Проект Приказа Министерства сельского хозяйства РФ "Об утверждении требований к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен Минсельхозом России 10.06.2022 г.)
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 "Об утверждении Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), пунктом 3 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537, пунктом 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983; 2022, N 5, ст. 768), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые требования к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 29 февраля 2028 г.
Министр |
Д.Н. Патрушев |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхозом России
от ____________ N_______
ТРЕБОВАНИЯ
к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
I. Общие положения
1.1. Настоящие требования устанавливают обязательные к выполнению мероприятия для организаций, являющихся правообладателями критически важных объектов водохозяйственного или мелиоративного назначения (далее - КВО), в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - требования).
1.2. Требования применяются к КВО федеральной, региональной и муниципальной категорий в соответствии с Критериями отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам, утвержденными приказом Минсельхоза России от 28 января 2022 г. N 31 и определяют:
порядок проведения оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
достаточность мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО и жизнедеятельности должностных лиц и работников организаций в ЧС;
комплекс мер для каждой категории значимости КВО, направленный на выполнение мероприятий по:
предупреждению возникновения и развития ЧС;
снижению размеров ущерба и потерь от ЧС;
ликвидации ЧС;
по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО, и жизнедеятельности работников этих организаций в ЧС.
Указанные мероприятия осуществляются организациями, осуществляющими эксплуатацию КВО, с учетом специфики деятельности, организационной структуры и условий функционирования КВО.
1.3. Указанные в пункте 2 настоящих требований комплексы мероприятий осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
1.4. Настоящие требования предназначены для применения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также организациями, являющимися правообладателями КВО водохозяйственного или мелиоративного назначения, в отношении которых Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от ЧС.
II. Требования на этапах проектирования и строительства критически важных объектов
2.1. На этапах проектирования и строительства КВО, разрабатываются обязательные для выполнения требования в области защиты населения и территорий от ЧС, основанные на принципе осуществления градостроительной деятельности с обеспечением предупреждения ЧС в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2016, N 27, ст. 4306).
2.2. Комплекс мер по реализации требований на этапе проектирования КВО включает:
проработку вопросов предупреждения ЧС в составе проектной документации, в том числе в составе специального раздела проектной документации;
разработку мероприятий по предупреждению ЧС в проектах строительства с учетом анализа степени риска ЧС;
учет в проекте строительства мероприятий по:
предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства, и снижению их тяжести;
защите от поражающего воздействия источника ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах;
защите от поражающего воздействия источника ЧС в результате опасных природных процессов;
разработку мероприятий по предупреждению ЧС, включающих:
установление перечня опасных производств с определением опасных веществ и их количества для каждого производства (при наличии опасных производств и опасных веществ);
определение зон поражающего воздействия источника ЧС с указанием применяемых для этого методик расчетов;
определение численности и размещения работников проектируемого критически важного объекта, объектов и (или) организаций, которые могут оказаться в зоне поражающего воздействия источника ЧС;
определение численности и размещения населения на прилегающей территории к зоне поражающего воздействия источника ЧС;
решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению выбросов опасных веществ в количествах, создающих угрозу населению и территории (при наличии опасных веществ);
устройство систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
решения, направленные на предупреждение развития и локализацию ЧС, связанных с выбросами (сбросами) опасных веществ (при наличии опасных веществ);
решения по обеспечению безопасности населения при возможных взрывах и пожарах;
устройство систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки производств, представляющих реальную угрозу населению и территории в случае аварии;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в нем работников и возможности управления процессом при аварии;
резервирование источников электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения, а также систем связи;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на проектируемом объекте в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68);
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
решения по системам оповещения о ЧС;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации ЧС;
разработку мероприятий по предупреждению ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных объектах и (или) потенциально опасных объектах, в том числе аварий на водохозяйственных объектах включающих:
определение КВО и коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения ЧС на объекте строительства;
определение зон поражающего воздействия источника ЧС на рядом расположенных КВО, а также водохозяйственных объектов с указанием источника информации или применяемых методик расчетов;
определение численности и размещения людей на проектируемом КВО, которые могут оказаться в зоне ЧС, вызванных авариями на рядом расположенных критически важных объектах;
решения, реализуемые при строительстве проектируемого КВО, по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздействия поражающих факторов;
разработку мероприятий по предупреждению ЧС, источниками которых являются опасные природные процессы, включающих:
определение природно-климатических условий в районе расположения объекта строительства;
проведение необходимых инженерных изысканий с целью оценки частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также установления категории их опасности;
мероприятия по инженерной защите территории КВО, зданий, сооружений и оборудования (при необходимости) от опасных геологических процессов, затоплений и подтоплений, экстремальных ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров;
мероприятия по молниезащите;
решения по системам мониторинга опасных природных процессов и оповещения о ЧС природного характера;
организацию государственной экспертизы в области предупреждения ЧС в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
разработку и утверждение паспортов безопасности КВО.
