Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, признании утратившими силу Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации" и отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации" (в части перехода к предоставлению Пенсионным фондом Российской Федерации, отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации)."
(подготовлен Минтрудом России 21.08.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации" (далее - законопроект) подготовлен в целях перехода на предоставление отдельных мер социальной поддержки по принципу "единого окна" с использованием информационных технологий и ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации ("Социальное казначейство").
В рамках предусмотренных законопроектом подходов предлагается осуществить переход на предоставление Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд) гражданам, подвергшимся воздействию радиации, отдельных мер социальной поддержки, осуществляемых в настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им полномочий Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Для реализации указанного подхода необходимы изменения уровня публичных обязательств и внесения изменений в соответствующие федеральные законы в части возложения на Пенсионный фонд полномочий по предоставлению отдельных мер социальной поддержки.
Начиная с 2022 года, к таким мерам поддержки предлагается отнести денежные компенсации и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также лицам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - меры социальной поддержки), полномочия по осуществлению которых были переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществлялись Федеральной службой по труду и занятости на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 19 декабря 2016 года), Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Целью предлагаемых изменений является оптимизация процессов предоставления мер социальной поддержки, а также их администрирования, включая администрирование соответствующих бюджетных ассигнований.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время наряду с осуществлением полномочий в сфере социальной защиты (в рамках обязательств субъекта Российской Федерации) несут дополнительные расходы, связанные с содержанием штата сотрудников и финансированием организационных мероприятий при реализации переданных им полномочий Российской Федерации в указанной сфере. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут дополнительную нагрузку по сбору и обобщению отчетов об использовании средств федерального бюджета, предусмотренных им в виде субвенций, а также направлению заявки на перечисление данных средств.
Организация межведомственного взаимодействия при предоставлении мер социальной поддержки налажена должным образом не во всех субъектах Российской Федерации, требуется существенная доработка и дополнительное финансирование информационных систем (ресурсов) субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, Пенсионный фонд в настоящее время осуществляет публично-правовые обязательства и имеет опыт предоставления различных социальных выплат (пенсий, средств материнского (семейного) капитала, ежемесячных денежных выплат, выплат семьям, имеющим детей), в том числе в беззаявительном порядке или с минимальным количеством документов (сведений). Пенсионным фондом реализуется принцип одного окна за счет обеспечения межведомственного взаимодействия, что существенно снижает нагрузку на граждан.
Пенсионный фонд имеет в субъектах Российской Федерации свои территориальные органы и самостоятельно без привлечения органов власти осуществляет предоставление гражданам вышеуказанных мер социальной поддержки, исполнение функций главного распорядителя выделяемых ему на эти цели средств федерального бюджета и планирование данных средств.
Наличие территориальных органов позволяет Пенсионному фонду осуществлять синхронизацию предоставления гражданам пенсий и других социальных выплат, избежать обращения граждан в различные инстанции (органы и службы), исключить временные и материальные затраты для них.
Кроме этого, необходимо учитывать, что Пенсионный фонд является оператором информационных систем, в число которых входит Единая государственная информационная система социального обеспечения. В этой связи передача Пенсионному фонду полномочий по предоставлению соответствующих мер социальной поддержки позволит упростить процедуру обращения граждан за их предоставлением, а также обеспечит оперативное информирование граждан, что, в свою очередь, создаст условия для дальнейшего назначения ряда мер поддержки в беззаявительном порядке и в проактивном режиме.
Проектируемыми изменениями указанных законодательных актов Российской Федерации, начиная с 1 января 2023 г., планируется внедрить беззаявительный порядок предоставления отдельных мер социальной поддержки (ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и членам их семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан) территориальными органами Пенсионного фонда на основании сведений из Федерального реестра инвалидов.
При этом законопроектом предусматривается, что компенсации и другие выплаты, полномочия по предоставлению, в том числе выплате и доставке, которых передаются Пенсионному фонду, начиная с 1 января 2023 г., будут предоставляться и выплачиваться территориальными органами Пенсионного фонда гражданину, имеющему на них право, на основании сведений, содержащихся в информационных системах, оператором которых является Пенсионный фонд.
Одновременно законопроектом предусматривается, что, начиная с 2022 года, предлагается осуществить переход на предоставление Пенсионным фондом отдельных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации. Переход на предоставление указанных видов социальной поддержки с 2022 года синхронизирован с бюджетным процессом (бюджетным циклом).
Компенсации и другие выплаты, полномочия по предоставлению, в том числе выплате и доставке, которых передаются Пенсионному фонду, установленные гражданину уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения до 1 января 2022 г., согласно законопроекту предлагается предоставлять и выплачивать территориальными органами Пенсионного фонда на основании сведений, переданных уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что предоставление компенсаций и других выплат гражданину, производится на основании заявления гражданина и документов, подтверждающих право на указанные меры социальной поддержки, поданных непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", либо в беззаявительном порядке.
На основании изложенного предусмотренные законопроектом изменения позволят существенным образом оптимизировать процесс предоставления мер социальной поддержки, упростить и сделать более удобным их получение для граждан, обеспечить более эффективное администрирование данных мер поддержки и администрирование средств, выделяемых на их обеспечение из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сократить расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.