Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме"
(от 15.10.2021 г. N 35495-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минприроды России "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка об использовании лесов в электронной форме" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 24 мая по11 июня 2021 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/05-21/00116218).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан в соответствии с частью 4 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) в редакции Федерального закона от 4 февраля 2021 г. N 3-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 3-ФЗ).
При этом статьей частью 4 статьи 49 Лесного кодекса предусмотрено, что перечень информации, включаемой в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
По результатам рассмотрения проект акта рабочей группой от экспертного и делового сообщества по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере лесного хозяйства было принято решение о необходимости его доработки с учетом замечаний (протокол от 14 сентября 2021 г. N 11-РГПС/оч).
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 27 сентября по 1 октября 2021 года.
В рамках проведенных публичных консультаций в адрес Минэкономразвития России поступили позиции АО "ХК "Сибцем", ПАО "Сургутнефтегаз", СРО Ассоциации "Объединение генподрядчиков в строительстве", ПАО "РуссНефть", ПАО "Россети", ПАО "Транснефть", содержащие замечания и предложения в отношении проекта акта. Замечания участников публичных консультаций были учтены при подготовке настоящего заключения, неучтенные замечания и предложения отражены в приложении к настоящему заключению.
С учетом информации, представленной разработчиком и участниками публичных консультаций по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на следующие замечания.
1. Проект акта не соответствует статье 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях), поскольку устанавливает в качестве срока вступления в силу 1 марта 2021 года.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об обязательных требованиях положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
Разработчику необходимо привести проект акта в соответствие с Законом об обязательных требованиях.
2. Проект акта не синхронизирован с иными проектируемыми положениями, содержащимися в проекте постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 1301 от 3 декабря 2014 года "Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней" (далее - проект акта N 2).
В соответствии с пунктами 6 и 13 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса в редакции Закона N 3-ФЗ В единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней содержится документированная информация:
- об отчетах об использовании лесов (наименование лица, представившего отчет об использовании лесов, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; номер и дата договора аренды, иного документа, на основании которых представляется отчет об использовании лесов, объем, видовой (породный) и сортиментный состав древесины, местоположение лесных участков);
- о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.
В соответствии частью 6 статьи 50.6 Лесного кодекса в редакции Закона N 3-ФЗ информация в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней представляется как органами государственной власти, так и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В этой связи может быть сделан вывод о том, что:
во-первых, перечень данных, запрашиваемых у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не должен отличаться от перечня данных, размещаемых в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. В противном случае будут нарушаться принципы законности и обоснованности обязательных требований (статьи 4, 5 и 6 Закона об обязательных требованиях);
во-вторых, нормативный правовой акт более низкой юридической силы (ведомственный акт) будет иначе регулировать ту же сферу общественных отношений, которые регулируются нормативным правовым акт более высокой юридической силы (постановление Правительства Российской Федерации). В этом случае будет нарушаться принцип правовой определенности и системности (статьи 4 и 7 Закона об обязательных требованиях).
Между тем пунктом 3 Приложения N 1 к проекту акта установлено, что отчет об использовании лесов должен включать информацию о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.
Также Приложение N 2 к проекту акта содержит форму отчета об использовании лесов, включающую раздел "Информация о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при выполнении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины".
Таким образом, рассматриваемый проект акта устанавливает обязанность представлять в отчете об использовании лесов информацию о типе, марке, модели, номере государственной регистрации машины, о наименовании (фамилии, имени, отчестве) собственника машины, включая его ИНН, а также о номере лесосеки, на которой такие машины использовались.
При этом проект акта N 2 также содержит форму представления информации о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины в единую государственную автоматизированную систему учета древесины и сделок с ней.
Проектом акта N 2 в указанной форме предлагается отражать информацию о владельцах техники (для юридических лиц: наименование организации или филиала, ОГРН, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, ИНН и место нахождения; для физических лиц: фамилия, имя, отчество, удостоверяющий личность документ, ОГРНИП, ИНН).
Таким образом, оба проекта устанавливают форму и содержание информации о таких машинах. Разработчику необходимо обосновать дублирование указанной информации в нескольких проектах нормативных правовых актов.
Кроме того, необходимо обратить внимание на отсутствие в Приложении N 2 каких-либо сведений об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины.
Разработчику необходимо доработать указанные проекты актов в целях синхронизации норм проектов актов.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о несоответствии Закону об обязательных требованиях;
об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно предлагаем разработчику рассмотреть вопрос о возможности замены ссылки на постановление Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" (далее - Постановление N 697), которая содержится в пункте 2 Приложения N 4 к проекту акта, ссылкой на приказ Минкомсвязи России от 23 июня 2015 г. N 210 "Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
Поскольку Приложение N 4 к проекту акта устанавливает требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме, целесообразно их перечисление в самом Приложении N 4 к проекту акта или установление ссылки на иной нормативный правовой акт, непосредственно содержащий такие требования.
При этом Постановление N 697 таких требований не содержит, определяя Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ответственным за установление технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Приложение на 4 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России
"Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов,
формы и порядка об использовании лесов в электронной форме"
СВОДКА ЗАМЕЧАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
поступивших по результатам публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия
В ходе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект приказа Минприроды России ""Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка об использовании лесов в электронной форме" (далее -проект акта) Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, в период с 27 сентября по 1 октября 2021 г. проведены дополнительные публичные консультации с представителями предпринимательского сообщества, по результатам которых в отношении проекта акта получены замечания и предложения СРО Ассоциации "Объединение генподрядчиков в строительстве", ПАО "РуссНефть", ПАО "Сургутнефтегаз", АО "ХК "Сибцем", ПАО "Россети", ПАО "Транснефть", содержащие замечания и предложения в отношении проекта акта.
