Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 151 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(подготовлен Минобороны России 11.02.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 151 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее -законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N АН-П4-19074 и в целях исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. N 52-П (далее - Постановление N 52-П), которым признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 11 статьи 15 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), закрепляющий, что при предоставлении жилого помещения в соответствии с Законом членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, размер общей площади предоставляемого жилого помещения определяется исходя из состава семьи военнослужащего на дату его гибели (смерти).
Законопроектом утоняются положения пункта 11 статьи 151 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), в соответствии Постановлением N 52-П.
Кроме этого, вносятся необходимые изменения в пункт 31 статьи 24 Закона, в целях законодательного урегулирования вопроса признания нуждающимися членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, который в период прохождения военной службы не был признан нуждающимися в жилых помещениях, но с учетом детей, рожденных после его гибели (смерти) имел бы основания для признания нуждающимся в жилых помещениях, установленные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с чем представляется целесообразным придание нормативным правовым актам, направленным на исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными норм законодательства, гарантирующих обеспечение граждан жилыми помещениями, обратной силы.
В этой связи статьей 2 законопроекта предлагается закрепить, что действие положений пункта 11 статьи 151 и пункта 31 статьи 24 Закона в редакции законопроекта распространяется на правоотношения, возникшие со дня вступлении в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 405-ФЗ), которым статья 151 Закона была дополнена пунктом 11.
Закрепление указанной статьи в законопроекте полностью соответствует как требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, так и Постановлению N 52-П (пункт 4), согласно которому конституционные принципы справедливости, равенства и соразмерности устанавливают законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), в том числе исходя из даты их рождения, принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и др.
Иными словами, статья 2 законопроекта позволяет полностью восстановить права на жилищное обеспечение детей (рожденных до принятия Постановления N 52-П и вступления в силу законопроекта), которым на основании пункта 11 статьи 151 Закона было отказано в обеспечении жилым помещением либо жилищной субсидией по причине их рождения после гибели (смерти) военнослужащего.
Следует отметить, что признание пункта 11 статьи 151 Закона несоответствующим конституции указывает на то, что данное свойство было ему присуще с самого начала, то есть с даты вступления в силу Закона N 405-ФЗ, а значит права детей, которым было отказано до принятия Постановления N 52-П, должны быть восстановлены в полном объеме.
Положения пункта 11 статьи 151 и пункта 31 статьи 24 Закона в редакции законопроекта безусловно должны распространяться на правоотношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями детей (ребенка) погибшего (умершего) военнослужащего, родившихся (родившегося) после его гибели (смерти), возникшие до дня вступления законопроекта в силу. Это будет полностью отвечать конституционными принципами равенства и справедливости, а также позволит исполнить Постановление N 52-П в полном объеме.
Иной подход повлечет необоснованное разграничение в правах детей погибших (умерших) военнослужащих в зависимости от даты их рождения, что несомненно противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, а равно приведет к ненадлежащему исполнению Постановления N 52-П.
В этой связи также следует отметить, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. прямо указал, что "государство обязано защитить права ребенка", а те семьи, где мама и папа в одиночку воспитывают ребенка "нужно отдельно поддержать".
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иных международных договоров.
Реализация законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.