2.3. Комплекс мер по реализации требований на этапе строительства КВО включает:
защиту работников строительных организаций, строительных производственных баз, складов, временных поселков и других объектов, обеспечивающих строительство от поражающих воздействий ЧС, источники которых находились в зоне до начала строительства;
исключение завоза и размещение на площадке строительства опасных веществ и материалов, предусмотренных технологическими процессами, в том числе для производства испытаний и пробных пусков оборудования, до реализации в полном объеме всех запроектированных мероприятий по предупреждению ЧС;
включение в программу пусконаладочных работ и испытаний на критически важном объекте мероприятий по локализации и ликвидации последствий возможных ЧС, защите работников КВО, населения и территорий;
осуществление пусконаладочных работ, испытаний и приемку КВО в эксплуатацию, а также контроля за:
соответствием проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области защиты населения и территорий от ЧС;
готовностью работников организаций, эксплуатирующих КВО, сил и средств к действиям в условиях ЧС;
соответствием производимых испытаний и проверок утвержденной программе работ;
проведение пусконаладочных работ и испытаний осуществляется только после проверки соответствия квалификационным требованиям и допусков к работе работников, участвующих в локализации и ликвидации аварийных и ЧС;
проведение (с учетом требований законодательства Российской Федерации) тренировок и учений по ликвидации возможных ЧС в результате аварий на этапе ввода КВО в эксплуатацию с задействованием объектовых, территориальных и муниципальных сил и средств ликвидации ЧС, проведение мероприятий по защите работников, населения и территорий;
обеспечение ввода КВО в эксплуатацию только при наличии следующих утвержденных документов:
заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению ЧС проектной документации;
паспорта безопасности КВО.
III. Требования на этапе эксплуатации критически важных объектов
3.1. Комплекс мер по реализации требований на этапе эксплуатации КВО включает:
разработку распорядительных и организационных документов по вопросам предупреждения ЧС;
разработку и утверждение объектовых планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
прогнозирование ЧС;
создание координационных органов (комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации, в полномочия которой входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС);
создание органов управления (структурное подразделение организации, специально уполномоченное на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС);
органов повседневного управления (подразделение организации, обеспечивающее ее деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС);
создание специально подготовленных сил и средств организаций, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС в соответствии с подпунктом "в" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68);
обеспечение готовности созданных в составе организации органов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в соответствии с подпунктом "в" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68);
издание приказа о создании и использовании резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648);
подготовку работников к действиям при ЧС, согласно Положению о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от ЧС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - Положение о подготовке граждан N 1485) в соответствии с подпунктом "в" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68);
сбор, обработку и выдачу информации в области предупреждения ЧС, защиты населения и территорий от их опасных воздействий в соответствии с подпунктом "и" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2006, N 50, ст. 5284);
создание и поддержание в постоянной готовности к применению объектовых систем оповещения в соответствии с подпунктом "г" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2013, N 52, ст. 6969);
выполнение организациями, эксплуатирующими КВО, мероприятий по определению и уточнению показателей риска ЧС техногенного характера с периодичностью не реже одного раза в пять лет или чаще в случаях проведения реконструкций, изменений технологий, увеличении численности работников, изменении требований в области защиты населения и территорий от ЧС, смены организации эксплуатирующей КВО или передачи такого объекта в аренду;
принятие организацией, эксплуатирующей КВО компенсирующих мер в случае выявления при эксплуатации КВО превышения показателей риска ЧС над проектными значениями показателей в соответствии с подпунктом "ж" части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68);
организация и проведение учений и тренировок с работниками организации по защите населения от ЧС, согласно Положению о подготовке граждан N 1485 в соответствии с подпунктом "в" части 1 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2016, N 1, ст. 68).
