Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям продукции деревообработки Дальневосточного федерального округа в целях компенсации части затрат на приобретение лесопильного оборудования, комплексов по сушке древесины и оборудования по производству биотоплива"
(подготовлен Минвостокразвития России 28.12.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета производителям продукции деревообработки Дальневосточного федерального округа в целях компенсации части затрат на приобретение лесопильного оборудования, комплексов по сушке древесины и оборудования по производству биотоплива" разработан в целях исполнения абзаца 4 подпункта "г" пункта 1 перечня поручений по итогам встречи Президента Российской Федерации с модераторами ключевых сессий Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16 октября 2021 г. N Пр-1969 в части разработки дополнительных мер, направленных на поддержку создания производственной и логистической инфраструктур, необходимых для переработки на территории Дальневосточного федерального округа низкосортной древесины, в том числе производства и экспорта пеллет.
В рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса от 6 ноября 2020 г. N ПР-1816 (подпункт "ж" пункта 2) и Плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко 1 октября 2020 г. N 9282п-П11 (пункт 17 раздела I) с 1 января 2022 года вводятся ограничения по экспорту необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. N 1225 "Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации товаров, классифицируемых в товарной позиции 4403 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 521" устанавливается, что убытие с территории Российской Федерации товаров, классифицируемых в позициях 4403 11 000, 4403 12 000 1, 4403 12 000 2, 4403 12 000 3, 4403 21, 4403 22, 4403 23, 4403 24, 4403 25, 4403 26 000 0, 4403 91, 4403 93, 4403 94 000 0 и 4403 99 000 1 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕЭАС), возможно только из 2 железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: 1 пункт на границе с Северной Кореей "Хасан" и 1 пункт на границе с Финляндией "Люття".
Таким образом, экспорт необработанных лесоматериалов указанных позиций ТН ВЭД ЕЭАС с 1 января 2022 года будет нерентабельным.
По данным Дальневосточного таможенного управления объём экспорта необработанной древесины, участниками внешеэкономической деятельности зарегистрированными на территории ДФО за 2020 год, в общем объёме экспорта лесоматериалов составил 56 %, за 9 месяцев 2021 года - 51 %.
По большей части на экспорт в необработанном виде направляется низкосортная древесина, для переработки которой на Дальнем Востоке отсутствуют производственные мощности.
Учитывая специфику лесов Дальнего Востока, по информации крупнейших на Дальнем Востоке лесопромышленных компаний (РФП Групп, Терней лес) от 30 до 50% заготовленного леса является низкосортным.
В отличии от других регионов страны в индустрии лесной промышленности Дальнего Востока отсутствует утилизаторы низкокачественной древесины (целлюлозно-бумажное производство), а их строительство займет как минимум несколько лет. В связи с чем, низкокачественная древесина, предприятиями экспортировалась в рамках тарифных квот. Полученная прибыль направлялась на погашение кредитных обязательств и развитие лесоперерабатывающих мощностей.
В связи с вводимыми ограничениями на экспорт необработанных лесоматериалов и необходимости переориентации отрасли от сырьевой модели экспорта лесоматериалов к переработке всего объема заготавливаемой древесины требуется приобретение дополнительного лесопильного оборудования, комплексов по сушке древесины и оборудования по производству биотоплива.
В связи с тяжелым финансовым положением субъектов отрасли для многих лесоперерабатывающих предприятий осуществление расходов на создание дополнительных мощностей по переработке низкосортной древесины и строительству сушильных комплексов в настоящее время является не выполнимой задачей.
В целях недопущения социальной напряженности в макрорегионе, сохранения действующих лесоперерабатывающих мощностей и их дальнейшего развития предлагается субсидировать из федерального бюджета до 50 процентов суммы на приобретение, доставку и монтаж лесопильного оборудования, комплексов по сушке древесины и оборудования по производству биотоплива при условии, что лесоперерабатывающие компании увеличат переработку низкосортной древесины и обеспечат сохранение (либо увеличение) фактической численности рабочих мест на предприятии с уровнем заработной платы не ниже среднестатистической по отрасли в регионе.
По состоянию на 01.11.2021 года о готовности приобретения и ввода в эксплуатацию дополнительного лесоперерабатывающего оборудования (при условии субсидирования части затрат) представили информацию 38 предприятий на общую стоимость оборудования 16 940,34 млн. руб., в том числе:
- Хабаровский край: 21 предприятие, 15 738,8 млн руб.;
- Приморский край: 4 предприятия, 810,36 млн руб.;
- Амурская область: 13 предприятий, 391,18 млн руб.
Таким образом, для реализации проекта постановления при субсидировании 50 процентов от общей суммы затрат, необходимый объем субсидии может составить до 8,5 млрд рублей.
Принятие проекта постановления позволит увеличить объем производства пиломатериалов и продукции биотоплива, увеличить объем налогов, сборов, страховых взносов, уплачиваемых предприятиями лесной отрасли в бюджетную систему Российской Федерации, сохранить или увеличить количество рабочих мест в лесопромышленном комплексе Дальнего Востока.
Реализация механизма предлагается в течении 2-х лет после принятия проекта постановления, без дальнейшей пролонгации, в целях обеспечения плавного перехода от сырьевой модели экспорта лесоматериалов к переработке всего объема заготавливаемой на территории Дальневосточного федерального округа древесины на территории Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления не повлечет изменения доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). Проект постановления не содержит норм, касающихся соответствующего вида государственного контроля (надзора), вида разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Проект постановления не будет оказывать влияния на достижение целей и задач, предусмотренных государственными программами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.