Доработанный текст проекта Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Порядка осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля"
(подготовлен Минтрансом России от 30.09.2021)
В соответствии с пунктом 4 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2017, N 52, ст. 7923), и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2024 г.
Министр |
В.Г. Савельев |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от ______________ N _____
ПОРЯДОК
осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля
1. Настоящий порядок устанавливает процедуры осуществления государственного портового контроля за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведения централизованного учета такого контроля, с применением риск-ориентированного подхода.
Государственный портовый контроль за судами, находящимися в морском порту, за судами, выходящими в море, и ведение централизованного учета такого контроля осуществляются капитаном морского порта в целях проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судов судовым документам и выполнения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, в том числе документов, удостоверяющих наличие предусмотренного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб, а также проверки соблюдения требований в области трудовых отношений в морском судоходстве*(1) (далее - обязательные требования).
2. Функции капитана морского порта осуществляются капитаном морского порта или по его поручению должностными лицами службы капитана морского порта*(2).
3. Должностное лицо службы капитана морского порта, осуществляющее государственный портовый контроль (далее - лицо, осуществляющее государственный портовый контроль), должно соответствовать требованиям к должностным лицам службы капитана морского порта, устанавливаемым в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
4. Периодичность проведения осмотров судна*(3) устанавливается исходя из категории риска, определяемой на основании:
оценки наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (охрана человеческой жизни, безопасность мореплавания, защита морской среды от загрязнения с судов, безопасность портовых и судоходных гидротехнических сооружений);
оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований на судне;
оценки вероятности несоблюдения обязательных требований.
Категория риска по каждому судну автоматически рассчитывается системой, используемой для ведения централизованного учета государственного портового контроля (далее - СГПК), функционирование которой организуется Росморречфлотом, на основании параметров судна и результатов предыдущих осмотров судна, занесенных в СГПК лицом, осуществляющим государственный портовый контроль.
Оценка категории риска судна осуществляется в балльной системе.
5. Для оценки категории риска судна, исходя из оценки тяжести потенциальных негативных последствий, возникающих вследствие нарушения обязательных требований, используются следующие параметры:
тип судна (пассажирское; грузовое: навалочное или наливное; сухогруз; газовоз; буксир; вспомогательное; технического флота);
возраст судна.
В зависимости от значений указанных параметров судну начисляются баллы по нижеследующей схеме.
В зависимости от типа судов:
пассажирское судно, газовоз, наливное судно, осуществляющее перевозку опасных грузов, навалочное судно - 2 балла;
В зависимости от возраста:
для судов возрастом от 12 до 39 лет - 1 балл;
для судов возрастом старше 39 лет - 5 баллов.
6. Для оценки вероятности несоблюдения обязательных требований на судне используются следующие критерии:
количество нарушений обязательных требований, выявленных при осмотре судна в течение предыдущих 24 месяцев: за каждое нарушение - 1 балл;
количество отказов в выдаче капитаном морского порта разрешения на выход судна из российского морского порта в течение предыдущих 24 месяцев:
при 1 отказе - 5 баллов;
при 2 отказах - 10 баллов;
при 3 и более отказах - 20 баллов;
количество задержаний в иностранном морском порту в течение предыдущих 24 месяцев:
при одном задержании - 10 баллов;
при двух задержаниях - 20 баллов;
при трех задержаниях - 30 баллов;
отсутствие данных об осмотре судна в СГПК - 70 баллов.
При отсутствии нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам каждого осмотра судна, проведенного в течение предыдущих 24 месяцев, сумма баллов по оценке вероятности несоблюдения указанных требований уменьшается на 5 баллов.
7. Итоговые баллы оценки категории риска судна определяются суммированием баллов, начисленных судну по каждому параметру и критерию.
Установленные на основании расчетных баллов категории риска судна не являются оценкой технического состояния судна.
К судну очень высокой категории риска (далее - ОВКР) относится судно сумма баллов оценки категории рисков которого превышает 100.
К судну высокой категории риска (далее - ВКР) относится судно сумма баллов оценки категории рисков которого находится в пределах от 70 до 100.
К судну стандартной категории риска (далее - СКР) относится судно сумма баллов оценки категории рисков которого находится в пределах от 11 до 69.
К судну малой категории риска (далее - МКР) относится судно сумма баллов оценки категории риска которого менее или равна 10.
8. Осмотр проводится для судов:
имеющих ОВКР - по истечении одного месяца со дня окончания последнего осмотра судна;
имеющих ВКР - по истечении двух месяцев со дня окончания последнего осмотра судна;
имеющих СКР - по истечении шести месяцев со дня окончания проведения последнего осмотра судна;
имеющих МКР - по истечении двенадцати месяцев со дня окончания проведения последнего осмотра судна.