IV. Требования на этапе ликвидации критически важных объектов
4.1. Комплекс мер по реализации требований на этапе ликвидации КВО включает:
разработку и утверждение плана организации проведения работ по выводу КВО из эксплуатации (ликвидации, реконструкции, капитального ремонта и консервации) по соответствующему проекту, в составе которого предусматриваются мероприятия по предупреждению ЧС;
обеспечение извещения организацией, эксплуатирующей КВО, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления (по месту нахождения КВО в зависимости от категории значимости объекта) о начале работ по выводу КВО из эксплуатации, назначение указанными органами уполномоченных представителей по осуществлению контроля за выполнением мероприятий по предупреждению ЧС при производстве работ;
Разработку мероприятий по предупреждению ЧС рекомендуется выполнять с учетом результатов анализа показателей риска ЧС.
V. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО
5.1. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО федеральной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- организацию мониторинга развития ЧС природного и техногенного характера, обеспечение взаимодействия с МЧС России, Ростехнадзором, Минэнерго России, Росгидрометом по вопросам прогнозирования развития ЧС;
- декларирование безопасности КВО федеральной категории значимости в порядке, установленном законодательством в области безопасности гидротехнических сооружений;
- разработку и осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, смягчение их последствий, защиту КВО федеральной категории значимости, защиту работников организации, эксплуатирующей КВО, и защиту материальных средств;
- осуществление подготовки должностных лиц организаций, эксплуатирующих КВО федеральной категории значимости, в области защиты населения и территорий от ЧС;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО федеральной категории значимости;
- создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения о угрозе ЧС на КВО федеральной категории значимости;
- обеспечение круглосуточного информационного взаимодействия с органами повседневного управления, территориальных и функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
- оперативные действия работников службы эксплуатации КВО федеральной категории значимости по устранению возможных источников возникновения ЧС техногенного характера;
5.2. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО региональной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- организацию мониторинга развития ЧС природного и техногенного характера, Обеспечение информационного взаимодействия с территориальными органами МЧС России, Росгидромета по вопросам прогнозирования развития ЧС;
- декларирование безопасности КВО региональной категории значимости в порядке, установленном законодательством в области безопасности гидротехнических сооружений;
- разработку и осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, смягчение их последствий, защиту КВО региональной категории значимости, защиту работников организации, эксплуатирующей КВО региональной категории значимости, и защиту материальных средств;
- осуществление подготовки должностных лиц организаций, эксплуатирующих КВО региональной категории значимости, в области защиты населения и территорий от ЧС;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО региональной категории значимости;
- создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения о угрозе ЧС на КВО региональной категории значимости;
- обеспечение круглосуточного информационного взаимодействия с органами повседневного управления территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, и функциональных подсистем РСЧС Минсельхоза России;
- оперативные действия службы эксплуатации КВО регионального назначения по устранению возможных источников возникновения ЧС техногенного характера;
5.3. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития ЧС на КВО муниципальной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- организацию мониторинга развития ЧС природного и техногенного характера, Обеспечение информационного взаимодействия с территориальными органами МЧС России по вопросам прогнозирования развития ЧС на КВО муниципальной категории значимости;
- декларирование безопасности КВО муниципальной категории значимости в порядке, установленном законодательством в области безопасности гидротехнических сооружений;
- разработку и осуществление комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, смягчение их последствий, защиту КВО муниципальной категории значимости, защиту работников организации, эксплуатирующей КВО муниципальной категории значимости, и защиту материальных средств;
- осуществление подготовки должностных лиц организаций, эксплуатирующих КВО муниципальной категории значимости, в области защиты населения и территорий от ЧС;
- страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО муниципальной категории значимости;
- создание и поддержание в постоянной готовности специализированных технических средств оповещения и информирования населения о угрозе ЧС на КВО муниципальной категории значимости;
