Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 27.09.2021 г.)
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации N Пр-773 от 6.05.2021 и Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N ММ-П49-5974ри Министерством обороны Российской Федерации разработан проект федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных отношений, связанных с объектами обороны и безопасности государства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), позволяющий реализовать предложения Минобороны России, нацеленные на установление особенностей правового регулирования создания, учета и регистрации объектов обороны и безопасности государства, специального правового регулирования мероприятий по созданию и размещению таких объектов, направленных на упрощение процедур и сокращение сроков строительства, а также защиту сведений об указанных объектах.
Сфера строительства объектов Вооруженных Сил Российской Федерации подпадает под общепринятые нормы строительства объектов гражданского назначения, которые не учитывают специфику и необходимость оперативного создания объектов Министерства обороны Российской Федерации.
При этом объекты Минобороны России используются исключительно в интересах государства - эксплуатируются только подразделениями Минобороны России, закрепляются за соответствующими войсковыми частями и иными балансодержателями внутри ведомства, исключая какую-либо форму отчуждения таких объектов) и изъяты из общегражданского оборота.
Установленные в настоящее время процедуры и требования по оформлению прав на земельные участки, получению разрешительной документации, заключению реализации госконтрактов, оформлению итоговых документов, постановки объектов на кадастровый учет и оформления права собственности Российской Федерации:
- не учитывают необходимость строительства объектов Минобороны России в директивные сроки для выполнения безотлагательных задач с учетом меняющейся оперативно-тактической и геополитической обстановки, а также строгой синхронизации сроков создания объектов с поставками ВВСТ;
- создают значительную рассинхронизацию сроков строительства и документального оформления на всех стадиях создания объектов.
В целях совершенствования правового регулирования отношений в области строительства объектов обороны и безопасности государства законопроектом предусматриваются следующие изменения:
1. Вводится законодательное определение понятия "объекты обороны и безопасности государства", для которых предусмотрены особенности правового регулирования в сфере гражданского, градостроительного, земельного, лесного законодательства. Объекты "обороны и безопасности государства" являются составной частью "военного имущества", вопросы определения порядка распоряжения которым в соответствии с пунктом "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации и пунктом 22 статьи 6 Федерального закона "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
Необходимость специального правового регулирования строительства объектов обороны и безопасности государства обусловлена:
специальным составом субъектов, которым принадлежат вещные права на указанные объекты (Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему юридических лиц);
целевым режимом использования, исключающем участие объектов в гражданском обороте, до момента принятия Министерством обороны Российской Федерации решения о высвобождении объектов (прекращения целевого режима использования).
2. В целях обособления объектов обороны и безопасности в сфере гражданско-правовых отношений, а также исключения распространения информации об объектах обороны и безопасности, имеющих существенное значение для обороноспособности Российской Федерации, предлагается организовать специальный, отличный от Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) учет объектов, сведения о которых отнесены к сведениям составляющим государственную тайну либо служебную тайну в области обороны через включение таких объектов в реестр режимных объектов.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть ограничение оборотоспособности объектов обороны и безопасности, посредством признания возникновения права собственности Российской Федерации на завершенные строительством объекты обороны и безопасности в силу закона при включении их в специальный (ведомственный) реестр режимных объектов без отражения сведений о них в ЕГРН.
3. Учитывая введение понятия "объекты обороны и безопасности государства", а также понятия "режимные объекты" на законодательном уровне, в целях специального правового регулирования особого режима создания объектов обороны и безопасности, вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающие:
3.1. наделение Министерства обороны Российской Федерации полномочиями по нормативно-правовому регулированию в части строительства объектов обороны и безопасности государства:
сметного нормирования строительства таких объектов;
определения состава проектной и рабочей документации объектов;
аттестации лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
ведению реестра заключений государственной экспертизы в отношении указанных объектов;
определению форм разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
3.2. отсутствие необходимости получения разрешения на строительство при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов обороны и безопасности государства, включенных в реестр режимных объектов (режимных объектов).
