Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 07.02.2022 г.)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2003, N 2, ст. 160; 2021, N 27, ст. 5171) следующие изменения:
1) статью 18 признать утратившей силу;
2) дополнить статьей 182 следующего содержания:
"Статья 182. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства
1. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее соответственно - моряк и трудоустройство за границей моряков) - деятельность, направленная на предоставление услуг, связанных с поиском для моряков рабочего места на судне, плавающем под флагом иностранного государства, а также процедурами подбора и направления к судовладельцу моряков, с учетом предъявляемых судовладельцем требований к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности) или должности), уровню профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы, оформления и обеспечения в установленных законодательством случаях и порядке компенсации морякам денежного ущерба.
2. Деятельность по трудоустройству за границей моряков осуществляется юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, прошедшими аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности (далее - аккредитованное юридическое лицо), проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Порядок аккредитации юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков, утвержденный Правительством Российской Федерации, должен включать в себя в том числе порядок аккредитации, а также порядок приостановления или отзыва аккредитации, продления аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных юридических лиц и предоставления сведений, содержащихся в реестре.
4. Требованиями аккредитации юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков являются:
1) наличие у юридического лица принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления аккредитуемой деятельности;
2) наличие в штате юридического лица работника и руководителя, имеющих документ о высшем профессиональном образовании в области морского транспорта, а также стажа работы на морском судне не менее 1 года для работника, не менее 5 лет - для руководителя;
3) выполнение юридическим лицом следующих требований:
отказ от принятия каких-либо мер, направленных на то, чтобы препятствовать морякам в получении рабочего места, на которое они имеют право в соответствии со своей квалификацией;
исключение возможности оплаты моряками прямо или косвенно комиссионных или иных издержек, связанных с трудоустройством либо предоставлением рабочего места, кроме расходов, которые моряк несет в связи с получением удостоверения личности моряка и мореходной книжки и прохождением медицинского осмотра;
ведение и поддержание в актуальном состоянии списка трудоустроенных моряков, обеспечение доступа к указанному списку органа, осуществляющего аккредитацию, или его уполномоченного территориального органа;
информирование моряков об их правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, ознакомление с содержанием трудовых договоров перед приемом на работу и подписанием трудового договора, а также передача морякам экземпляра подписанного ими трудового договора;
трудоустройство моряков с учетом квалификации, необходимой для занятия соответствующей должности на судне и подтверждаемой квалификационными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение соответствия трудовых договоров действующему законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора между судовладельцем и представителями моряков (при его наличии);
удостоверение в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту;
рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации жалоб в отношении своей деятельности и принятие мер по указанным жалобам, а также информирование аккредитующего органа обо всех неурегулированных спорах по жалобам;
компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения аккредитованным юридическим лицом своих обязательств перед моряками, посредством заключения аккредитованным юридическим лицом договора страхования либо обеспечения исполнения обязательств способом, предусмотренным главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации;
компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения судовладельцем своих обязательств перед моряками, в соответствии с трудовым договором. При этом способ и размер компенсации морякам денежного ущерба устанавливаются аккредитованным юридическим лицом по согласованию с судовладельцем, на суда которого осуществляется трудоустройство моряков.
5. Днем аккредитации является день внесения соответствующей записи в реестр аккредитованных юридических лиц.
6. Аккредитация действует бессрочно.
7. Федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков осуществляется федеральным органом исполнительной власти,на который возложены функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков является соблюдение юридическим лицом обязательных требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 2
В части 13 статьи 136 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188) исключить слова "35,".
Статья 3
Статью 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2014, N 26, ст. 3366; 2016, N 10, ст. 1323; 2018, N 31, ст. 4851) дополнить пунктом 9 следующего содержания:
"9. Аккредитация организаций, осуществляющих деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.".
Статья 4
1. Предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Действие ранее выданной лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, за исключением трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Действие ранее выданной лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, прекращается по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего федерального закона.
4. В течение ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего федерального закона уполномоченные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжают осуществлять проведение оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям для осуществления деятельности по трудоустройству за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, а также федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за оказанием услуг по трудоустройству за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства.
Статья 5
Признать утратившими силу:
1) пункт 35 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5177);
2) пункт 28 части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238; 2017, N 50, ст. 7562; 2018, N 32, ст. 5125; 2019, N 14, ст. 1461; 2021, N 1, ст. 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060);
3) абзац шестой пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4238);
4) пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 160).
Статья 6
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 4 октября 2021 г. N ТГ-П45-13793 подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (далее - проект федерального закона).
Действующее законодательство (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1022 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации") предусматривает лицензирование деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включающую в себя оказание следующих услуг:
трудоустройство за границей граждан Российской Федерации, за исключением трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства;
трудоустройство за границей граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - трудоустройство за границей моряков).
Лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется МВД России.
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. N СА-П12-3936 поддержаны предложения МВД России в части отмены лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, за исключением деятельности по трудоустройству за границей моряков.
Сохранение института регулирование деятельности по трудоустройству за границей моряков обусловлено положениями Конвенции 2006 года о труде и морском судоходстве (далее - Конвенция).
Конвенция допускает различные формы регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков (систему лицензирования или сертификации, либо иную форму регулирования), если трудоустройство за границей моряков осуществляется частными службами подбора и трудоустройства моряков.
В рамках поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 15 июня 2021 г. N ТГ-П-45-7819 проработаны вопросы регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков, в том числе проведены консультации с Международной организацией труда о допустимой и достаточной для соблюдения требований Конвенции форме регулирования указанной деятельности.
По результатам проработки принято решение, что оптимальной формой регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков является аккредитация, которая позволит обеспечить соблюдение требований Конвенции в полном объеме.
Полномочия по осуществлению регулирования деятельности, связанной с трудоустройством за границей моряков, в части подготовки соответствующих нормативных правовых актов, будут осуществляться Минтрудом России, а полномочия по осуществлению аккредитации и соблюдения юридическими лицами требований аккредитации - на Роструд.
Предусмотренные проектом федерального закона требования аккредитации юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков приведены в соответствие с пунктом 5 Стандарта А1.4 Подбор и трудоустройство Конвенции.
Также проектом федерального закона признаются утратившими силу нормы действующего законодательства, регулирующие вопросы лицензирования оказания услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматриваются переходные положения, согласно которым, выдача лицензий на оказание услуг по трудоустройству за пределами территории Российской Федерации прекращается со дня вступления в силу проекта федерального закона.
При этом, в течение полугода со дня вступления в силу проекта федерального закона (на период прохождения заинтересованными организациями аттестации) продолжают действовать лицензии на оказание услуги за по трудоустройству за пределами территории Российской Федерации моряков. На этот же период, соответственно, сохраняется федеральный государственный контроль (надзор) за организациями, оказывающими данную услугу.
Принимая во внимание то, что проектом федерального закона не вводится новый вид регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков, а изменяется форма данного регулирования, принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительной нагрузки (ограничений) на организации, осуществляющие данный вид деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, Конвенции, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.