При прочих равных условиях первым осматривается судно, у которого сумма баллов оценок рисков больше.
9. Независимо от положений пункта 8 настоящего порядка осмотр судна проводится в следующих случаях:
1) после аварии или инцидента с участием судна;
2) по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проведения контрольного осмотра судна*(4);
3) на основании информации о нарушениях судном международных договоров Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, предоставленной лоцманом, диспетчером, оператором системы управления движением судов, членом экипажа такого судна, должностным лицом органа государственного контроля (надзора);
4) на основании запроса Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
5) при проведении концентрированной инспекционной кампании, объявленной комитетом Меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе*(5) или Меморандума о взаимопонимании о контроле судов со стороны государства порта в регионе Черного моря*(6) или Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта*(7) (далее - региональные меморандумы).
10. В морских портах Российской Федерации, находящихся в соответствующих регионах, при осмотре судна в дополнение к процедурам, установленным настоящим порядком, применяются процедуры, предусмотренные соответствующими положениями региональных меморандумов, в части не противоречащей настоящему порядку.
11. Осмотр судов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, осуществляется при наличии оснований для проведения такого осмотра, предусмотренных пунктом 8 настоящего порядка.
Информация о назначении осмотров судов является открытой и размещается на официальных сайтах администраций морских портов.
12. Перед проведением осмотра судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, получает в СГПК и (или) в информационной системе соответствующего регионального меморандума данные о судне, которое будет осматривать, и о результатах предыдущих осмотров судна.
13. Осмотр судна лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, производится на судне.
14. По результатам осмотра судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, оформляет в двух экземплярах акт осмотра судна, в котором содержатся следующие сведения:
1) название и реквизиты службы капитана морского порта, в котором производился осмотр судна;
2) наименование судна;
3) порт (место регистрации судна);
4) флаг судна;
5) тип судна;
6) позывной сигнал судна (при наличии);
7) идентификационный номер судна, присвоенный Международной морской организацией (при наличии);
8) наименование судовладельца (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица), судно которого осмотрено, с указанием адреса в пределах места нахождения (для юридического лица) или адреса регистрации по месту жительства (пребывания) (для индивидуального предпринимателя либо физического лица) и номера телефона;
9) дедвейт судна (пассажировместимость) судна;
10) валовая вместимость судна;
11) дата постройки судна / дата закладки киля судна;
12) дата проведения осмотра судна;
13) место проведения осмотра судна;
14) наименование организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна;
15) фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна;
16) список судовых документов с указанием для каждого документа, кем выдан, даты, места выдачи и даты окончания действия;
17) перечень нарушений обязательных требований, обнаруженных во время осмотра судна (при наличии), с указанием нормативных правовых актов, требования которых были нарушены;
18) сведения о необходимости контрольного осмотра судна (при наличии);
19) список действий (при наличии), которые надлежит предпринять судовладельцу;
20) причина отказа в выдаче капитаном морского порта разрешения на выход судна из морского порта (при отказе);
21) дата оформления отказа в выдаче капитаном морского порта разрешения на выход судна из морского порта (при отказе);
22) фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, осуществляющего государственный портовый контроль;
23) дата и место составления акта осмотра судна;
24) адрес и телефон службы капитана морского порта.
Акт осмотра судна в двух экземплярах подписывается лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, и капитаном судна.
15. Перед началом осмотра судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, предъявляет капитану судна или старшему помощнику капитана свое служебное удостоверение.
16. Во время осмотра судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль:
1) производит внешний осмотр;
2) проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 25 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (для российских судов);
3) проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации (для иностранных судов);
4) проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным положением о дипломировании членов экипажей судов, утверждаемым в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (для российских судов) и требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками*(8) (для иностранных судов);
5) проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущего осмотра судна.
17. Если в результате осмотра судна, проведенного в соответствии с пунктом 16 настоящего порядка, нарушения обязательных требований не обнаружены, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, оформляет в соответствии с пунктом 14 настоящего порядка и вручает капитану судна или старшему помощнику капитана один экземпляр акта осмотра судна, в котором указывается информация об отсутствии на судне нарушений обязательных требований.
Другой экземпляр акта осмотра судна остается у лица, осуществляющего государственный портовый контроль.
В случае если в результате осмотра судна нарушения обязательных требований не были выявлены, но имеются сведения о не устраненных нарушениях из предыдущих осмотров судна, то лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, выдается капитану судна или старшему помощнику капитана перечень не устраненных нарушений из предыдущих осмотров судна с отметкой об их устранении.
