Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 123 21 и 123 22 части первой и статью 1370 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 27.01.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 123 21 и 123 22 части первой и статью 1370 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Законопроект) разработан в соответствии с пунктом 7 плана-графика ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Интеллектуальная собственность", утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2020 г. N 2027-р, в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации N 2360-р от 25 августа 2021 г., в части установления возможности передачи автору исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (далее - РИД) созданные государственными научными организациями и образовательными организациями высшего образования за счет средств бюджета, на безвозмездной основе.
Для бюджетных научных и образовательных учреждений характерно создание таких объектов интеллектуальных прав как программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Вследствие этого, названные объекты интеллектуальной собственности поименованы в закрытом перечне результатов интеллектуальной собственности, право пользования которыми в силу пункта 3.1 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) могут становиться вкладами бюджетного научного или образовательного учреждения при создании ими инновационных предприятий в форме хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств в целях практического применения (внедрения) этих результатов.
Одной из основных проблем, препятствующих коммерциализации упомянутых объектов интеллектуальной собственности, признается отсутствие достаточной правовой определенности в части того, могут ли исключительные права на обозначенные РИД принадлежать бюджетным научным и образовательным учреждениям, в которых созданы эти результаты, либо правообладателем всегда становится государство. Эта проблема возникла в силу следующего.
По общему правилу у бюджетного учреждения все имущество находится на праве оперативного управления (пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 1 и 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Собственником этого имущества является учредитель бюджетного учреждения (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование), и распорядиться этим имуществом бюджетное учреждение может лишь с согласия собственника имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
При этом несмотря на то, что РИД подпадают под легальное понятие "имущество", открытый перечень которого содержится в статье 128 ГК РФ, действующее законодательство не предусматривает возможность для субъектов права обладать интеллектуальной собственностью на праве оперативного управления. Вследствие сказанного обнаруживается правовая неопределенность в части того, может ли бюджетное учреждение выступать в качестве правообладателя объектов интеллектуальной собственности и, соответственно, распоряжаться исключительными правами на эти объекты.
Действующее законодательство закрепляет правила определения правообладателя РИД, создаваемых при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Так, по общему правилу права на получение патента и исключительное право на РИД, созданные по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежат исполнителю - лицу, выполняющему этот контракт, в то же время обозначенные права могут принадлежать Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик) либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, если стороны согласовали такое условие в связывающем их контракте (пункт 1 статьи 1298, пункт 1 статьи 1373 ГК РФ). В последнем случае - если государственным или муниципальным контрактом предусмотрена передача права на получение патента или исключительного права на РИД Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию -исполнитель должен заключить со своими работниками, непосредственно создавшими объекты интеллектуальной собственности, соглашения для передачи этих прав соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (пункт 2 статьи 1298, пункт 3 статьи 1373 ГК РФ). При этом работнику, непосредственно создавшему объект интеллектуальной собственности, должно быть выплачено вознаграждение (пункт 5 статьи 1298, пункт 7 статьи 1373 ГК).
Федеральный закон от 22 декабря 2020 года N 456-ФЗ "О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2022 года, вводит дополнительные правила определения принадлежности прав на получение патента и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта (новая статья 1240.1 ГК РФ). Вместе с тем, как и в действующей редакции ГК РФ, общим остается правило о сохранении прав на получение патента или исключительных прав за исполнителем контракта (пункт 1 статьи 1240.1 ГК РФ), тогда как другие лица могут становиться правообладателями в специально поименованных в законе случаях. Такой подход признается обоснованным, поскольку именно исполнитель обеспечивает возникновение РИД, вследствие чего он должен быть экономически заинтересован, в том числе и посредством предоставления ему исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, возникшие при исполнении государственного или муниципального контракта.
В положениях ГК РФ, определяющих правообладателя и основания приобретения им исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, отсутствуют какие-либо изъятия в отношении бюджетных учреждений. Это дает основания для вывода о том, что бюджетные научные и образовательные учреждения, подобно иным лицам, исполняющим государственный или муниципальный контракт, могут становиться правообладателем исключительных прав, действуя в качестве исполнителя по государственному и муниципальному контракту.
Принятие Законопроекта обеспечит бюджетным научным и образовательным учреждениям не только расширить возможности по коммерческому использованию создаваемых ими РИД, но и более эффективно управлять принадлежащей им интеллектуальной собственностью, включая случаи распоряжения исключительными правами при утрате объектом интеллектуальной собственности коммерческой значимости.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации |
А.В. Омельчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.