Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 24.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования системы управления Северным морским путем (далее - СМП), в том числе порядка организации плавания судов в акватории СМП, включающего выдачу разрешений на плавание судов в акватории СМП.
Законопроектом для формирования единого центра управления судоходством в акватории СМП на базе подведомственного Госкорпорации "Росатом" федерального государственного бюджетного учреждения и консолидации основных функций и полномочий, необходимых для реализации принципа "одного окна" по развитию и устойчивому функционированию СМП, координации и взаимодействия заинтересованных органов государственной власти и организаций, предусматривается внесение изменений в статью 5.1 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - Кодекс) и статью 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Закон о Корпорации), в соответствии с которыми Госкорпорация "Росатом":
определяет подведомственное федеральное государственное бюджетное учреждением, уполномоченное на выдачу, приостановление, возобновление, прекращение действия разрешения на плавание в акватории СМП;
организует мониторинг за движением судов в акватории СМП;
организует мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории СМП;
содействует в организации проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором в акватории СМП, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
создает координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных государственных органов и заинтересованных организаций, в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
Кроме того, в целях наделения Госкорпорации "Росатом" от имени Российской Федерации функциями учредителя и полномочиями по осуществлению прав собственника имущества в отношении федерального государственного бюджетного учреждения, которое будет уполномочено на выдачу, приостановление, возобновление и прекращение действия разрешений на плавание в акватории СМП, законопроектом предусмотрено внесение изменений в Закон о Корпорации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5.1 Кодекса в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания, предусматривающий выдачу разрешений на плавание в акватории СМП федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией по согласованию с Госкорпорацией "Росатом" или подведомственной ей организацией.
Следует отметить, что указанное разрешение выдается при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории СМП) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории СМП и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
На сегодняшний день правилами плавания в акватории СМП, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1487, предусмотрен только отказ в выдаче разрешений на плавание, что не позволяет в полной мере обеспечить безопасность судоходства по СМП с учетом климатических изменений в условиях повышения интенсивности судоходства по СМП, увеличения размеров и грузовместимости судов, продления сроков навигации на СМП.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается предусмотреть возможность приостановления и возобновления действия разрешения на плавание в акватории СМП, а также прекращения действия такого разрешения в случаях несоблюдения вышеуказанных требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов.
В целях синхронного развития и устойчивого функционирования национальной арктической транспортной коммуникации Российской Федерации, связывающей порты азиатской и европейской частей Российской Федерации, формирующейся на базе СМП, образующей единое транспортно-логистическое пространство, законопроектом предлагается дополнить полномочия Корпорации полномочиями разрабатывать предложения по формированию государственной политики, включая научно-техническую, инвестиционную и структурную политику по развитию и устойчивому функционированию инфраструктуры, направленной на развитие СМП и расположенной в прилегающих к СМП территориях и акваториях.
Необходимо отметить, что законопроект не изменяет требований безопасности мореплавания и не оказывает влияния на выполнение международных обязательств Российской Федерации, поскольку утверждение стандартов безопасности в отношении мореплавания, а также осуществление контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В целях синхронизации Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и Закона о Корпорации, законопроектом предусматривается дополнение полномочий Госкорпорации "Росатом" полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета (часть 6 1 статьи 6 Закона о Корпорации).
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроектом не вводятся новые требования, и не меняются ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации требования, которые связаны
с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Аналогичных по своему содержанию проектов федеральных законов на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.