- обеспечение круглосуточного информационного взаимодействия с органами повседневного управления (дежурно-диспетчерскими службами) административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации на территории которых расположен КВО, функциональных подсистем РСЧС Минсельхоза России;
- оперативные действия службы эксплуатации КВО муниципальной категории назначения по устранению возможных источников возникновения ЧС техногенного характера;
VI. Мероприятия по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО
6.1. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО федеральной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- мониторинг обстановки на территории КВО федеральной категории значимости и за ее пределами;
- оповещение работников организаций, эксплуатирующих КВО федеральной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении ЧС и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
- введение режима повышенной готовности для органов управления и сил организации, эксплуатирующей КВО федеральной категории значимости;
- установление уровня реагирования и введение дополнительных мер по защите от ЧС работников организаций, эксплуатирующих КВО федеральной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО;
- информирование работников организации, эксплуатирующей КВО федеральной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО, о порядке действий при возникновении ЧС;
- своевременное обнаружение угроз ЧС техногенного характера на КВО федеральной категории значимости;
- своевременное информирование об угрозе возникновения или возникновении ЧС органов повседневного управления РСЧС, территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, на территории которых расположен КВО федеральной категории значимости, функциональных подсистем Минсельхоза России;
- обучение и отработка действий работников организации, эксплуатирующей КВО федеральной категории значимости по предотвращению ЧС в конкретных условиях обстановки;
- проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) ЧС, работников, находящихся на КВО федеральной категории значимости, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с КВО;
- своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на объекте КВО федеральной категории значимости;
- заблаговременное накопление и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников организаций. эксплуатирующих КВО, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- поддержание в постоянной готовности объектовой системы оповещения о ЧС;
- своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС;
- локализацию зон ЧС;
- экстренную эвакуацию работников и иных граждан, находящихся на территории КВО федеральной категории значимости, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС.
6.2. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО региональной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- мониторинг обстановки на территории КВО региональной категории значимости и за ее пределами;
- оповещение работников организаций, эксплуатирующих КВО региональной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении ЧС и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
- введение режима повышенной готовности для органов управления и сил организации, эксплуатирующей КВО региональной категории значимости;
- установление уровня реагирования и введение дополнительных мер по защите от ЧС работников организаций, эксплуатирующих КВО региональной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО;
- информирование работников организации, эксплуатирующей КВО региональной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО, о порядке действий при возникновении ЧС;
- своевременное обнаружение угроз ЧС техногенного характера на КВО региональной категории значимости;
- своевременное информирование об угрозе возникновения или возникновении ЧС органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен КВО региональной категории значимости, функциональных подсистем Минсельхоза России;
- обучение и отработка действий работников организации, эксплуатирующей КВО региональной категории значимости по предотвращению ЧС в конкретных условиях обстановки;
- проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) ЧС, работников, находящихся на КВО региональной категории значимости, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с КВО;
- своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на объекте КВО региональной категории значимости;
- заблаговременное накопление и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников организаций, эксплуатирующих КВО региональной категории значимости, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- поддержание в постоянной готовности объектовой системы оповещения о ЧС;
- своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС;
- локализацию зон ЧС;
- экстренную эвакуацию работников и иных граждан, находящихся на территории КВО региональной категории значимости, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС.
