Проект Указания Генеральной прокуратуры РФ "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья"
(подготовлен Генпрокуратурой России 22.04.2022 г.)
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных и военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:
1.1. Активизировать прокурорский надзор за исполнением законов в сфере переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в указанной сфере, обеспечивая оперативное выявление нарушений прав граждан.
Обеспечить в этих целях регулярный сбор статистических данных и анализ их достоверности, в том числе в отношении информации, формируемой по форме федерального статистического наблюдения N 5-жилфонд, утвержденной приказом Росстата от 31.07.2015 N 351, а также содержащейся в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства и автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ".
1.2. На системной основе анализировать деятельность поднадзорных органов в данной сфере, оценивая влияние комплекса принимаемых ими мер на достижение социально значимых результатов.
В ходе реализации надзорных полномочий особое внимание уделять соблюдению органами государственной власти и местного самоуправления требований федерального законодательства при издании нормативных правовых актов, регулирующих указанную область правоотношений. Принимать меры по исключению из них коррупциогенных факторов.
При проведении системного анализа полноты правового регулирования в рамках предоставленных полномочий, в том числе правотворческого характера, обеспечить устранение выявляемых пробелов и коллизий в вопросах расселения аварийного жилого фонда, эксплуатации ветхого и аварийного жилья, способствовать совершенствованию института комплексного развития территорий.
1.3. Уделять повышенное внимание соблюдению бюджетного законодательства при реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления задач по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, предусмотренных федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
В этих же целях проверять выполнение мероприятий государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, и других государственных программ в данной сфере, в том числе при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
При этом давать оценку целевому расходованию бюджетных средств, выполнению условий предоставления финансовой поддержки за счет федерального бюджета.
1.4. При осуществлении надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, посягающих на права граждан и интересы публично-правовых образований в области расселения аварийного фонда, своевременно проверять законность принятых процессуальных решений по итогам доследственных проверок и предварительного расследования. При выявлении нарушений федерального законодательства незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров, прокуроров городов и районов, а также других территориальных и военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в пределах установленной компетенции:
2.1. Регулярно проверять полноту учета аварийного жилищного фонда при формировании и актуализации государственных и муниципальных программ по переселению граждан, их соответствие требованиям Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также исполнение данных программ и их этапов.
Посредством мер прокурорского реагирования добиваться защиты прав граждан, подлежащих переселению. Принципиально реагировать на случаи неразумности намеченных органами власти сроков переселения, их необоснованного переноса, пресекая факты затягивания процесса сокращения непригодного для проживания фонда и отставания от установленных графиков.
В каждом случае неисполнения должностными лицами своих обязанностей, влекущего существенное нарушение прав граждан либо охраняемых законом интересов общества или государства, решать вопрос об инициировании уголовно-процессуальной оценки их бездействия (действий) на предмет наличия признаков халатности или иного уголовно наказуемого деяния.
2.2. Проверяя полноту выполнения государственных и муниципальных программ, давать оценку наличию оснований для учета в качестве расселенной жилой площади помещений граждан, не переселенных в связи с принятием наследства, неизвестностью места пребывания, наличием судебных споров, связанных с выселением или изъятием жилого помещения у собственника, а также по иным причинам.
2.3. Реализуя надзорные функции, обеспечить определение органами власти способа расселения всех признанных непригодными для проживания домов.
2.4. На постоянной основе анализировать причины признания жилищного фонда аварийным, определяя недостатки в организации мероприятий по поддержанию его в надлежащем состоянии, в том числе путем капитального ремонта.
2.5. Систематически оценивать соблюдение порядка работы межведомственных комиссий (их состава), рассмотрения заявлений собственников (нанимателей) о признании домов аварийными, информаций органов контроля о наличии признаков аварийности домов, законность принятых межведомственными комиссиями, органами местного самоуправления решений.
