иностранного государства и, соответственно, срок исковой давности может существенно отличаться от применяемого в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, считаем необходимом доработать указанное положение проекта акта в целях его однозначного правоприменения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования.
При этом в случае учета разработчиком указанного замечания Минэкономразвития России может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 11 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.