Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении методики оценки эффективности расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в Особой экономической зоне в Калининградской области"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.06.2022 г.)
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1946; 2020, N 1, ст. 100), подпунктом 5.3.59 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; 2017, N 5, ст. 800), приказываю:
Утвердить прилагаемую методику оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в Особой экономической зоне в Калининградской области.
Министр |
М.Г. Решетников |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэкономразвития России
от "___"__________ г. N ____
МЕТОДИКА
оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в Особой экономической зоне в Калининградской области (далее - Методика)
I. Общие положения об оценке эффективности налоговых расходов Российской Федерации
1.1. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации, связанных с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в Особой экономической зоне в Калининградской области (далее - налоговые расходы Российской Федерации), осуществляется в соответствии с Правилами формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1946; 2020, N 1, ст. 100) (далее - Правила), а также настоящей Методикой.
1.2. Настоящая Методика определяет совокупность мероприятий, подходов, позволяющих сделать вывод о целесообразности и результативности предоставления льгот резидентам Особой экономической зоны (далее - резиденты ОЭЗ, плательщики) в Калининградской области, связанных с применением специального правового режима Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Калининградской области, исходя из целевых характеристик налоговых расходов Российской Федерации.
1.3. Настоящая Методика используется в отношении следующих налоговых расходов Российской Федерации:
1) пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена пп. 14/п.1/ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации);
2) освобождение от уплаты НДС резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена ст. 9 Федерального закона от 10 января 2006 г. N16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
3) пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ в Калининградской области при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена п. 6,7/ст. 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации);
4) пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ в Калининградской области при зачислении в федеральный бюджет (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена п. 6,7/ст. 288.1 Налогового кодекса Российской Федерации);
5) пониженная ставка налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена п. 3,4/ст. 385.1 Налогового кодекса Российской Федерации);
6) освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины резидентов ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена ст. 9 Федерального закона от 10 января 2006 г. N16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
7) освобождение от уплаты утилизационного сбора в отношении транспортных средств, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории ОЭЗ в Калининградской области (льгота, обуславливающая налоговый расход, предусмотрена абз.5/п. 6/ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
1.4. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации включает в себя оценку целесообразности налоговых расходов Российской Федерации и оценку результативности налоговых расходов Российской Федерации.
1.5. Понятия в настоящей Методике используются в значении, определенном Правилами.
1.6. При проведении оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, указанных в пункте 1.3. настоящей Методики, необходимо исходить из того, что такие налоговые расходы носят стимулирующий характер.
II. Оценка эффективности налоговых расходов Российской Федерации
2.1. Оценка целесообразности налогового расхода Российской Федерации осуществляется по следующим критериям:
- соответствия налогового расхода целям государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 311 (далее - государственная программа).
Налоговые расходы (льготы), указанные в пункте 1.3. Методики, способствуют достижению цели государственной программы - устойчивое функционирование организаций и предприятий региона и стабильность рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 39,5 тыс. рублей к 2025 году (далее - Цель). Для достижения Цели государственной программы предусмотрено решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона.
- востребованность плательщиками предоставленных льгот характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общей численности плательщиков, имеющих право на ее применение, за 5-летний период.
Востребованность плательщиками предоставления льгот () рассчитывается по формуле:
,
где
- численность плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы;
- общая численность плательщиков, имеющих право на применение льготы;
- период расчета от 1 до 5 лет.
2.1.2. Под общим количеством плательщиков для целей настоящей Методики в отношении налоговых расходов, указанных в подпунктах:
- 1-5 пункта 1.3. Методики, понимается количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы с учетом реализуемого резидентом ОЭЗ в Калининградской области инвестиционного проекта. Общее количество плательщиков определяется на основании сведений из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области (далее - Реестр);
- 6 пункт 1.3. Методики, понимается количество плательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и имеющих право на получение льгот. Общее количество плательщиков определяется на основании сведений Федеральной таможенной службы (Калининградской областной таможни);
- 7 пункта 1.3. Методики, понимается количество плательщиков, признанных в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производств и потребления". Общее количество плательщиков определяется на основании сведений Федеральной таможенной службы (Калининградской областной таможни).
В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет.
Налоговый расход, которым обусловлена налоговая льгота |
Общее количество плательщиков |
Источники информации |
Пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ в Калининградской области |
Количество юридических лиц, включенных в Реестр с 1 января 2018 г. |
Реестр |
Пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ при зачислении в бюджет субъекта Российской Федерации |
Количество юридических лиц, включенных в Реестр с 1 апреля 2006 г. |
Реестр |
Пониженная ставка налога на прибыль для резидентов ОЭЗ при зачислении в федеральный бюджет |
Количество юридических лиц, включенных в Реестр с 1 апреля 2006 г. |
Реестр |
Пониженная ставка налога на имущество организаций для резидентов ОЭЗ |
Количество юридических лиц, включенных в Реестр с 1 апреля 2006 г. |
Реестр |
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны |
Количество юридических лиц-резидентов ОЭЗ в Калининградской области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность |
Сведения Федеральной таможенной службы (Калининградской областной таможни) |
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в связи с применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны |
Количество юридических лиц-резидентов ОЭЗ в Калининградской области, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность*(1) |
Сведения Федеральной таможенной службы (Калининградской областной таможни) |
Освобождение от уплаты утилизационного сбора транспортных средств, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны |
Количество юридических лиц-резидентов ОЭЗ в Калининградской области, признанных плательщиками в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 24.1. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производств и потребления" |
Сведения Федеральной таможенной службы (Калининградской областной таможни) |
Численность плательщиков, воспользовавшихся льготами, определяется на основе информации Федеральной налоговой службы (Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области), Федеральной таможенной службы (Калининградской областной таможни).