6.3. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС на КВО муниципальной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- мониторинг обстановки на территории КВО муниципальной категории значимости и за ее пределами;
- оповещение работников организаций, эксплуатирующих КВО муниципальной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновении ЧС и обеспечение их эвакуации в безопасный район;
- введение режима повышенной готовности для органов управления и сил организации, эксплуатирующей КВО муниципальной категории значимости;
- установление уровня реагирования и введение дополнительных мер по защите от ЧС работников организаций, эксплуатирующих КВО муниципальной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО;
- информирование работников организации, эксплуатирующей КВО федеральной категории значимости, и иных граждан, находящихся на территории КВО муниципальной категории значимости, о порядке действий при возникновении ЧС;
- своевременное обнаружение угроз ЧС техногенного характера на КВО муниципальной категории значимости;
- своевременное информирование об угрозе возникновения или возникновении ЧС органов повседневного управления (дежурно-диспетчерских служб) административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации на территории которых расположен КВО муниципальной категории значимости, функциональных подсистем Минсельхоза России;
- обучение и отработка действий работников организации, эксплуатирующей КВО муниципальной категории значимости по предотвращению ЧС в конкретных условиях обстановки;
- проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой возникновения (возникновением) ЧС, работников, находящихся на КВО муниципальной категории значимости, в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с КВО;
- своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от ЧС на объекте КВО муниципальной категории значимости;
- заблаговременное накопление и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников организаций. эксплуатирующих КВО муниципальной категории, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- поддержание в постоянной готовности объектовой системы оповещения о ЧС;
- своевременное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС;
- локализацию зон ЧС;
- экстренную эвакуацию работников и иных граждан, находящихся на территории КВО муниципальной категории значимости, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС.
VII. Мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций на КВО
7.1. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО федеральной категории значимости включает в себя следующие мероприятия:
- введение режима ЧС для органов управления сил и средств организации, эксплуатирующей КВО федеральной категории значимости;
- экстренное реагирование сил и средств ликвидации ЧС на возникновение ЧС в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- обеспечение информационного взаимодействия с органом повседневного управления РСЧС, привлечение консолидированных сил и средств РСЧС для ликвидации ЧС на КВО федеральной категории значимости и последствий ЧС;
- обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
- организация бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- экстренная эвакуация работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС.
7.2. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО региональной категории значимости включает в себя следующий категории значимости;
- экстренное реагирование сил и средств ликвидации ЧС на возникновение ЧС в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- обеспечение информационного взаимодействия с органом повседневного управления территориальной подсистемы субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен КВО, привлечение консолидированных сил и средств территориальной подсистемы РСЧС для ликвидации ЧС на КВО региональной категории значимости и последствий ЧС;
- обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
- организация бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- экстренная эвакуация работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС.
7.3. Комплекс мер по ликвидации ЧС на объектах муниципальной категории уровня значимости включает в себя следующие мероприятия:
- введение режима ЧС для органов управления сил и средств организации, эксплуатирующей КВО муниципальной категории значимости;
- экстренное реагирование сил и средств ликвидации ЧС на возникновение ЧС в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- обеспечение информационного взаимодействия с органом повседневного управления (дежурно-диспетчерских служб) административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации, привлечение консолидированных сил и средств территориальной подсистемы для ликвидации ЧС на КВО муниципальной категории значимости и последствий ЧС;
- обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
- организация бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- экстренная эвакуация работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС.
VIII. Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, и жизнедеятельности работников этих организаций в чрезвычайных ситуациях.
8.1 Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО федерального, регионального и муниципальной категории значимости и жизнедеятельности работников этих организаций в условиях ЧС включает:
- создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения на КВО;
- создание комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций, эксплуатирующих КВО и организация их работы в условиях возникновения ЧС;
- накопление и поддержание в готовности к использованию резервных источников энергоснабжения;
- создание запасов энергоносителей, сырья, строительных материалов, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования организаций, эксплуатирующих КВО, в условиях прерванного материально-технического снабжения;
- подготовка защитных сооружений гражданской обороны для защиты работников и иных граждан, находящихся на территории КВО, от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны";
- организация подготовки к возможной эвакуации работников и иных граждан, находящихся на территории КВО, и особо ценного оборудования;
- осуществление подготовки к проведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты работников и иных граждан, находящихся на территории КВО, и организации, эксплуатирующей КВО;
- создание в организациях, эксплуатирующих КВО, систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
- осуществление подготовки к проведению мероприятий, необходимых для жизнеобеспечения населения, аварийно-спасательных и других неотложных работ.
