Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(подготовлен ФАС России 27.06.2022 г.)
В рамках реализации пункта 8 раздела XIV Плана мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р (далее - Дорожная карта) ФАС России проведен анализ практики по организации внесения платы и (или) уплаты государственной пошлины за государственные и муниципальные услуги с использованием информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры.
В результате анализа было установлено, что отсутствие единых правил организации приема платы за соответствующие услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры приводит к формированию отрицательных практик, связанных с отсутствием на сайтах органов, оказывающих такие услуги, а также на едином портале государственных и муниципальных услуг и региональных порталах государственных муниципальных услуг доступных и понятных для потребителей сведений о порядке и способах оплаты услуг, применение которых в отдельных случаях может быть обусловлено выбором потребителя определенных способов направления заявки на получение услуги; о наличии или отсутствии возможности взимания комиссионного вознаграждения.
В настоящее время существует несколько сценариев получения государственных и муниципальных услуг, среди которых заказ услуги и ее дальнейшая оплата на официальном сайте органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги, с регистрацией непосредственно на сайте такого органа, заказ и оплата услуги на сайте органа с авторизацией на едином портале государственных и муниципальных услуг, ссылка на сайте органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги, на единый портал государственных и муниципальных услуг для дальнейшего выбора и оплаты услуги.
Отсутствие законодательной обязанности информирования об условиях подключения информационных систем кредитных организаций и иных организаций, оказывающих услуги (участвующих в оказании услуг) по переводу денежных средств, к информационным системам органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, для обеспечения заявителям возможности внесения платы и (или) уплаты государственной пошлины за такие услуги как следствие может приводить к ограничению для граждан выбора организаций для оплаты соответствующих услуг.
Кроме того, у кредитных и иных организаций, оказывающих услуги (участвующих в оказании услуг) по переводу денежных средств, вызывает трудности поиск на официальных сайтах органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, на едином портале государственных и муниципальных услуг и региональных порталах государственных и муниципальных услуг сведений и документации, регламентирующих порядок и условия подключения информационных систем кредитных организаций и иных организаций, оказывающих услуги (участвующих в оказании услуг) по переводу денежных средств, к информационным системам соответствующих органов и (или) государственным информационным системам.
Указанные выводы подтверждены поступающими в ФАС России жалобами от потребителей, а также сообщениями от непосредственных участников рынка, отмечающих необходимость обеспечения прозрачных и недискриминационных условий доступа кредитных организаций к оказанию соответствующих услуг.
Учитывая изложенное, целью проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - законопроект) является установление единых правил организации приема платы в безналичной форме за государственные и муниципальные услуги.
Планируемые изменения будут распространяться на официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также на единый и региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Законопроект направлен на дополнение Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон о государственных и муниципальных услугах) отдельными положениями, связанными с раскрытием сведений о реализуемых способах осуществления оплаты заявителями государственных и муниципальных услуг.
Законопроектом предусмотрено обязательное раскрытие органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также операторами единого портала и региональных порталов государственных и муниципальных услуг информации о способах осуществления оплаты, а также сведений о наличии или отсутствии возможности взимания комиссионного вознаграждения комиссионного вознаграждения на отдельных интернет-страницах официальных сайтов таких органов и порталах, а также в личных кабинетах заявителей.
Помимо подробного информирования заявителей о порядке оплаты соответствующих услуг предполагается установить требования для соответствующих органов, а также единого портала и региональных порталов государственных и муниципальных услуг по раскрытию порядка подключения к информационным системам таких органов и (или) государственным информационных систем.
Прозрачность при организации функционирующих сервисов оплаты на официальных сайтах соответствующих органов, едином портале и региональных порталах государственных и муниципальных услуг должна быть обеспечена путем раскрытия условий подключения информационных систем кредитных организаций и иных организаций, оказывающих услуги (участвующих в оказании услуг) по переводу денежных средств, к информационным системам соответствующих органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, на отдельных интернет-страницах соответствующих сайтов для обеспечения заявителям возможности внесения платы и (или) уплаты государственной пошлины за такие услуги.
Указанные органы и операторы единого портала и региональных порталов государственных и муниципальных услуг на соответствующих страницах своих сервисов должны будут раскрыть все основные условия подключения информационных систем: сведения о проведения отбора (при наличии) кредитных организаций и иных организаций, оказывающих услуги (участвующих в оказании услуг) по переводу денежных средств; перечень документов, которые необходимо представить для подключения; требования, в том числе технические, к осуществлению информационного-технологического взаимодействия информационных систем и другую, необходимую для формирования у соответствующих организаций полного представления о порядке присоединения к информационным системам соответствующих органов и организаций и (или) государственным информационным системам, информацию.
Одновременно, учитывая, что на официальных сайтах органов, оказывающих государственные и муниципальные услуги, на едином портале и региональных порталах государственных и муниципальных услуг могут быть реализованы сервисы по приему платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, таких как, например, штрафы и пени, законопроектом предлагается также распространить соответствующие требования на прием указанных платежей.
Реализация законопроекта приведет к тому, что сервисы оплаты услуг, как реализованные на официальных сайтах органов, оказывающих государственные и муниципальные услуги, так и реализованные на едином портале и в региональных порталах государственных и муниципальных услуг будут функционировать на основании принципов открытости и недискриминационного доступа участников рынка к организации оплаты.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект требует особого порядка вступления в силу ввиду необходимости внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)", а также в связи с необходимостью дальнейшей доработки официальных сайтов соответствующих органов, единого портала и региональных порталов государственных и муниципальных услуг с целью дополнения необходимой информацией.
В связи с малозначительностью трудозатрат, требуемых для реализации законопроекта в части раскрытия сведений, реализация предлагаемых законопроектом изменений будет проводиться в рамках текущего финансирования.
Реализация законопроекта не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.