Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 19.08.2021 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - Проект постановления, Программа) предусматривается внесение изменений в отраслевые правила предоставления и распределения субсидий на капитальные вложения по мероприятиям Программы в части их приведение в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и дополнения порядком утверждения адресного (пообъектного) перечня объектов капитального строительства в соответствии с положениями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999.
Проект постановления включен в перечень правовых актов, запланированных к принятию в 2021 году в рамках реализации национальных и федеральных проектов (письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2021 г. N П16-23214).
Программа направлена на достижение целей и показателей национального проекта "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3.
Проектом постановления предусматривается корректировка паспорта Программы, в части показателей цели 3 - расселение в 2019 - 2025 годах 14,6 млн. кв. метров жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в части их приведения в соответствии с паспортом федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" (далее - федеральный проект), а именно в части уточнения срока действия федерального проекта, отражения показателей федерального проекта нарастающим итогом.
Срок действия федерального проекта установлен на 2019-2024 годы. В 2020 году были уточнены объемы бюджетных ассигнований федерального проекта в рамках оптимизации расходов на 10% в 2021-2024 годах в соответствии с Методикой расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2021 г. и на плановый 2022 и 2023 гг., а также с учетом переноса с 2022 года на 2020 год бюджетных ассигнований в размере 50 млрд. рублей на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 2241-р.
В целях эффективного использования субсидий, предусмотренных на капитальные вложения, Проектом постановления предусматривается дополнение отраслевых правил положениями о перераспределении средств, в следующих случаях:
при отсутствии на 1 апреля текущего финансового года заключенных получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) государственных (муниципальных) контрактов;
при экономии, образовавшейся по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд);
при наличии неосвоенных средств субсидии по состоянию на 1 декабря текущего финансового года.
Также Проектом постановления предусматривается исключение из правил предоставления и распределения субсидий на капитальные вложения положений представления титульных списков по объектам капитального строительства, в связи с исключением аналогичных требований из пункта 17 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716.
Одновременно, проектом постановления вносятся изменения в правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства (приложение N 6 Программы), в части их дополнения возможностью направления субсидий на разработку проектной документации по объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Указанные предложения подготовлены в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 г. N Пр-354 (подпункт 4 пункта 1), и Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N МХ-П13-12932.
Более того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2021 г. N МХ-П13-2231 Минстроем России осуществлена оценка общей потребности в средствах федерального бюджета в целях софинансирования разработки проектной документации для 20-ти субъектов Российской Федерации, имеющих низкий уровень бюджетной обеспеченности. Так в рамках реализации мероприятий Программы размер потребности составил более 6,9 млрд рублей.
Вместе с тем, действующей редакцией указанных правил установлены требования о перераспределении субсидий, предусмотренных бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год на строительство объектов инфраструктуры, в случае отсутствия по таким объектам проектной документации по состоянию на 1 июля текущего финансового года, что может привести к коллизии норм, предлагаемых Проектом постановления.
Таким образом, Проектом постановления предлагается исключить подпункт "а" пункта 20 правил, устанавливающий требования к перераспределению субсидий, в случае отсутствия проектной документации по объектам, финансирование которых предусмотрено на очередной финансовый год.
Также Проектом постановления предусматривается внесение изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по сейсмоусилению объектов в (приложение N 9 Программы) в части:
дополнения целей использования субсидий на подготовку проектной документации и выполнение работ по строительству (сейсмоусилению) объектов;
исключения критерия численности населения при расчете размера субсидий на реализацию вновь начинаемых мероприятий по строительству (сейсмоусилению) объектов.
Проект постановления направлен в том числе на корректировку Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Приложение N 15 к Программе).
В частности, проектируемыми изменениями предусмотрена корректировка расчета субсидий из федерального бюджета, уточнение порядка внесения изменений в действующее распределение субсидий, приведение формулировок результатов предоставления субсидий в соответствие с откорректированными результатами федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", а также на повышение информированности граждан о реализации мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", оптимизацию процедуры проведения общественных обсуждений проектов муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе при внесении в них изменений.
В связи со вступлением в силу изменений в Правила предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2018 г. N 237, в соответствии с которыми количество победителей конкурса с 2020 года было увеличено с 80 до 160, представляется нецелесообразным реализовывать за счет средств субсидий из федерального бюджета проекты благоустройства муниципальных образований, признанных финалистами, а не победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. Проектом постановления предлагается исключить из Приложения N 15 к Программе абзац третий пункта 3, в котором содержится определение понятия "малые города", используемое в целях постановления, а также признать утратившим силу подпункт "б(1)" пункта 8 Приложения N 15 к Программе.
