Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбрососв загрязняющих веществ"
(подготовлен Минприроды России 01.03.2022 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 14 декабря 2021 года N Пр-2519 (далее - Поручение).
В соответствии с Поручением Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации предложено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:
необходимость оснащения системами автоматического контроля выбросов приоритетных загрязняющих веществ стационарных источников выбросов таких веществ, расположенных на квотируемых объектах (подпункт "а" пункта 3 Поручения);
введение режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в части соблюдения обязательных требований, направленных на обеспечение охраны атмосферного воздуха и достижение установленных квот выбросов(подпункт "б" пункта 3 Поручения).
Создание систем автоматического контроля предусмотрено статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Оснащать стационарные источники выбросов или сбросов такими системами обязаны владельцы объектов I категории в рамках организации производственного экологического контроля. При этом контролируются выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 428-р.
Правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262. Информация о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, полученная с помощью систем автоматического контроля, передается в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 67 Закона N 7-ФЗ срок создания систем автоматического контроля на объектах I категории не может превышать четыре года со дня получения или пересмотра комплексного экологического разрешения.
В целях выполнения Поручения об оснащении источников выбросов на квотируемых объектах системами автоматического контроля законопроектом предлагается дополнить статью 67 Закона N 7-ФЗ положениями об установлении особенностей и сроков создания систем автоматического контроля на квотируемых объектах I, II и III категории Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" (далее - Закон N 195-ФЗ).
Также предусмотрено закрепление в Законе N 195-ФЗ положений об оснащении системами автоматического контроля источников выбросов приоритетных загрязняющих веществ, для которых установлены квоты выбросов и которые расположены на квотируемых объектах.
Статья 11 Закона N 195-ФЗ дополняется положениями о сроках создания систем автоматического контроля на квотируемых объектах в соответствии с Поручением, а именно, до 31 декабря 2022 года 12 городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов и в течение одного года после утверждения перечня квотируемых объектов для территорий, дополнительно включаемых в эксперимент.
Под постоянным государственным контролем (надзором) понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора) и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на соответствующих объектах.
В целях исполнения Поручения об обеспечении внесения в законодательство Российской Федерации изменений необходимо законодательно закрепить возможность установления режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах, относящихся к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Общие положения осуществления постоянного государственного надзора определены в статье 97 главы 18 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), устанавливающей специальные режимы государственного контроля (надзора).
Такой режим в соответствии с пунктом 2 статьи 97 Федерального закона N 248-ФЗ может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора.
Учитывая, что установленный Федеральным законом N 248-ФЗ перечень областей, в которых предусмотрена возможность введения режима постоянного государственного контроля (надзора), ограничен, вносимое законопроектом изменение о возможности введения такого режима при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) позволит распространить его положения на обеспечение охраны атмосферного воздуха и достижение установленных квот выбросов.
Определение объектов постоянного государственного контроля (надзора) производится в соответствии с федеральным законом о виде контроля исходя из наличия на таких объектах повышенных рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или нарушения обязательных требований.
Пунктом 3 статьи 4 Закона N195-ФЗ предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), которые предлагается расширить путем предоставления ему возможности установления режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах, относящихся к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, с момента утверждения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность планов мероприятий по достижению квот выбросов.
Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1096, предусмотрена система оценки и управления рисками при осуществлении государственного экологического контроля. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска причинения вреда (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий) осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании сопоставления их характеристик со специальными критериями.
В соответствии с пунктом 6 правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Соответственно установление режима постоянного государственного контроля (надзора) на квотируемых объектах, относящихся к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска обусловлено тяжестью потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных Законом N195-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемое решение не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию
выбросов загрязняющих веществ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)") в части корректировки положений о порядке осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах, для которых устанавливаются квоты выбросов.
Основание: законопроект.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
Срок подготовки - в течение шести месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам создания систем автоматического контроля и осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ"
Принятие и последующая реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросам осуществления государственного экологического контроля (надзора) при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ" не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.