При проведении оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации пороговое значение, при котором льгота является востребованной, не должно быть менее 50%.
2.1.3. Налоговый расход Российской Федерации признается целесообразным при одновременном соответствии обоим критериям целесообразности.
Если налоговый расход Российской Федерации не соответствует хотя бы одному из вышеизложенных критериев, куратор налогового расхода представляет в Минфин России предложения о сохранении (уточнении, отмене) льготы, обуславливающей налоговый расход Российской Федерации, согласно информации, определенной пунктом 23 Правил.
2.2. Оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации.
В рамках настоящей Методики целевая категория налоговых расходов Российской Федерации определена как стимулирующая. Налоговые расходы Российской Федерации направлены на развитие предпринимательской, инвестиционной, инновационной деятельности и последующий рост поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Оценка результативности налоговых расходов Российской Федерации состоит из:
оценки вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы;
оценки бюджетной эффективности;
оценки совокупного бюджетного эффекта.
2.2.1. Оценка вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей государственной программы.
Оценка вклада налоговой льготы для достижения Цели государственной программы проводится агрегировано.
Для оценки вклада налоговой льготы в решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона сопоставляется значение показателя "Инвестиции резидентов ОЭЗ в Калининградской области в основной капитал" со значением в аналогичном периоде, которое могло бы быть на территории Калининградской области в случае, если бы отсутствовали действующие льготы для резидентов ОЭЗ в Калининградской области.
Для сравнения значений показателей используется следующая формула:
где:
- значение показателя "Инвестиции резидентов ОЭЗ в Калининградской области в основной капитал" в отчетном году с учетом льгот;
- оценка значения показателя "Инвестиции резидентов ОЭЗ в Калининградской области в основной капитал" в отчетном году при отсутствии действующих льгот.
Источником информации для определения значения являются данные годовых отчетов резидентов ОЭЗ в Калининградской области о ходе реализации инвестиционного проекта по форме, утвержденной распоряжением администрации ОЭЗ в Калининградской области от 20.04.2009 N 20-р.
Оценка показателя осуществляется на основании оценки значимости налоговых льгот для деятельности резидентов ОЭЗ в Калининградской области. Для расчета показателя запрашиваются сведения у резидентов ОЭЗ в Калининградской области об оценке объема инвестиций в основной капитал отчетном году при отсутствии действующих льгот.
Перечень резидентов ОЭЗ в Калининградской области определен Реестром на дату отчетного периода.
Оценка вклада налоговых льгот в достижение критерия результативности налоговых расходов эффективна, если вклад налоговых льгот в достижение критерия результативности налоговых расходов имеет положительное значение.
2.2.2. Оценка бюджетной эффективности налогового расхода.
В целях проведения оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, не относящихся к государственной программе, учитываются субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки.
Оценка бюджетной эффективности налоговых расходов проводится агрегировано.
Показатель бюджетной эффективности налогового расхода (налоговой льготы) ( ) рассчитывается как прирост показателя (индикатора) достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же показателя (индикатора) в случае применения альтернативных механизмов, по следующей формуле:
B j= N j - А j
где:
- соответствующий налоговый расход (налоговая льгота);
- общий объем налоговых льгот по j-тому налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение показателя в отчетном году;
- сумма средств федерального бюджета (государственная поддержка), направленная получателям по альтернативному для j-тому налоговому расходу (налоговой льготе) механизму поддержки, обеспечившим достижение показателя в отчетном году. Объем государственной поддержки может определяться как объем предоставленных налоговых льгот, скорректированный на коэффициент, учитывающий расходы на администрирование предоставления мер государственной поддержки.
Бюджетная эффективность признается положительной при достижении отрицательного или нулевого значения.
2.2.3. Оценка совокупного бюджетного эффекта налогового расхода.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) направлена на определение окупаемости налоговых расходов посредством увеличения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от лиц, применивших налоговые льготы, обуславливающие налоговые расходы.
Расчет оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) производится в соответствии с пунктами 19-21 Правил.
2.3. Выводы по результатам оценки эффективности налогового расхода.
По итогам оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации куратором формируются выводы:
о достижении целевых характеристик (критериев целесообразности) налогового расхода;
о вкладе налогового расхода Российской Федерации в достижение цели государственной программы;
о наличии или отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы.
Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, направляются кураторами налоговых расходов в Министерство финансов Российской Федерации, до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта).
Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации и рекомендации по результатам указанной оценки направляются кураторами налоговых расходов в Министерство экономического развития Российской Федерации и ответственным исполнителям государственных программ Российской Федерации ежегодно, до 1 марта.
III. Паспорт налоговых расходов Российской Федерации и рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов.
3.1. Паспорта налоговых расходов Российской Федерации должны содержать информацию, предусмотренную Правилами.
3.2. Все результаты оценки эффективности налоговых расходов должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах. Рекомендации по результатам оценки налоговых расходов Российской Федерации включают в себя обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговых льгот.
-------------------------------------------
*(1) За исключением плательщиков, осуществляющих ввоз подакцизных товаров, товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 186 от 31 марта 2006 г. "О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.