С 2020 года для проведения голосования граждан по отбору территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", Минстрой России рекомендует субъектам Российской Федерации использовать единую информационную систему (платформу по голосованию за объекты благоустройства). Возможность проведения голосования граждан с использованием платформы предлагается закрепить в положениях Приложения N 15 к Программе, регулирующих вопросы определения адресного перечня территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (проектируемые изменения в пункты 3, 7 и 10 Приложения N 15 к Программе).
В целях обеспечения информирования граждан о том, что работы по благоустройству территорий выполняются в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" и федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", предлагается дополнить Приложение N 15 к Программе положениями, предусматривающими необходимость установки в месте проведения работ по благоустройству информационных конструкций (щитов, стендов), содержащих соответствующую информацию, оформленную с применением единого визуального стиля национальных проектов и федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (проектируемые изменения в подпункты "а" и "б" пункта 7 и новый подпункт "к" пункта 10 Приложения N 15 к Программе).
Также в целях повышения информированности граждан о реализации на территории субъекта Российской Федерации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" предлагается включать в государственные программы формирования современной городской среды порядок информирования граждан о ходе о ходе выполнения государственной программы и муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе о ходе реализации конкретных мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий в рамках указанных программ (проектируемый подпункт "л" в пункт 9 Приложения N 15 к Программе).
Изменения, которые вносятся в подпункт "а" пункта 10 Приложения N 15 к Программе, направлены на оптимизацию процедуры проведения общественных обсуждений проектов муниципальных программ формирования современной городской среды. В ходе реализации муниципальных программ возникают случаи, не требующие общественного обсуждения проекта изменения в муниципальную программу (например, корректировка бюджета муниципального образования, приведение муниципальных программ в соответствие с федеральным и региональным законодательством и другие). Проектом постановления предлагается установить, что проведение общественных обсуждений проектов муниципальных программ формирования современной городской среды, в том числе при внесении в них изменений, требуется только при определении перечня общественных и дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в указанный период.
Пункт 13 Приложения N 15 к Программе предлагается признать утратившим силу в целях исключения дублирования пункта 16.
Изменения, которые вносятся в пункт 17 Приложения N 15 к Программе, направлены на приведение наименований показателей в соответствие с действующей редакцией паспорта федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
Проектируемым пунктом 17(1) предусматривается, что размер субсидии из федерального бюджета субъекту Российской Федерации, определяемый в соответствии с Приложением N 15 к Программе, не может быть менее 100 млн. рублей. Приводится формула расчета субсидии в соответствующем финансовом году из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, для которых рассчитанный размер субсидии окажется менее 100 млн. рублей.
В случае, если субъекту Российской Федерации было предоставлено дополнительное финансирование в соответствии с положениями проектируемого пункта 17(1), то дополнительное финансирование, предусмотренное пунктом 16 Приложения N 15 к Программе в отношении субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, такому субъекту Российской Федерации не перераспределяется. Соответствующее уточнение вносится в пункт 16 Приложения N 15 к Программе.
Изменения, которые вносятся в пункт 20 Приложения N 15 к Программе, направлены на корректировку наименований результатов использования субсидий в целях приведения Приложения N 15 к Программе в соответствие с подпунктом "д(1)" пункта 4 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, в соответствии с изменениями в паспорт федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" (протокол проектного комитета от 27 октября 2020 г. N 90).
Соответствующие корректировки вносятся в пункт 21 Приложения N 15 к Программе. Предлагается установить, что отчетность о достижении значений результатов использования субсидии из федерального бюджета по показателю "Доля объема закупок оборудования, имеющего российское происхождение, в том числе оборудования, закупаемого при выполнении работ, в общем объеме оборудования, закупленного в рамках реализации мероприятий государственных (муниципальных) программ современной городской среды" представляется субъектами Российской Федерации в Минстрой России ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
При этом предлагается определить, что проверку полноты и достоверности отчетности, представляемой в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, осуществляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Дополнение Приложения N 15 к Программе новым пунктом 23(2) направлено на уточнение порядка внесения изменений в действующее распределения субсидий, предусматривающих перераспределение субсидий между текущим финансовым годом и плановым периодом. Предлагается установить, что изменения в действующее распределение субсидий вносятся на основании протокольного решения проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда".
Дополнение Приложения N 15 к Программе новым пунктом 23(3) предусматривает возможность распределения субсидии из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации в объеме до 5 процентов общего объема субсидии, предусматриваемой на очередной финансовый год, на основании решения проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда".
Проектом постановления также предусматривается внесение изменений в приложение N 18 Программы "Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации" в части уточнения цели предоставления иного межбюджетного трансферта мероприятий по развитию инфраструктуры.
Предлагаемые изменения повысят эффективность реализации мероприятий Программы, что в свою очередь снизит возможные риски, влияющие на достижение установленных целей.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их соблюдения.
Принятие проекта постановления и его реализация, приведет к увеличению расходов федерального или иного бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
______________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.