N п/п |
Структурная единица проекта/отчета |
Содержание замечания/предложения по проекту/отчету |
1. |
Приложение N 3 к проекту акта |
ПАО "Россети" В пункте 1 приложения N 3 к приказу "Об утверждении перечня информации, включаемой в отчет об использовании лесов, формы и порядка представления отчета об использовании лесов, а также требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме" отражено "Отчет об использовании лесов представляется гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в электронной форме и подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью". Вместе с тем в настоящее время в рамках портала ЕГПУ (Госуслуги) технически не реализован механизм подачи лесной документации в электронной форме от филиалов организаций, что существенно затрудняет подачу документов в установленные сроки. В связи с изложенным считаем целесообразным в проекте рассматриваемого акта, а также в федеральном законодательстве предусмотреть переходный период для целей технической доработки ЕГПУ, на время которого будет разрешена подача лесной документации как в электронной, так и в бумажной форме. |
2. |
|
СРО Ассоциации "Объединение генподрядчиков в строительстве" Разделы 1,3,4 приложения N 2 "Форма отчета об использовании лесов" проекта акта предполагают представление информации, связанной с заготовкой древесины (объемы, сортимент, используемые машины). Раздел 2 данного приложения нацелен представлять отчет на использование лесов в целях, не связанных с заготовкой древесины, включая отчет о видах и объемах иных заготавливаемых лесных ресурсов (мох, дикорастущие плоды, ягоды, грибы, семена и пр.). при этом отсутствует однозначность - по каким показателям должны представляться отчеты по таким видам использования лесов, как ведение сельского хозяйства, осуществление религиозной деятельности, иным видам использования лесов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (леса, расположенные на землях, не относящиеся к землям лесного фонда). Также пункте 3 проекта приказа некорректно указана дата вступления приказа в силу |
3. |
|
ПАО "РуссНефть" В пункте 4 Формы отчета об использовании лесов (Приложение 2 к приказу Минприроды России) - информация о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений - исключить для заполнения юридическими лицами. |
4. |
|
АО "ХК "Сибцем" Согласно пункту 3 Приложения N 1 к проекту акта отчет должен включать информацию о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины. Информацию, требование к указанию которой указано выше, необходимо представлять в главе 4 Приложения N 2 к проекту акта, наименование которой изложено следующим образом "Информация о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при выполнении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины". Наименование главы 4 Приложения N 2 к проекту акта в настоящей редакции влечен за собой требование указывать информацию только о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, что противоречит требованию пункта 3 Приложения N 1 к проекту акта. В целях предотвращения появления разногласий сторон и недопонимания на этапе формирования отчета об использовании лесов у лиц, обязанных его предоставлять, считаем целесообразным наименование главы 4 Приложения N 2 к проекту акта изложить в следующей редакции "Информация о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений и используемых лицом, осуществляющим использование лесов, при осуществлении мероприятий по сохранению лесов и при заготовке древесины, и об автотранспортных средствах, осуществляющих транспортировку древесины". |
5. |
|
ПАО "Сургутнефтегаз" В пункте 2 требований к формату отчета об использовании лесов в электронной форме (Приложение 4 к проекту акта) ссылку на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г N 697 заменить ссылкой на приказ Минкомсвязи России от 23 июня 2015 г. N 210 "О утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия". |
6. |
|
ПАО "Сургутнефтегаз" Пункт 2 Порядка представления отчета об использовании лесов (приложение 3 к проекту акта) дополнить предложением следующего содержания: "В случаях использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов без осуществления рубки лесных насаждений отчёт представляется не позднее 10 календарных дней с даты окончания срока использования лесов, определенного договором аренды лесного участка, с нарастающим итогом с начала использования лесов". Данное приложение направлено на сокращение административных барьеров. при использовании лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и эксплуатации линейных объектов без осуществления рубки лесных насаждений из года в год отчеты об использовании лесов подаются в неизменном виде и фактически не содержат какую-либо значимую информацию. |
7. |
|
ПАО "Сургутнефтегаз" В приложении N 1 к проекту акта пункт 3 необходимо исключить, поскольку использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и лесной декларацией. В данных документах отсутствует информация о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений. Кроме того, данная информация не относится к фактическим объемам осуществляемого использования лесов. В связи с этим включение указанных сведений в отчет об использовании лесов необоснованно. Соответственно, 4 раздел Формы отчета об использовании лесов (приложение 2 к проекту акта) следует исключить. При этом отмечаем, что включение в информацию о машинах, предназначенных для рубки лесных насаждений, номеров государственной регистрации машины, информации о собственниках машины с указанием паспортных данных физических лиц является избыточным. Полагаем, что сведения о транспортных средствах должны содержаться в форме сопроводительного документа на транспортировку древесины, утвержденной постановлением правительства российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 1696 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины", которая и будет служить основанием для внесения информации о транспортных средствах в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, установленной пунктом 13 части 9 статьи 50.6 Лесного кодекса российской Федерации. |
8. |
Пункт 3 проекта акта |
ПАО "Трнаснефть" Обращаем внимание, что в пункте 3 проекта акта допущена техническая ошибка, предусматривающая применение содержащихся в нем положений с 1 марта 2021 года, что противоречит части 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2021 года N 247-ФЗ "Об обязательны требованиях в Российской Федерации". Согласно которой нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта. С учетом изложенного, полагаем внести в пункт 3 проекта акта изменения, установив дату начала его действия с 1 марта 2022 года. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.