При этом обращать внимание на включение в их состав представителей территориальных подразделений ведомств, указанных в пункте 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
2.6. При получении сведений об аварийности многоквартирных домов незамедлительно инициировать процедуру признания их непригодными для проживания, обеспечивая контроль за вынесением по ее итогам обоснованного решения и его исполнением. Принимать меры в отношении работников уполномоченных структур, своевременно не организовавших указанный процесс.
В случае наличия угрозы жизни и здоровью граждан при проживании и эксплуатации ветхого и аварийного фонда ставить вопрос о его расселении во внеочередном порядке.
2.7. В каждом случае выявления нарушения прав лиц, проживающих в непригодном жилом фонде, ставить перед органами власти вопрос о создании условий для их отселения, в том числе путем создания маневренного жилого фонда.
2.8. Обращать внимание на соблюдение органами местного самоуправления установленного статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации порядка изъятия аварийных жилых помещений у собственников и выплаты им компенсации или предоставления новых квартир, равнозначных ранее занимаемым. Проверять соблюдение порядка оценки жилых помещений, обоснованность выводов об их стоимости.
2.9. Систематически проверять достаточность принятых органами местного самоуправления и военного управления мер к формированию, пополнению и управлению жилищным фондом в соответствии с потребностями в переселении граждан, в том числе своевременность выявления пустующих, занимаемых при отсутствии законных оснований гражданами, используемых нанимателями с нарушением требований закона жилых помещений, их высвобождения и для предоставления нуждающимся лицам.
2.10. Периодически проверять полноту реализации органами власти полномочий по изъятию для муниципальных (государственных) нужд земельных участков, занятых аварийными домами.
2.11. Обеспечить качественный надзор за правомерностью расчета и взимания с граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Пресекать факты неправомерного включения в нее взносов на капитальный ремонт.
2.12. На регулярной основе давать оценку полноте осуществления государственного строительного надзора при возведении жилья для целей переселения граждан, а также его реконструкции, в том числе за соблюдением этапов проведения работ, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов.
2.13. В целях повышения эффективности надзора и борьбы с преступными и коррупционными проявлениями при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья совершенствовать практику прокурорского надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, используя ее результаты при планировании проверочных мероприятий.
2.14. При организации надзорной деятельности учитывать разъяснения, данные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном 29.04.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
2.15. Организовать ведение реестров судебных решений о признании незаконным бездействия органов государственной власти и местного самоуправления с указанием сведений о датах издания и вступления в силу судебного акта, наименования суда, органа власти, не принявшего необходимых мер по переселению граждан, адресе объекта и количестве проживающих в нем лиц, дате поступления исполнительного документа судебным приставам, номере исполнительного производства, проводимой работе в целях устранения нарушений.
2.16. Систематически проверять полноту принятых органами Федеральной службы судебных приставов мер по принудительному исполнению всех категорий исполнительных документов по гражданским (арбитражным) делам в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
2.17. Исключить формальный подход к поддержанию исков (заявлений, административных исковых заявлений) в суде, а также рассмотрению вопроса о предоставлении ответчику отсрочки исполнения решения суда.
Активно использовать полномочия по заявлению ходатайств о вынесении судом частных определений в адрес допустивших нарушения законодательства должностных лиц и организаций. Контролировать своевременность и полноту исполнения судебных решений, вынесенных по искам (заявлениям, административным исковым заявлениям) прокуроров.
3. Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью, Главному уголовно-судебному управлению, Главному гражданско-судебному управлению, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, Главной военной прокуратуре, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам не реже одного раза в полугодие анализировать состояние законности и обобщать результаты надзорной деятельности на данном направлении.
Информацию о результатах проводимой работы отражать в докладной записке, предусмотренной пунктом 9 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере".
Главному управлению и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам обобщенную информацию о результатах работы правоохранительных органов в субъектах Российской Федерации по противодействию преступлениям, совершенным в данной области правоотношений, дополнительно направлять к 10 февраля и 10 августа в Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью.
4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства и Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью изучать поступившие докладные записки и информации, использовать содержащиеся в них сведения для подготовки аналитических материалов.
5. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым его содержание довести до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор Российской Федерации |
И.В. Краснов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.