Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России от 13.02.2022)
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915; 2003, N 2, ст. 160; 2021, N 27, ст. 5171) следующие изменения:
1) статью 18 признать утратившей силу;
2) дополнить статьей 182 следующего содержания:
"Статья 182. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства
1. Осуществление деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее соответственно - моряк, трудоустройство за границей моряков) - деятельность, направленная на предоставление услуг, связанных с поиском для моряков рабочего места на судне, плавающем под флагом иностранного государства, а также процедурами подбора и направления моряков к судовладельцу, с учетом предъявляемых судовладельцем требований к исполнению трудовой функции (работе по определенной профессии (специальности) или должности), уровню профессиональной подготовки и квалификации, опыту и навыкам работы моряков, а также оформления и обеспечения в установленных законодательством случаях и порядке компенсации морякам денежного ущерба.
2. Деятельность по трудоустройству за границей моряков осуществляется юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, прошедшими аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности (далее - аккредитованное юридическое лицо).
3. Аккредитация юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок аккредитации юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков, утверждаемый Правительством Российской Федерации, должен включать в себя в том числе порядок осуществления аккредитации, а также порядок приостановления, возобновления или отзыва аккредитации, порядок ведения реестра аккредитованных юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений.
4. Требованиями аккредитации юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков являются:
1) наличие у юридического лица принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков;
2) наличие в штате юридического лица работника и руководителя, имеющих высшее профессиональное образование в области морского транспорта, подтвержденное документом о высшем образовании, а также стаж работы на морском судне не менее одного года для работника, не менее пяти лет для руководителя;
3) выполнение юридическим лицом следующих требований:
отказ от принятия каких-либо мер, направленных на воспрепятствование моряку в получении рабочего места, на которое он имеет право в соответствии со своей квалификацией;
исключение возможности оплаты моряком прямо или косвенно комиссионных или иных издержек, связанных с трудоустройством либо предоставлением рабочего места, кроме расходов, которые моряк несет в связи с получением удостоверения личности моряка и мореходной книжки и прохождением медицинского осмотра;
ведение и поддержание в актуальном состоянии списка трудоустроенных моряков, обеспечение доступа к указанному списку органа, осуществляющего аккредитацию, или его уполномоченного территориального органа;
информирование моряка о его правах и обязанностях, указанных в трудовом договоре, ознакомление с содержанием трудового договора перед приемом на работу и подписанием трудового договора, а также удостоверение в том, что моряку передан экземпляр трудового договора, подписанного моряком и уполномоченным представителем работодателя;
трудоустройство моряка с учетом квалификации, необходимой для занятия соответствующей должности на судне и подтвержденной квалификационными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение соответствия трудового договора действующему законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора между судовладельцем и представителями моряков (при его наличии);
удостоверение в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту;
рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации жалоб в отношении своей деятельности и принятие мер по указанным жалобам, а также информирование уполномоченного федерального органа исполнительной власти, проводящего аккредитацию, обо всех неурегулированных спорах по жалобам;
компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения аккредитованным юридическим лицом своих обязательств перед моряками, посредством заключения аккредитованным юридическим лицом договора страхования либо обеспечения исполнения обязательств способом, предусмотренным главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации;
компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения судовладельцем своих обязательств перед моряками, в соответствии с трудовым договором. При этом способ и размер компенсации морякам денежного ущерба устанавливаются аккредитованным юридическим лицом по согласованию с судовладельцем, на суда которого осуществляется трудоустройство моряков.
5. Днем аккредитации юридического лица на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков является день внесения соответствующей записи в реестр аккредитованных юридических лиц.
6. Аккредитация юридического лица на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков действует бессрочно.
7. Федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков осуществляется федеральным органом исполнительной власти,на который возложены функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков является соблюдение аккредитованным юридическим лицом обязательных требований, установленных пунктом 4 настоящей статьи. Организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков утверждается Правительством Российской Федерации.".
Статья 2
В части 13 статьи 136 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 24, ст. 4188) цифры "35," исключить.
Статья 3
1. Предоставление лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
2. Действие ранее предоставленной лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, за исключением трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, прекращается со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Действие ранее предоставленной лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, прекращается по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. В течение ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона уполномоченные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации продолжают осуществлять федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства.
Статья 4
Признать утратившими силу:
1) пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 8-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 160).
2) пункт 28 части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4238; 2017, N 50, ст. 7562; 2018, N 32, ст. 5125; 2019, N 14, ст. 1461; 2021, N 1, ст. 57; N 9, ст. 1469; N 15, ст. 2447; N 18, ст. 3060);
3) пункт 35 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5177);
4) абзац шестой пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4238);
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Статья 2 и пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона в части государственного лицензионного контроля (надзора) за оказанием услуги по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 4 октября 2021 г. N ТГ-П45-13793 подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (далее - проект федерального закона).
На морском судне действует законодательство того государства, под флагом которого оно плавает. В случае каких-либо нештатных ситуаций на борту во время рейса, также необходимо будет принимать во внимание и законодательство государства, в порт которого будет заходить судно для разрешения нештатной ситуации. Следовательно, при трудоустройстве для осуществления трудовой деятельности на иностранное судно моряк находится в достаточно уязвимом положении с точки зрения защиты его трудовых прав и обеспечения его безопасности.