- мероприятия по жизнедеятельности работников и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации аварий и их последствий включают:
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи с учетом требований приказа МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты";
создание на химически опасных объектах организаций, эксплуатирующих КВО, запасов материалов для нейтрализации разлившихся аварийных химически опасных веществ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;
обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;
разработку и внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;
накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных с учетом требований приказа МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты";
регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, аварийно-спасательными формированиями и работниками организаций, эксплуатирующих КВО.
IX. Порядок проведения оценки готовности организации, эксплуатирующей КВО, к предупреждению и ликвидации ЧС и определения достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования таких объектов и жизнедеятельности работников этих организаций
9.1. Для проведения оценки готовности объекта решением руководителя организации, эксплуатирующей КВО (далее - руководитель организации, эксплуатирующей объект), создается комиссия по оценке готовности к предупреждению и ликвидации ЧС и определению достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организации, эксплуатирующей КВО (далее - комиссия).
9.2 Председателем комиссии может быть назначен руководитель организации, эксплуатирующей КВО или должностное лицо из числа его заместителей.
В состав комиссии рекомендуется включать руководителей подразделений организации, эксплуатирующей КВО и их заместителей, специалистов (экспертов) в области гражданской обороны, пожарной безопасности, инженерно-технических систем и представителей указанной организации, осуществляющих техническую эксплуатацию КВО, а также иных работников указанной организации по решению руководителя, в качестве членов комиссии.
9.3. К работе в составе комиссии, с учетом категории значимости КВО, по согласованию (в рамках межведомственного взаимодействия) могут привлекаться:
в отношении объектов федеральной категории значимости - представители МЧС России, Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по месту нахождения такого объекта;
в отношении КВО региональной категории значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по месту нахождения такого объекта;
в отношении КВО муниципальной категории значимости - представители территориальных органов МЧС России, территориальных органов Ростехнадзора и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, по месту нахождения такого объекта.
9.4 К работе в составе комиссии по оценке готовности КВО всех категорий значимости допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующие квалификацию и опыт работы.
9.5 Оценка готовности КВО включает в себя:
проверку показателей степени риска объекта и методов их определения;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных ЧС;
анализ возможного воздействия на КВО ЧС, возникших на соседних потенциально опасных объектах, инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий и ЧС на КВО;
проверку разработанного и утвержденного на КВО плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
проверку наличия на КВО и работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС, систем и средств, исключающих разгерметизацию оборудования и высвобождение опасных веществ в количестве, способном вызвать образование полей поражающих факторов, в том числе за пределами территории КВО;
контроль выполнения технических решений по защите граждан, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны, и продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического заражения, катастрофического затопления;
анализ состояния и характеристик систем обнаружения взрывоопасных концентраций, контроля радиационной и химической обстановки, обеспечивающих оповещение аварийно-восстановительных подразделений или газоспасательных бригад в соответствии с установленными нормативами (при их наличии);
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в них работников и возможности управления процессом в условиях ЧС;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО при ЧС;
анализ наличия и состояния локальных систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью;
анализ и оценку готовности сил и средств организации, эксплуатирующей объект к локализации и ликвидации возможной ЧС (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений, укомплектованность приборами и оборудованием, подготовка руководителей работников и личного состава аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при ЧС);
оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории КВО, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации ЧС;
анализ выводов декларации безопасности опасных объектов, отнесенных в установленном порядке к КВО, и реализации мер, направленных на уменьшение риска аварий на декларируемом объекте;
проверку распорядительных документов, а также их наличие по размещению резервов финансовых ресурсов для ликвидации возможной ЧС;
проверку распорядительных документов, а также их наличие по размещению резервов материальных ресурсов для ликвидации возможной ЧС;
проверку наличия договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации КВО, максимального размера застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим, юридическим лицам и окружающей природной среде, порядок возмещения ущерба в случае аварии (при необходимости).
