Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги"
(подготовлен Минстроем России 20.04.2022 г.)
В Минстрой России ежегодно поступает множество обращений граждан и организаций по разъяснению положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Одной из наиболее острых тем обращений является порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, в особенности ежегодная корректировка платы за коммунальную услугу по отоплению при способе ее оплаты в течение календарного года, а также точность расчетных способов определения размера платы за отопление при выходе прибора учета тепловой энергии из строя.
Также нередко вызывает вопросы порядок предоставления рассрочки внесения платы за коммунальные услуги, предусмотренной в случае превышения размера платы за коммунальную услугу более чем на 25 процентов по сравнению с начислениями за аналогичный расчетный период прошлого года.
Кроме того, на практике имеют место споры, связанные с определением достоверного источника информации о площади жилого дома, площади помещений в многоквартирном доме, необходимых для корректного определения размера платы за коммунальные услуги.
Для решения указанных вопросов разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за коммунальные услуги" (далее - проект постановления), предусматривающий следующие изменения.
Проектом постановления предусматривается повсеместный переход на способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода (за исключением г. Москвы), который должен быть завершен до 1 января 2024 года. Для смягчения перехода на оплату отопления в течение отопительного периода проектом постановления предусмотрен продолжительный период (до 1 января 2024 года), в течение которого региональные органы власти смогут выбрать оптимальное время для перехода. Кроме того, проектом постановления предусмотрена вариативность в выборе даты для начала применения нового порядка оплаты: с начала отопительного периода, либо с начала следующего календарного года.
Для обеспечения готовности исполнителей коммунальных услуг к изменению порядка расчета платы за отопление проектом постановления предусмотрено заблаговременное принятие региональным органом власти решения в отношении всех или отдельных муниципальных образований о переходе: не менее чем за 3 месяца до начала применения нового порядка расчета. Для нивелирования негативных последствий для граждан проектом постановления предусмотрены продолжительный срок, в течение которого гражданам может быть предъявлена корректировка платы за отопление: до 1 июня года, следующего за годом приятия решения о корректировке, а также предоставление гражданам беспроцентной рассрочки на 3 месяца на оплату размера корректировки в заявительном порядке.
Данные изменения позволят уйти от ежегодной корректировки платы за отопление и рассчитываться за фактически потребленный в расчетном периоде объем тепловой энергии, в том числе получая видимый экономический эффект в актуальных начислениях при реализации энергоэффективных мероприятий.
Также проект постановления уточняет порядок расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии в случае выхода прибора учета из строя, предусматривая порядок расчета в размере, максимально приближенном к фактическому объему потребления. В этих целях среднемесячный объем потребления тепловой энергии предлагается рассчитывать исходя из данных потребления конкретного дома за фактическое количество дней наличия отопления с поправкой на фактическую температуру наружного воздуха.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено, что в случае расхождения (противоречия) сведений о величинах площадей помещений в многоквартирном и жилом доме, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), и сведений, представляемых управляющей компанией, приоритет имеют сведения, содержащиеся в ЕГРН.
Таким образом, проект постановления позволит решить имеющиеся острые проблемы правоприменения норм, регулирующих порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению, без кардинального пересмотра действующего регулирования.
Проект постановления не содержит противоречий положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не повлечет за собой негативные социально-экономические и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления содержатся положения, устанавливающие обязательные требования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Реализация проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.