Исходя из этого полагаем, что работа частных служб занятости, занимающихся трудоустройством моряков на иностранные суда и оказывающих им консультации, должна контролироваться со стороны государства.
Законодательство Российской Федерации (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1022 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации") предусматривает лицензирование деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, включающей в себя оказание следующих услуг:
трудоустройство за границей граждан Российской Федерации, за исключением трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства;
трудоустройство за границей граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - трудоустройство за границей моряков).
Лицензирование указанной деятельности осуществляется МВД России.
В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. N СА-П12-3936 поддержаны предложения МВД России в части отмены лицензирования деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, за исключением деятельности по трудоустройству за границей моряков.
Сохранение института регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков обусловлено положениями Конвенции 2006 года о труде и морском судоходстве (далее - Конвенция).
Конвенция допускает различные формы регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков (систему лицензирования или сертификации либо иную форму регулирования), если трудоустройство за границей моряков осуществляется частными службами подбора и трудоустройства моряков.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 15 июня 2021 г. N ТГ-П-45-7819 проработаны вопросы регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков, в том числе проведены консультации с Международной организацией труда (МОТ) о допустимой и достаточной для соблюдения требований Конвенции форме регулирования указанной деятельности.
По данным МОТ, полученным в рамках проработки, в странах, ратифицировавших Конвенцию, приняты различные системы регулирования деятельности частных служб подбора и трудоустройства моряков (ЧСПТМ), отличающиеся друг от друга в зависимости от конкретных национальных условий. Во многих из них существует система лицензирования ЧСПТМ. В других используются системы сертифицирования. Такие системы могут представлять особый интерес, если служба действует в стране, не ратифицировавшей Конвенцию.
По результатам проработки принято решение о том, что оптимальной формой регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков является аккредитация, которая позволит обеспечить соблюдение требований Конвенции в полном объеме.
В рамках проработки вопроса изменения формы контроля Российским профессиональным союзом моряков отмечалась необходимость сохранения всех существующих требований, предъявляемых к деятельности держателя лицензии, а также осуществления полномочий по контролю за такой деятельностью.
Полномочия по осуществлению регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков в части подготовки соответствующих нормативных правовых актов предполагается возложить на Минтруд России, а полномочия по осуществлению аккредитации и контролю за соблюдением юридическими лицами требований аккредитации - Рострудом.
Предусмотренные проектом федерального закона требования аккредитации юридических лиц на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков приведены в соответствие с Конвенцией (пункт 5 Стандарта А1.4 Подбор и трудоустройство).
Принимая во внимание положения Стандарта А1.4 Подбор и трудоустройство Конвенции, предусматривающего, что система лицензирования или сертификации, либо иной формой регулирования деятельности частных служб подбора и трудоустройства моряков применяются в отношении услуг по подбору и трудоустройству, оказываемых какой-либо организацией моряков на территории государства-члена, в целях укомплектования судов, плавающих под флагом этого государства-члена, в той мере, в которой это признается целесообразными компетентным органом в результате консультаций с заинтересованными организациями судовладельцев и моряков.
Действующим законодательством в целях регулирования деятельности организаций, осуществляющих трудоустройство моряков на суда, плавающие под флагом Российской Федерации, предусматривается ведение органами Роструда реестра трудовых договоров, заключенных при посредничестве организаций по найму и трудоустройству моряков.
Также целесообразно учитывать, что трудовая деятельность на российских судах осуществляется в соответствии с нормами российского трудового законодательства и трудовые права моряков на таких судах защищаются в том числе в рамках государственного контроля (надзора).
Таким образом, применение системы аккредитации для организаций, осуществляющих трудоустройство моряков на суда, плавающие под флагом Российской Федерации, согласно нормам Конвенции, не является обязательным, а введение аккредитации для организаций, осуществляющих трудоустройство моряков на суда, плавающие под флагом Российской Федерации, является излишним.
С учетом вышеизложенного принято решение о применении системы аккредитации только в отношении организаций, занимающихся трудоустройством российских моряков на суда, плавающие под иностранным флагом.
В целях обеспечения соблюдения прав моряков - граждан Российской Федерации при осуществлении ими трудовой деятельности на судне, плавающем под иностранным флагом, а также в целях соблюдения организациями, осуществляющими трудоустройство таких моряков требований, связанных с аккредитацией их деятельности не только на этапе непосредственно процедуры аккредитации, но и в течение всего периода деятельности, проектом федерального закона предусматривается федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением аккредитованным юридическим лицом требований аккредитации на право осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков. Указанный контроль осуществляется Рострудом.
Проектом федерального закона предлагается также признать утратившими силу нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы лицензирования оказания услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Проектом федерального закона предусматриваются переходные положения, согласно которым, выдача лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации прекращается со дня вступления в силу федерального закона.
С учетом положений пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и необходимости принятия подзаконных нормативных правовых актов, определен срок вступления в силу проекта федерального закона - 1 марта 2023 г.
При этом в течение полугода со дня вступления в силу федерального закона (на период прохождения заинтересованными организациями аккредитации) продолжают действовать лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за границей моряков. На этот же период, соответственно, сохраняется федеральный государственный контроль (надзор) за организациями, осуществляющими данную деятельность.
Принимая во внимание то, что проектом федерального закона не вводится новый вид регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков, а изменяется форма данного регулирования, принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительной нагрузки (ограничений) на организации, осуществляющие данный вид деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, Конвенции, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.