Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий на приобретение жилых помещений гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма"
(подготовлен Минстроем России 15.02.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий на приобретение жилых помещений гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктом 9 плана-графика подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ), утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным от 26 января 2022 г. N 664п-П49.
Федеральный закон N 436-ФЗ предусматривает установление Правительством Российской Федерации порядка и условий предоставления субсидий на приобретение жилых помещений гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, и не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма.
Исходя из части 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия являются мерой дополнительной поддержки граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, и вводится по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации путем включения такой меры поддержки в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения).
Проектом постановления предусмотрено, что право на получение субсидии (однократно) имеют собственники жилых помещений, расположенные в многоквартирных домах, включенных в программу переселения, в случае подачи заявления в течение действия такой программы.
Условия предоставления субсидии:
- на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у собственника отсутствовали иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в его собственности, либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения;
- на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у собственника и его (ее) супруги (супруга) (в случае режима общей совместной собственности супругов) отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания и находящиеся в их собственности (в том числе долевой или совместной), или занимаемые на условиях социального найма;
- доход собственника и его (ее) супруги (супруга) (в случае режима общей совместной собственности супругов) и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, который позволяет указанным лицам приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств.
Субсидия не предоставляется гражданам, которые после вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования.
В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление субсидии осуществляется в отношении только одного жилого помещения.
Субсидия на приобретение жилого помещения может быть использована для:
- оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома);
- оплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого в муниципальную или государственную собственность жилого помещения, входящего в аварийный жилищный фонд, и жилого помещения, предоставляемого взамен по договору мены;
- оплаты цены договора участия в долевом строительстве, предметом которого является жилое помещение;
- оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома.
В случае приобретения гражданином жилого помещения с использованием кредитных (заемных) средств банка или иной организации допускается использование субсидии в целях:
- уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения;
- погашения основного долга (части основного долга) и уплаты процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения, обязательство по которому возникло после включения многоквартирного дома, в котором расположено изымаемое жилое помещение в программу переселения.
Не допускается использование субсидии на уплату штрафов, комиссий, пеней за нарушение обязательств по кредитному договору (договору займа).
Субсидия не может быть использована на приобретение жилого помещения у супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер.
Приобретаемое с использованием субсидии жилое помещение должно соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение находится в доме, введенном в эксплуатацию не более чем за десять лет до года предоставления субсидии;
- в отношении жилого помещения отсутствует решение о признании его непригодным для проживания, и в отношении многоквартирного дома, в котором находится приобретаемое жилое помещение, отсутствует решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, на территории которого планируется приобрести жилое помещение.
Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней осуществляет рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов, поданных гражданином, и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии, оформляемое в письменном виде (в случае отказа в предоставлении субсидии в решении указываются причины отказа).
Основания для отказа в предоставлении субсидии:
- несоответствие заявителя требованиям о подаче заявления в течения действия программы переселения;
- непредоставление или предоставление не в полном объеме сведений,
- недостоверность сведений, содержащихся в предоставленных заявителем сведениях.
Заявитель вправе повторно подать заявление в уполномоченный орган после устранения причин отказа.
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии оформляет и заключает с заявителем соглашение о предоставлении субсидии и предоставляет субсидию в течение 30 рабочих дней со дня представления заявителем заключенных договоров.
Анализ правоприменительной практики не проводился.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Положения проекта постановления полностью соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой изменение установленных целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.