Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях"
(подготовлен Минэкономразвития России 28.04.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца четвертого части первой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 января 2019 г. N Пр-38ГС и пунктов 3, 8, 11 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 18 января 2019 г. N ТГ-П44-349 (далее - перечень поручений N ТГ-П44-349).
1. В статьях 1 и 2 законопроекта предлагается ввести нормы, направленные на совершенствование системы отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) (пункт 8 перечня поручений N ТГ-П44-349).
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) и в Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Так, в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 82-ФЗ общественные объединения предоставляют ежегодный отчет о своей деятельности, как и любая другая некоммерческая организация, в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения в соответствии с приказом Минюста России об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций. Соответственно, требование о ежегодном информировании органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, является избыточным.
Синхронизируются положения, в соответствии с которыми благотворительные организации представляют отчетность в Минюст России в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" N 7-ФЗ.
2. Статьей 3 предполагается внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части повышения открытости информации о предоставлении финансовой поддержки СОНО - получателям поддержки за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В целях обеспечения открытости информации об оказании финансовой поддержки СОНО сведения об оказании финансовой поддержки будут размещаться на едином портале бюджетной системы Российской Федерации. Ведет портал Министерство финансов Российской Федерации.
3. Внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) обеспечивает предоставление возможности использовать в целях поддержки СОНО инфраструктуру, созданную для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 11 перечня поручений N ТГ-П44-349). Это позволит обеспечить экономию бюджетных средств, исключив необходимость создания дублирующей инфраструктуры финансовой поддержки некоммерческих организаций.
Статьей 4 законопроекта предлагается распространить на СОНО меры поддержки, предоставляемые организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая поддержка включает предоставление поручительств и независимых гарантий региональными гарантийными организациями, предоставление микрозаймов микрофинансовыми организациями предпринимательского финансирования, консультационную поддержку. Данное право будет предоставлено через введение дополнительной статьи 14.2 в Федеральный закон N 209-ФЗ.
Изменения, которые вносятся в Федеральный закон N 209-ФЗ, предусматривают возможность предоставления СОНО мер поддержки организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках средств целевого финансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников и не затрагивают деятельность непосредственно субъектов МСП.
Указанные изменения предусмотрены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы" (пункт 5 раздела 1 плана мероприятий) в целях оказания поддержки и расширения доступа СОНО к предоставлению социальных услуг населению: "5. Подготовка проекта Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 311 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части введения норм, предусматривающих дополнение существующих форм поддержки СОНО такими видами поддержки, как субсидирование юридических лиц в целях обеспечения предоставления ими поручительств и независимых гарантий СОНО, микрозаймы микрофинансовых организаций".
Положения законопроекта, предоставляющие возможность использования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях предоставления поручительств, независимых гарантий, микрозаймов СОНО, устраняют ограничения на использование в этих целях уже имеющейся инфраструктуры, тем самым способствуя экономии бюджетных средств, исключая необходимость создания дублирующей инфраструктуры финансовой поддержки некоммерческих организаций.
Определение в законодательстве таких форм поддержки упростит возможность СОНО привлекать необходимые средства на этапах, требующих осуществления авансового финансирования для организации предоставления соответствующей услуги, с последующим возвратом заемных средств после получения возмещения.
При этом учет бюджетных ассигнований, выделяемых на любые цели для СОНО (консультации, предоставление гарантий и поручительств и другие) и для субъектов малого и среднего предпринимательства, будет проводиться раздельно.
Механизм предоставления поручительств, независимых гарантий, микрозаймов СОНО предполагает, что средства на указанные цели будут выделяться из программ поддержки СОНО субъектов Российской Федерации в случае, если такое решение принимается. Далее средства перечисляются региональным гарантийным организациям и микрофинансовым организациям, которые, в свою очередь, предоставляют СОНО поручительства, независимые гарантии, микрозаймы.
Принятие законопроекта не приведет к возникновению новых обязательств субъектов Российской Федерации по выделению дополнительных средств на поддержку деятельности СОНО, а предоставит такую возможность.
4. Статья 5 законопроекта предусматривает изменение норм по срокам проведения проверок СОНО, по аналогии со сроками, установленными в отношении субъектов малого предпринимательства (пункт 8 перечня поручений N ТГ-П44-349).
Внесение изменений в Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предполагает распространение указанной нормы на СОНО, соответствующей ограничениям по количеству занятых и объему выручки, так же как это установлено для субъектов малого предпринимательства.
Законопроект не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации. В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного федерального надзора за деятельностью некоммерческих организаций, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.