9.6 Для оценки готовности КВО к предупреждению ЧС применяются дополнительные требования:
определение класса возможных ЧС при аварии на КВО в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1);
анализ границ зон возможного затопления для рассматриваемых сценариев аварий на КВО;
анализ размеров зон действия вторичных поражающих факторов (от аварий на промышленных объектах, вызванных воздействием волны прорыва на здания и сооружения промышленных объектов в зонах затопления);
анализ возможного количества погибших, пострадавших и численности населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов и возможного вредного воздействия на окружающую среду);
оценка степеней разрушения зданий и сооружений в зонах возможного затопления (с учетом воздействия вторичных поражающих факторов);
оценка величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии КВО;
оценка возможностей по локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении силами объекта;
анализ необходимости привлечения сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к локализации и ликвидации аварий на гидротехническом сооружении.
9.7 Проведение оценки готовности КВО предусматривается с учетом категории значимости объекта с периодичностью:
не реже одного раза в год для КВО федеральной категории значимости;
не реже одного раза в три года для КВО региональной категории значимости;
не реже одного раза в пять лет для КВО муниципальной категории значимости.
9.8 Оценка готовности КВО к предупреждению ЧС оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности КВО к предупреждению ЧС в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении к настоящим требованиям (далее - акт).
Акт составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей КВО. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт хранится в организации, эксплуатирующей КВО.
В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
9.9 По результатам оценки готовности КВО к предупреждению ЧС комиссией формируются выводы о выполнении организацией, эксплуатирующей объекты, по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников этой организации мероприятий, предусмотренных комплексами мер, предусмотренными разделами II - VIII настоящих Требований.
Показатели формируются комиссией и содержат итоговое решение "готов" или "не готов" к предупреждению и ликвидации ЧС с учетом следующих возможных значений:
а) "готов" - при выполнении комплексов мер, предусмотренных разделами II - VIII настоящих Требований.
б) "не готов" - при не выполнении одного или нескольких мероприятий, содержащихся в комплексах мер, с учетом категории значимости КВО, предусмотренных разделами II - VIII настоящих Требований.
9.10 В случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 17.1 указанных Требований Комиссия устанавливает срок для устранения выявленных нарушений требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
9.11 Выполнение настоящих Требований, а также соблюдение законодательства Российской Федерации в части защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера позволят обеспечить достаточность мер по устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих КВО.
Приложение
к Требованиям к критически
важным объектам всех форм собственности
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
Рекомендуемый образец
________________________ |
|
"___" |
|
___________ |
20 |
г. |
|
(место составления акта) |
|
(дата составления акта) |
Акт
оценки готовности критически важного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
______________________________________________________________________
(наименование критически важного объекта)
Наименование организации, эксплуатирующей критически важный объект: _____
______________________________________________________________________
Адрес (место нахождения) критически важного объекта: ____________________
Регистрационный номер критически важного объекта: ______________________
Состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
Председатель комиссии: ________________________________________________________;
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)
Члены комиссии:
_________________________________________________________________________________;
(должность работника организации, эксплуатирующей объект, фамилия, имя, отчество (при наличии)
_________________________________________________________________________________;
(должность представителя МЧС России, территориального органа МЧС России, территориального органа Ростехнадзора, органа местного самоуправления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, фамилия, имя, отчество (при наличии)
_________________________________________________________________________________;
(должность представителя специализированной научно-исследовательской, проектной или другой организации, фамилия, имя, отчество (при наличии)
Основание:
_________________________________________________________________________________
(наименование распорядительных документов, утвердивших создание и состав комиссии по оценке готовности критически важного объекта к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, дата утверждения и N распорядительных документов)
В ходе проведения оценки:
выявлены нарушения обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
______________________________________________
______________________________________________________________________;
выявлены факты невыполнения ранее выданных предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний): _________________________ ______________________________________________________________________;
нарушений не выявлено.
Вывод комиссии: ____________________________________________________
______________________________________________________________________.
Приложение:____________________________________________________
______________________________________________________________________.
Председатель комиссии:
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
Члены комиссии:
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
Должность И.О. Фамилия
(подпись)
"____" _____________ 20__ г.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 22, ст. 2640; 2019, N 52, ст. 7981.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.