3.3. изменение порядка и срока утверждения высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации схемы территориального планирования для размещения объектов обороны и безопасности;
3.4. на основании измененной схемы территориального планирования вносятся изменения в генеральный план поселения (городского округа), правила землепользования и застройки.
3. Вносятся изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, предусматривающие:
3.1. установление дополнительного вида разрешенного использования лесов - для размещения объектов обороны и безопасности;
3.2. допустимость размещения объектов обороны и безопасности в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, городских лесах, в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности, земельным законодательством, а также законодательством в сфере обороны и безопасности.
4. Вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность передачи земельных участков публично-правовой компании "Военно-строительная компания" для строительства объектов обороны и безопасности, а также для достижения уставных целей и задач.
5. Вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе". Нормы, включенные в проект федерального закона направлены на регулирование общественных отношений, связанных с созданием (строительством, реконструкцией) объектов обороны и безопасности, создание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых в рамках государственного оборонного заказа. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" регулируются вопросы формирования государственного оборонного заказа, вопросы формирования условий государственных контрактов, права и обязанности государственного заказчика и головного исполнителя, организация контроля за расходованием средств федерального бюджета.
Вместе с тем, основным законом, регулирующим вопросы создания объектов за счет средств федерального бюджета (в том числе и объектов обороны и безопасности) является Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Согласно данному Федеральному закону особенности планирования закупок (ч. 11 ст.16), особенности определение начальной цены (ч.21 ст.22, ч. 3 ст. 34), особенности размещения заказа (ч.6 ст. 33), вопросы приемки результата закупки (ч.5 ст.41) определяются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
6. Вносятся изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". .
Из анализа практики судебных разбирательств по делам о банкротстве организаций, чья основанная финансово-хозяйственная деятельность связана с государственным оборонным заказом и осуществлением подавляющей части расчетов с контрагентами с использованием отдельные счетов в соответствии с требованиями с Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", следует, что основной причиной обращения контрагентов-поставщиков с заявлением о банкротстве являются неисполненные обязательства головного исполнителя или исполнителя в рамках государственных контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции, ремонту). При этом у контрагентов-поставщиков зачастую перед головным исполнителями и исполнителями имеются неисполненные дополнительные обязательства в форме пеней и штрафов в связи с нарушением сроков по поставке товара или выполнению работ.
Однако в описанном выше случае при определенных стадиях процедур банкротства у сторон государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ в рамках государственного оборонного заказа или договора, заключенного с целью его исполнения отсутствует возможность осуществления зачета встречных однородных требований, ввиду прямого запрета, установленного в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Решением, описанной проблематики может являться установление в указанном законе возможности применения механизма новации, предусмотренном статьей 414 Гражданского кодекса.
Введение механизма новации на законодательном уровне позволит:
- не допустить нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на строительство объектов обороны и безопасности;
- компенсировать убытки, возникающие от действий недобросовестных исполнителей и сократить временные затраты на истребование от них бюджетных средств;
- исключить вероятность компенсации недобросовестными исполнителями своих убытков за счет бюджетных средств и получения ими преимуществ при осуществлении окончательных взаиморасчетов;
- обеспечить неотвратимость финансовых санкций к недобросовестным исполнителям.
Применение новации при проведении процедур банкротства организаций, участвующих в непосредственном создании объектов обороны и безопасности государства, будет представлять собой альтернативный способ взаиморасчетов, который позволит обеспечить оптимальное сочетание интересов государства и лиц, осуществляющих исполнение государственного оборонного заказа, а также достичь максимальной эффективности при расходовании бюджетных средств.
7. Также вносятся некоторые смежные изменения в Федеральные законы от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Предлагаемые изменения учитывают неизменность полномочий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в части функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданского строительства. При этом создание особой правовой и организационной основы при строительстве объектов обороны и безопасности позволит разграничить требования к объектам обороны и безопасности государства и объектам общегражданского назначения, достичь максимальной эффективности при реализации инфраструктурных задач различной сложности и обеспечить оптимальное сочетание интересов государства.
Аналогичные законопроекты палатами Федерального Собрания Российской Федерации не рассматриваются.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.