Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 20.08.2021 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 19; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6243; 2010, N 31, ст. 4210; 2011, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3880; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 23, ст. 2886; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4217; 2015, N 10, ст. 1424; N 21, ст. 2983; N 48, ст. 6714; 2016, N 27, ст. 4235; 2017, N 52, ст. 7934; 2018, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6845; 2019, N 12, ст. 1227; 2020, N 9, ст. 1127; N 50, ст. 8054) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) часть 1 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:
"6) мужчин, признанных в установленном порядке в качестве единственного родителя отцом второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных для него после 1 января 2007 г. суррогатной матерью, впоследствии вступившего в брак и воспитывающего своих детей в семье совместно с усыновившей их супругой;
7) мужчин, признанных в установленном порядке в качестве единственного родителя отцом первого ребенка, рожденного для него после 1 января 2020 г. суррогатной матерью, впоследствии вступившего в брак и воспитывающего указанного ребенка в семье совместно с усыновившей его супругой.";
б) дополнить частями 41 и 4 2 следующего содержания:
"41. Право мужчины, указанного в пунктах 6 и 7 части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у женщины - супруги такого мужчины, усыновившей ребенка (детей), в случаях смерти мужчины, объявления его умершим, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей).
42. В случаях, если женщина, у которой в соответствии с частью 41 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершила в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанного лица отменено усыновление ребенка, в связи с рождением которого у отца возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, ее право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.";
в) в части 6 слова "предусмотренным частями 4 и 5" заменить словами "предусмотренным частями 4, 4 2 - 5";
2) в статье 5:
а) в части 1 слова "предусмотренных частями 4 и 5" заменить словами "предусмотренных частями 4, 4 2 - 5";
б) в части 5 слова "указанных в части 1 или 3" заменить словами "указанных в части 1, 3 и 41";
в) в пункте 2 части 6 слова "установленным частями 3, 4" заменить словами "установленным частями 3 - 42";
3) в статье 7:
а) в части 1 слова "указанными в частях 1 и 3" заменить словами "указанными в частях 1, 3 и 41";
б) в части 2 слова "предусмотренным частями 4 и 5" заменить словами "предусмотренным частями 4, 4 2 и 5";
в) в пункте 3 части 3 слова "перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1" заменить словами "перечисленных в пунктах 1, 2, 4 части 1 и части 41 ";
4) в части 2 статьи 8:
а) в пункте 1 слова "установленным частями 3, 4 и 6" заменить словами "установленным частями 3 - 42 и 6";
б) в пункте 5 слова "указанного в частях 1 и 3" заменить словами "указанного в частях 1, 3 и 41";
в) в пункте 6 слова "указанного в частях 1 и 3" заменить словами "указанного в частях 1, 3 и 41";
5) в статье 12:
а) в части 1 слова "перечисленными в пунктах 1, 2 и 4 части 1" заменить словами "перечисленными в пунктах 1, 2, 4 части 1 и части 41";
б) в части 22 слова "перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1" заменить словами "перечисленных в пунктах 1, 2, 4 части 1 и части 41";
в) в части 5 слова "перечисленные в пунктах 1, 2 и 4 части 1" заменить словами "перечисленные в пунктах 1, 2, 4 части 1 и части 41".
Президент |
В.Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 2 июля 2021 г. N ТГ-П45-8709 в рамках исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 30-П в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки в части расширения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей.
В настоящее время дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в приоритетном порядке женщинам - гражданам Российской Федерации в связи с социальными рисками материнства, охватывающими беременность и рождение ребенка, воспитание детей в неполной семье, возможные трудности в трудоустройстве.
Право у мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, установленным законом.
Право мужчины на указанные меры не является производным от права женщины только тогда, когда он является единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей.
Законопроектом предлагается распространить право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчин, признанных в установленном порядке в качестве единственного родителя отцом детей, рожденных для него после 1 января 2007 г., а также первого ребенка, рожденного для него после 1 января 2020 г. суррогатной матерью, вступившего в брак и воспитывающего своих детей в семье совместно с усыновившей их супругой.
Кроме того, законопроектом предусматривается переход права на дополнительные меры государственной поддержки к супруге - указанного мужчины или ребенку (детям) в равных долях в случае смерти мужчины (женщины), объявления его (ее) умершей, лишения родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные приказом Минтруда России от 18 марта 2020 г. N 138н".
Принятие данного приказа Минтруда России необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия проекта приказа - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головным исполнителем по разработке проекта приказа является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
По данным территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации отказано в получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 19 мужчинам, имеющим детей от суррогатных матерей.
Средневзвешенный размер материнского семейного капитала в зависимости от очередности рождения с учетом количества получателей государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в 2021 году составляет 550 989,44 рубля.
Таким образом, объем возникающих обязательств федерального бюджета в связи с принятием законопроекта составит 10 468,8 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.