Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании пункта 4 раздела I плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 3994-р.
Проектом акта предлагается, в частности, уточнить установленные законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг понятия дилерской деятельности, а также деятельности форекс-дилера.
Кроме того, проектом акта предлагается установить правовое основание для аннулирования Банком России ранее выданной коммерческой организации лицензии на осуществление дилерской деятельности.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 23 декабря 2021 г. по 20 января 2022 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/p/123725 (ID проекта: 02/04/12-21/00123725).
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров и ПАО Сбербанк.
Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 11 по 18 февраля 2022 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам рассмотрения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения поступили от саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей форекс-дилеров, ООО ВТБ Форекс, Банк ВТБ (ПАО), Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", АО "ДОМ.РФ".
ПАО Сбербанк и АО "Россельхозбанк" сообщили об отсутствии замечаний и предложений по данным документам.
Неучтенные замечания и предложения указанных выше экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть их на предмет возможности учета при доработке проекта акта.
По итогам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что в отношении указанных документов процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 проекта акта предлагается изменить редакцию первого предложения пункта 9 статьи 4.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
Согласно предлагаемой редакции соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, форекс-дилеру, и размера его обязательств не может быть меньше одного к тридцати*(1).
При этом следует отметить, что разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных им материалах не приведено убедительных обоснований (расчетов, верифицированных статистических данных), подтверждающих необходимость (целесообразность) предлагаемого изменения указанного соотношения. В этих условиях сделать вывод о возможном положительном эффекте от применения предлагаемой меры правового регулирования не представляется возможным.
Кроме того, по мнению Минэкономразвития России и участников дополнительных публичных консультаций, при разработке проекта акта разработчиком не учтены нормы статей 51.2 и 51.2-1 Федерального закона N 39-ФЗ.
В настоящее время клиентами форекс-дилеров являются, как квалифицированные инвесторы, так и неквалифицированные инвесторы, успешно прошедшие тестирование.
В этой связи, а также учитывая предусмотренные пунктом 11 статьи 4.1 Федерального закона N 39-ФЗ меры правовой защиты клиентов форекс-дилеров от потери средств, свыше фактически перечисленных форекс-дилерам, считаем целесообразным рассмотреть вопрос об установлении в проекте акта для каждой из указанных категорий инвесторов отдельных требований к соотношению размера обеспечения, предоставленного физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, форекс-дилеру, и размера его обязательств.
При этом для физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами и успешно прошедших тестирование, возможно предусмотреть, что размер требуемого обеспечения также должен быть не менее предусмотренного пунктом 9.1 статьи 4.1 Федерального закона N 39-ФЗ размера требуемого обеспечения для данной категории клиентов. Для указанной категории клиентов размер обеспечения будет зависеть от волатильности торгуемых инструментов, что уже закреплено Федеральном законе N 39-ФЗ для валютных пар.
Таким образом, считаем, что проект акта в этой части нуждается в доработке.
2. Проектируемой статьей 4 Федерального закона N 39-ФЗ предлагается уточнить понятие дилерской деятельности.
Исходя из предлагаемой проектом акта редакции указанного понятия остается не ясным, следует ли относить к дилерской деятельности для целей Федерального закона N 39-ФЗ:
- совершение сделок, связанных с хеджированием рисков, так как указанные сделки совершаются в том числе организациями, не являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг, для предупреждения возможных финансовых рисков;
- совершение сделок по продаже ценных бумаг, приобретенных залогодержателями при оставлении предмета залога за собой, а также по продаже имущества должника в ходе дела о банкротстве;
- совершение сделок купли-продажи, а также выпуска и погашения векселей.
Учитывая предусмотренное Федеральным законом N 39-ФЗ правовое регулирование указанные виды деятельности, в том числе на рынке ценных бумаг, не должны относиться к дилерской деятельности и, следовательно, должны быть включены в предусматриваемый проектом акта перечень видов деятельности, не относящихся к дилерской деятельности.
3. Используемый в проекте акта термин "финансовая организация" закреплен Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Считаем необходимым уточнить в проекте акта относятся ли к нефинансовым организациям для целей Федерального закона N 39-ФЗ иностранные организации и лица, в том числе иностранные банки, инвестиционные компании, брокеры и т.п.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта и с учетом информации, содержащейся в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
- имеются достаточные обоснования решения обозначенной в сводном отчете проблемы правового регулирования предложенным проектом акта способом;
- в проекте акта содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Согласно действующей в настоящее время редакции первого предложения пункта 9 статьи 4.1 Федерального закона N 39-ФЗ соотношение размера обеспечения, предоставленного физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, форекс-дилеру, и размера его обязательств не может быть меньше одного к пятидесяти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.