Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
(подготовлен Минобороны России 27.06.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - законопроект) подготовлен целях соблюдения гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории получателей пенсии.
Основанием для разработки законопроекта являются положения Федерального закон от 1 мая 2022 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 136-ФЗ), вступившего в силу с 1 июня 2022 года.
Конституция Российской Федерации (статья 39) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в системе обязательного пенсионного страхования регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), а пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и членов их семей - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I).
Указанными законодательными актами (пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ и пункт "а" части третьей статьи 29 Закона N 4468-I) установлено общее правило, согласно которому нетрудоспособными членами семьи погибшего (умершего) кормильца, имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, считаются его дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, а обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания ими такого обучения (братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей), но не но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста.
При этом детям, братьям, сестрам и внукам погибшего (умершего) кормильца, достигшим на дату окончания обучения 18-летнего возраста, выплата пенсии по случаю потери кормильца прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания обучения.
Отношения в сфере образования регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которым основанием прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из указанной организации, в частности, в связи с получением образования (завершением обучения) (части 1 и 4 статьи 61).
Согласно нормативно-правовому регулированию в сфере образования учебный год в общеобразовательных организациях (школах) заканчивается в июне месяце календарного года, а поступление в образовательную организацию среднего или высшего профессионального образования возможно только в августе месяце, при этом учебный год в этих организациях начинается с 1 сентября календарного года.
В связи с изложенным дети, братья, сестры и внуки погибшего (умершего) кормильца, достигшие возраста 18 лет, в период времени между окончанием обучения в общеобразовательной школе и поступлением в образовательную организацию среднего или высшего профессионального образования, остаются без средств к существованию.
В целях повышения уровня социальной защищенности детей, братьев, сестер и внуков погибшего (умершего) кормильца, получавших пенсию по случаю потери кормильца и достигших совершеннолетия до окончания ими общеобразовательной организации (школы), подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 136-ФЗ внесено дополнение в пункт 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с указанным дополнением к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, имеющим право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, отнесены его дети, братья, сестры и внуки, достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение.
При этом Федеральным законом N 136-ФЗ внесение аналогичных изменений в пункт "а" части третьей статьи 29 Закона N 4468-I не предусмотрено.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (постановления от 3 июня 2004 г. N 11-П, от 16 июля 2007 г. N 12-П, от 27 ноября 2009 г. N 18-П и др.), в сфере пенсионного обеспечения соблюдение гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Учитывая изложенное, законопроектом предусматривается отнести к нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) кормильца из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц, имеющим право на получение пенсии по случаю потери кормильца, назначенной в соответствии с Законом N 4468-I, его детей, братьев, сестер и внуков, достигших возраста 18 лет и завершивших обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 50 Закона N 4468-I.
Действующая редакция статьи 50 Закона N 4468-I предусматривает, что работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (служба), применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Вместе с тем, в настоящее время работа по назначению и выплате пенсий по государственному пенсионному обеспечению (за исключением пенсий, назначаемых в соответствии с Законом N 4468-I) и страховых пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, а не органами социальной защиты населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", частью 6 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, перечни документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения и выплаты пенсии установлены нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом установленные указанными нормативными правовыми актами правила ориентированы на практическую деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации и не в полной мере учитывает специфику деятельности федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), на которых статьей 11 Закона N 4468-I возложены функции по назначению и выплате пенсий лицам, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и их семей.
В связи с этим важное место в системе правового регулирования пенсионного обеспечения указанных лиц должно принадлежать ведомственным нормативным правовым актам, в которых были бы урегулированы вопросы, связанные с особенностями исчисления выслуги лет на пенсию, представления документов, необходимых для назначения пенсии, назначения, исчисления, перерасчета, выплаты и приостановления выплаты пенсий указанным лицам.
Вместе с тем, согласно пункту 4 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23 апреля 2020 г. N 105, если в законодательстве Российской Федерации отсутствуют положения, предусматривающие разработку соответствующим федеральным органом исполнительной власти конкретного нормативного правого акта, либо группы актов в конкретной сфере деятельности, для издания такого нормативного правового акта оснований не имеется.
Внесение изменений в статью 50 Закона N 4468-I позволит привести ее в соответствие с реальной практикой пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и их семей, и законодательно предоставит право федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом N 4468-I, принимать нормативные правовые акты, устанавливающие особенности организации и осуществления работы по пенсионному обеспечению указанных лиц и их семей.
Финансовое обеспечение расходов на выплату в июле - августе календарного года пенсии по случаю потери кормильца детям, братьям, сестрам и внукам погибшего (умершего) кормильца, достигшим совершеннолетия до окончания ими общеобразовательной организации, предусматривается осуществить за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам исполнительной власти (федеральным государственным органам), указанным части первой статьи 11 Закона N 4468-I, на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу, и членов их семей.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроект отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
В соответствии с пунктом 601 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, законопроект не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.