Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации"
(подготовлен Минпросвещения России 22.11.2021 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 1 марта 2020 г. N Пр-355 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку 5 ноября 2019 года, а также поручения Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N ТГ-П8-9092 и Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон Российской Федерации N 1-ФКЗ).
С принятием Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) завершено правовое оформление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.
Проект федерального закона предусматривает совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, государственными и муниципальными служащими, гражданами Российской Федерации норм и правил современного русского литературного языка.
Проект федерального закона подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным.
В соответствии с законопроектом Правительство Российской Федерации определяет порядок формирования и утверждения списка словарей, грамматик и справочников, фиксирующих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации в сферах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона вводится новая статья 41 Федерального закона N 53-ФЗ, определяющая необходимость применения государственного языка Российской Федерации, а также создания надлежащих условий для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка в системе государственного управления.
Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить реализацию социально значимых положений Конституции Российской Федерации в области русского языка, введенных Законом Российской Федерации N 1-ФКЗ, повысить общий уровень грамотности граждан, корректность использования государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими, обеспечить контроль за качеством подготовки "единого корпуса" грамматик, словарей, справочников, а также соблюдение всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка.
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе в части уточнения состава квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской и муниципальной службы.
В частности, предлагается в качестве базовых квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской и муниципальной службы закрепить требование в том числе к знанию государственного языка Российской Федерации.
Наличие в составе проектируемых положений федерального закона квалификационных требований к профессиональным качествам согласуется с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 397 "Об утверждении единой методики проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов", положениями которого утвержден перечень профессиональных и личностных качеств государственных гражданских служащих, а также рекомендуемые методы их оценки.
Иные положения, касающиеся внесения изменений в состав квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы, корреспондируют с подготовленной во исполнение абзаца четвертого пункта 2 плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 гг., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2019 г. N 1646-р, редакцией проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу одновременной подготовки проектов указанных изменений в законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе представляется целесообразным применять единые подходы и формулировки в целях исключения дублирования и множественных изменений положений федерального законодательства.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации. Кроме того, принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.