Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в Порядок внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2020 г. N 10н"
(от 29.10.2021 г. N 37708-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минфина России "О внесении изменений в Порядок внесения изменений в акт государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 3 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2020 г. N 10н" (далее соответственно - проект акта, Порядок, акт государственного контроля, приказ N 10н), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан в инициативном порядке.
Проектом акта, в частности, предлагается установить запрет на внесение изменений в акт государственного контроля, касающихся изменений массы сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов, в чистоте, контрактной стоимости, помещенных под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, реэкспорта и временного вывоза, а также в определенных случаях запретить возможность не однократного внесения изменений в акт государственного контроля.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 25 августа по 14 сентября 2021 года посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/119607 (ID проекта: 02/08/08-21/00119607).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации "Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления" (Русслом.Ком) и ООО "УК Полюс".
Замечания и предложения указанных экспертов были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация об их учете или о причинах отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 5 по 12 октября 2021 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации "Гильдия ювелиров России", ОАО "Красцветмет", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Ассоциации "Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления" (Русслом.Ком), ООО "УК Полюс", АО "Приокский завод цветных металлов".
АО "Русская медная компания" сообщило об отсутствии замечаний и предложений по указанным документам.
Неучтенные замечания и предложения указанных выше экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть их на предмет возможности учета в проекте акта.
По результатам рассмотрения представленных проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется следующее замечание.
Пунктом 5 проекта изменений, которые вносятся в приказ N 10н, предлагается установить запрет на внесение изменений в акт государственного контроля в отношении массы сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов, в чистоте, контрактной стоимости, помещенных под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, реэкспорта и временного вывоза.
Кроме того, предлагается исключить возможность неоднократного внесения изменений в акт государственного контроля касающихся изменения массы драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов в чистоте, и контрактной стоимости в случаях, предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 Порядка.
При этом считаем необходимым отметить, что в отношении указанных изменений разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных материалах не приведены убедительные обоснования (доводы) о необходимости (целесообразности) их внесения, основанные на анализе имеющихся случаев возникновения негативных эффектов правового применения положений действующей в настоящее время редакции Порядка.
Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии со статьей 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно - ТК ЕАЭС, ЕАЭС) по мотивированному обращению декларанта с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) как до выпуска товаров, так и после выпуска в соответствии с Порядком совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, в качестве которой использовались транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, до выпуска товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2021 г. N 263. Количество таких обращений не ограничено, также как и виды таможенных процедур, по которым вносятся изменения в декларации.
Также в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений, в том числе и мер нетарифного регулирования, в случаях и порядке, определенных Евразийской экономической Комиссией или законодательством государств-членов.
Учитывая, что в отношении драгоценных металлов Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение Коллегии N 30) установлена мера нетарифного регулирования в виде административной процедуры государственного контроля при ввозе и вывозе, таможенные органы обязаны проверять соблюдение мер нетарифного регулирования. Соответственно, осуществить корректировку декларации на товары возможно только при внесении изменений в соответствующий акт государственного контроля. Так, например, при назначении таможенным органом экспертизы по содержанию драгоценных металлов до выпуска товаров, может потребоваться внесение изменений в декларацию на товары и в акт государственного контроля.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 10 пункта 6 Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199 (далее - Инструкция), в графе 10 "Стоимость" заявления на выдачу лицензии указывается стоимость товара в валюте контракта (договора). При отсутствии в контракте (договоре) и приложениях (дополнениях) к нему сведений, позволяющих указать в заявлении точную стоимость товара, стоимость указывается ориентировочно.
В акте государственного контроля, форма которого установлена приложением N 1 к Положению о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденному Решением Коллегии N30 (далее - Положение), указывается контрактная стоимость товара в валюте по контракту.
На практике при экспорте таких товаров, как отходы и лом драгоценных металлов и руды, концентраты драгоценных металлов невозможно при заключении внешнеторгового контракта (договора) точно определить объем драгоценных металлов, который будет извлечен по результатам аффинажа.
Более того, все подготавливаемые на данном этапе документы базируются на протоколе испытаний на экспортируемую партию сырьевых товаров, выданном испытательной лабораторией (центром). При этом итоговый объем драгоценных металлов, извлеченных аффинажной организацией из экспортированного товара, будет расходиться с данными, содержащимися в указанном протоколе испытаний, в связи с невозможностью извлечь 100% драгоценных металлов из сырья, производственными потерями, погрешностями при проведении исследований и прочими факторами.
Поскольку фактический объем драгоценных металлов, извлеченных из экспортируемого сырья, определяется по данным иностранной аффинажной организации, то и окончательная стоимость контракта (договора) также определяется исходя из этих данных. Соответственно, окончательная стоимость контракта может существенно отличаться от ранее установленной его ориентировочной стоимости, заявленной в декларации на товары, лицензии на экспорт и акте государственного контроля.
Таким образом, предлагаемые разработчиком изменения могут повлечь риски привлечения к установленным мерам административной ответственности, в том числе и за нарушение законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Так, согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми контрактами (договорами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров за переданные нерезидентам товары.
В этой связи экспортер, являющийся резидентом Российской Федерации, обязан обеспечить получение от нерезидента оплату в соответствии с уточненными условиями контракта (договора). В случае если экспортер не обеспечит получение оплаты от нерезидента в соответствии с указанным контрактом (договором), могут возникнуть риски его привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в некоторых случаях и к уголовной ответственности, установленной статьей 193 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Изменение стоимости товара (размера оплаты), подлежащей репатриации в Российской Федерации, влечет необходимость корректировки декларации на товары.
Для внесения изменений (дополнений) в декларацию на товары после выпуска товаров декларантом представляются соответствующее обращение, корректирующая декларация на товары и документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в ранее представленную декларацию на товары (в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - декларация таможенной стоимости, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату).
Поскольку помещение товара под таможенную процедуру экспорта в обязательном порядке требует приложения акта государственного контроля*(1), то и корректировка декларации на товар также требует предоставления скорректированного акта государственного контроля*(2). В противном случае у таможенного органа будут отсутствовать достаточные правовые основания для принятия изменений, заявляемых экспортером.
Несоответствие окончательной стоимости товара (определенной во контракте (договоре) и подлежащей репатриации) и предварительной стоимости (указанной в акте государственного контроля и декларации на товар исходя из ориентировочного объема драгоценных металлов подлежащего корректировке по данным аффинажа) также может служить поводом для привлечения экспортера к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по мнению участников дополнительных публичных консультаций, установление запрета на внесение изменений в акт государственного контроля, касающихся изменений массы сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и (или) содержания в них драгоценных металлов, в чистоте, контрактной стоимости, помещенных под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории, реэкспорта и временного вывоза, а также установления условия однократности внесения изменений в акт государственного контроля, вводят избыточные, необоснованные ограничения и обязанности, экономически не обоснованы, а также могут привести к рискам расторжения внешнеэкономических контрактов, к увеличению финансовых затрат, а в некоторых случаях к возникновению убытков.
Учитывая изложенное, считаем, что проект акта в этой части нуждается в существенной доработке.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- о достаточном обосновании решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 5 Положения, утвержденного Решением Коллегии N 30.
*(2) Пункт 12 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товар, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.