18. Если в результате осмотра судна, проведенного в соответствии с пунктом 16 настоящего порядка, выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должен провести:
проверку выполнения членами экипажа судна процедур системы управления безопасностью, предусмотренной Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения*(9);
проверку комплектности и исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, включая аварийную сигнализацию судна;
проверку исправности систем радиосвязи и навигационного оборудования судна;
внешний осмотр доступных корпусных конструкций судна;
проверку исправности главных и вспомогательных механизмов;
проверку наличия и исправности оборудования по предотвращению загрязнения морской среды с судов;
проверку исправности грузоподъемных устройств судна (при наличии), наличие на борту информации об остойчивости и непотопляемости судна;
проверку выполнения требований к размещению и креплению груза (при наличии) на судне.
19. Если по результатам осмотра судна выявлены нарушения обязательных требований, лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, оформляет в соответствии с пунктом 14 настоящего порядка и вручает капитану судна или старшему помощнику капитана одни экземпляр акта осмотра судна, в котором указывается информация о выявленных нарушениях обязательных требований.
Другой экземпляр акта осмотра судна остается у лица, осуществляющего государственный портовый контроль.
20. Если по результатам осмотра судна выявлены: непригодность судна к плаванию, нарушения требований к загрузке, снабжению судна, комплектованию экипажа судна или наличия других недостатков судна, создающих угрозу безопасности его плавания, жизни или здоровью находящихся на судне людей либо угрозу причинения ущерба морской среде, несоблюдение требований в области трудовых отношений в морском судоходстве, а также нарушения требований, предъявляемых к судовым документам капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта*(10).
Сведения об отказе капитаном морского порта в выдаче разрешения на выход судна из морского порта вносятся в акт осмотра судна, оформляемого в соответствии с пунктом 14 настоящего порядка.
21. Осмотр судна в рамках концентрированной инспекционной кампании, предусмотренной подпунктом 5 пункта 9 настоящего порядка, осуществляется по перечню вопросов, утвержденному комитетом соответствующего регионального меморандума.
Результаты осмотров судов в рамках концентрированной инспекционной кампании вносятся в СГПК и (или) в информационную систему соответствующего регионального меморандума.
22. Результаты осмотра судна должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в СГПК и (или) в информационную систему соответствующего регионального меморандума в течение 24 часов после завершения осмотра.
23. В случае отказа капитаном морского порта в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, результаты осмотра этого судна должны быть внесены лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в СГПК и (или) в информационную систему соответствующего регионального меморандума в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения осмотра судна.
24. При проведении контрольного осмотра судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, должно убедиться, что нарушения обязательных требований, повлекшие отказ капитана морского порта в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, полностью устранены.
Если нарушения обязательных требований, повлекшие отказ капитана морского порта в выдаче разрешения на выход судна из морского порта устранены, то лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, оформляет в соответствии с пунктом 14 настоящего порядка и вручает капитану судна или старшему помощнику капитана одни экземпляр акта осмотра судна, в котором отсутствуют сведения об отказе капитаном морского порта в выдаче разрешения на выход судна из морского порта.
Другой экземпляр акта осмотра судна остается у лица, осуществляющего государственный портовый контроль.
25. Информация об устранении на судне нарушений обязательных требований вносится лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, в СГПК и (или) в информационную систему соответствующего регионального меморандума в возможно короткий срок, но не позднее 12 часов после завершения осмотра судна.
26. Для судов внутреннего плавания, не имеющих заходов в иностранные порты, учитываются осмотры (проверки), проведенные в соответствии со статьей 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации*(11) и внесенные в информационную систему государственного портового контроля, предусмотренную пунктом 5 статьи 38.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Учет заключается в изменении даты назначения очередного осмотра, определяемой в соответствии с пунктом 8 настоящего порядка.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 1 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2017, N 52, ст. 7923).
*(2) Пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5557; 2021, N 18, ст. 3060).
*(3) Пункты 2 и 3 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
*(4) Пункт 3 статьи 79 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
*(5) Газета "Транспорт России", 2015, N 37.
*(6) Газета "Транспорт России", 2015, N 37.
*(7) Газета "Транспорт России", 2015, N 37.
*(8) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2016, N 0001201607200014; 2020, N 0001202007050002.
*(9) Приложение N 1 к Бюллетеню международных договоров, часть 4, 2011 год.
*(10) В соответствии со статьей 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
*(11) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2018, N 1, ст. 34.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.