Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Росреестром 12.11.2021 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 1, ст. 51; N 18, 2495; N 23, ст. 3296; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4198, 4237, 4248, 4284, 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766, 4767, 4771, 4796, 4829; N 48, ст. 7052; 2018, N 1, ст. 70, 90, 91; N 10, ст. 1437; N 15, ст. 2031; N 27, ст. 3954; N 28, ст. 4139; N 32, ст. 5115, 5131, 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8404, 8464; 2019, N 18, ст. 2200; N 25, ст. 3170; N 26, ст. 3317, 3319; N 29, ст. 3861; N 30, ст. 4140, 4150, 4156; N 31, ст. 4426, 4445; N 52, ст. 7798; 2020, N 22, ст. 3383, 3384; N 29, ст. 4512; N 31, ст. 5028; N 50, ст. 8049; N 52, ст. 8591, 8593; 2021, N 1, ст. 33, 44, 57) следующие изменения:
1) в статье 18:
а) в пункте 1 части 1 слова ", посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление)" исключить;
б) части 3, 12 признать утратившими силу;
в) часть 13 изложить в следующей редакции:
"13. При получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе многофункциональный центр:
1) удостоверяет личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, или его представителя, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
2) визуально без использования технических средств определяет, что представленные заявителем на бумажном носителе в качестве оригиналов документы не являются изготовленными с использованием копировально-множительной и иной техники копиями, не исполнены карандашом, не имеют подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений, повреждений, которые не позволяют прочитать текст документов и однозначно истолковать их содержание;
3) в случае представления заявителем копий документов делает на них отметку о том, что представленные заявителем на бумажном носителе документы являются копиями;
4) преобразовывает заявление и документы, представленные заявителем на бумажном носителе, путем сканирования в электронные образы таких документов и заверяет электронные образы документов усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица многофункционального центра;
5) проставляет на представленных заявителем на бумажном носителе документах отметку о создании электронных образов таких документов, форма и порядок проставления которой утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление мониторинга деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
6) передает в орган регистрации прав созданные в соответствии с настоящей частью электронные образы документов, документы, представленные заявителем в форме электронных документов, закладную, представленную заявителем в форме документа на бумажном носителе, а также электронный образ выдаваемой заявителю описи (иного документа) принятых документов.
Требования к электронным образам документов, создаваемым многофункциональным центром в соответствии с настоящей частью, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Порядок хранения многофункциональными центрами представленных заявителем в орган регистрации прав документов на бумажном носителе после их преобразования в соответствии с настоящей частью в форму электронных образов документов определяется соглашением о взаимодействии, заключенным между многофункциональными центрами и органом регистрации прав в установленном Правительством Российской Федерации порядке.";
г) дополнить частями 13.1, 13.2 следующего содержания:
"13.1. В случае представления документов с целью осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на бумажном носителе в федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, в том числе посредством выездного приема, действия, указанные в части 13 настоящей статьи, осуществляются должностным лицом такого учреждения.
13.2. Электронные образы документов, созданные в соответствии с частями 13, 13.1 настоящей статьи, имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе.
д) часть 15 изложить в следующей редакции:
"15. В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, в случаях если:
1) не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, истек срок действия документа, удостоверяющего личность заявителя, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность;
2) визуально, без использования технических средств выявлено, что представленные заявителем на бумажном носителе документы исполнены карандашом, имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, повреждения, которые не позволяют прочитать текст документов и однозначно истолковать их содержание.".
е) в пункте 2 части 17 слова "посредством почтового отправления или" исключить;
2) пункт 6 части 1 статьи 26 изложить в следующей редакции:
"6) представленные (поступившие) документы являются подложными, что установлено судом, или информация о чем содержится в поступившем в орган регистрации прав от правоохранительного органа, судебного пристава-исполнителя, имеющих в производстве уголовные дела, связанные с объектом недвижимого имущества и (или) их правообладателем, правообладателя объекта недвижимости, а также от органа, осуществляющего в установленном федеральным законом порядке оперативно-розыскную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", документе, или сведения, содержащиеся в них, недостоверны;";
3) части 1, 2 статьи 28 изложить в следующей редакции:
"1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменение ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
2. Форма выписки, указанной в части 1 настоящей статьи, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.";
4) в статье 29:
а) пункт 1 части 1 дополнить словами ", если такие документы представляются в орган регистрации прав посредством выездного приема, осуществляемого федеральным государственным бюджетным учреждением, указанным в статье 3.1 настоящего Федерального закона, или посредством отправления в электронной форме";
б) в части 18 слова "возникновения или перехода прав на недвижимое имущество, может быть выдана" заменить словами ", а также предусмотренные настоящим Федеральным законом уведомления выдаются";
5) в части 3 статьи 36.2 слова "или почтового отправления" исключить, слова "частями 2 и 3" заменить словами "частью 2", слова ", пунктами 1 и 4 части 12" исключить;
6) в части 3 статьи 66 после слов "ничтожной сделки" дополнить словами ", на основании созданных и переданных в орган регистрации прав многофункциональным центром электронных образов документов, в случае нарушения таким многофункциональным центром требований, установленных частями 13, 15 статьи 18 настоящего Федерального закона";
7) статью 67 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. Государственный регистратор прав не несет ответственность за государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществленные им на основании переданных в орган регистрации прав многофункциональным центром электронных образов документов, в случае нарушения таким многофункциональным центром требований, установленных частями 13, 15 статьи 18 настоящего Федерального закона.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, 6961, 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; 2015, N 1, ст. 72; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4293, 4294; N 52, ст. 7482; 2017, N 1, ст. 12; N 50, ст. 7555; 2018, N 1, ст. 63; N 9, ст. 1283; N 17, ст. 2427; N 18, ст. 2557; N 24, ст. 3413; N 27, ст. 3954; N 30, ст. 4539; N 31, ст. 4858; 2019, N 14, ст. 1461; N 29, ст. 3851; N 52, ст. 7790; 2020, N 9, ст. 1127; N 31, ст. 5027) следующие изменения:
1) в статье 16:
часть 5 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) в случае, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", за соответствие преобразованных посредством сканирования электронных документов документам, представленным заявителями в форме документов на бумажном носителе, установление личности заявителя.";
2) дополнить частями 8, 9 следующего содержания:
"8. Многофункциональный центр не несет ответственности за умышленно совершенные действия и (или) бездействия заявителя и (или) иных лиц, повлекшие преобразование в электронную форму подложных или фальсифицированных документов, представленных заявителем на бумажном носителе.
9. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения многофункциональными центрами или их работниками полномочий, установленных действующим законодательством, возмещаются в порядке, установленном гражданским законодательством.".
Статья 3
Второе предложение части 6 статьи 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; 2010, N 25, ст. 3070; 2012, N 29, ст. 3998; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 27, ст. 4237; 2017, N 31, ст. 4767; 2018, N 28, ст. 4139; N 53, ст. 8404; 2019, N 26, ст. 3317; 2020, N 29, ст. 4512; 2021, N 1, ст. 33) изложить в следующей редакции: "В таком случае застройщик после государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства обязан передать собственнику выданную в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" выписку из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющую проведенную государственную регистрацию права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства.".
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент |
В.Путин |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М. Ш. Хуснуллина от 30 августа 2021 г. N МХ-П11-11966 о проработке вопроса о безбумажном документообороте между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры) и Росреестром.
Законопроектом предлагается детализировать отношения между многофункциональными центрами и Росреестром, связанные с приемом документов с целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в частности переводом принятых документов в бумажном виде в электронную форму.
В рамках реализации указанной выше цели Законопроектом предусмотрено возложение функции по переводу представляемых на бумажных носителях документов в форму электронных документов, заверению их усиленной квалифицированной электронной подписью на уполномоченных работников многофункциональных центров и направление в территориальные органы Росреестра только таких электронных документов.
В соответствии с действующим законодательством между Росреестром и многофункциональными центрами в рамках государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав осуществляется значительный бумажный документооборот, что также отражается на сроках оказания этой услуги.
Законопроект направлен на сокращение сроков осуществления учетно-регистрационных действий, расходов на транспортировку документов между многофункциональными центрами и органами регистрации прав, хранение возвращенных из многофункциональных центров не полученных заявителями документов.
Предлагаемое регулирование позволит оптимизировать процесс осуществления государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, исключив необходимость перемещения документов на бумажном носителе, что особенно важно для некоторых субъектов Российской Федерации, учитывая логистические особенности в них (большие расстояния между населенными пунктами, плохая транспортная доступность отдельных районов, как, например, в Красноярском крае, Республике Саха (Якутия).
Переход на безбумажный документооборот между многофункциональными центрами и Росреестром позволит сократить финансовые издержки регионов на доставку документов, существенно снизить сроки предоставления услуги, повысить уровень удовлетворенности граждан.
В Законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие соответствующего Федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Для реализации федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребуется дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Законопроектом предусматривается возложение на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) функции по переводу представляемых на бумажных носителях заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форму электронных документов, заверению их усиленной квалифицированной электронной подписью на уполномоченных работников МФЦ и направление в территориальные органы Росреестра только электронных документов.
По данным Минэкономразвития России переход на безбумажный документооборот между многофункциональными центрами и Росреестром позволит сократить финансовые издержки регионов на доставку документов более чем на 500 млн рублей в год, существенно снизить сроки предоставления услуги, повысить уровень удовлетворенности граждан.
В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению в том числе доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ по нормативу 50 процентов.
Таким образом, расходы субъектов Российской Федерации, связанные с реализацией МФЦ вышеуказанной обязанности, будут покрываться доходами, поступающими в бюджеты субъектов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, а также за счет экономии средств на доставку документов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки".
2. Приказ Росреестра от 19.08.2020 N П/0310 "Об утверждении отдельных форм заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, требований к их заполнению, к формату таких заявлений и представляемых документов в электронной форме".
3. Приказ Росреестра от 30.12.2020 N П/0509 "Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости".
4. Приказ Росреестра от 23.06.2020 N П/0210 "Об утверждении форм заявлений о выдаче документарной закладной или электронной закладной, о внесении изменений в документарную закладную или электронную закладную, о погашении регистрационной записи об ипотеке, требований к их заполнению, требований к формату таких заявлений и представляемых с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке документов в электронной форме".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.