Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 25.07.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан во исполнение требований части 1 статьи 47 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5270; 2022, N 1 (Часть I), ст. 14) (далее - Закон о рыболовстве).
Проект постановления признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 484 "О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 27, ст. 3286; 2012, N 44, ст. 6026) (далее - постановление N 484) в связи с изменениями, внесенными в часть 1 статьи 47 Закона о рыболовстве Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 445-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проект постановления утверждает правила, которые определяют порядок разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - рыбохозяйственные ПДК, нормативы).
Проект постановления подготовлен с учетом решений, принятых в ходе рабочих совещаний в Федеральном агентстве по рыболовству и в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации,а также с учетом многолетнего опыта работы подведомственных Росрыболовству ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ВНИРО) и ФГБУ ""Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и акклиматизации" (ЦУРЭН), полученного при определении и рассмотрении значений рыбохозяйственных ПДК в соответствии с Методическими указаниями по разработке нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденными приказом Росрыболовства от 4 августа 2009 г. N 695.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что постановлением N 484 не полностью урегулирован порядок разработки, рассмотрения и утверждения нормативов, в том числе - не определены полномочия органов и организаций, традиционно осуществляющих рассмотрение проектов рыбохозяйственных ПДК, разработанных водопользователями, что существенно затрудняет взаимодействие с разработчиками и региональными органами исполнительной власти, впервые планирующими разработку нормативов.
В соответствии с проектом постановления разрабатываются и устанавливаются требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) и привлечения к административной ответственности. В этой связи в адрес Минсельхоза России и Росрыболовства неоднократно поступали запросы водопользователей о разъяснении процедуры разработки, согласования и утверждения рыбохозяйственных ПДК. Многие организации, заинтересованные в разработке региональных рыбохозяйственных ПДК, до настоящего времени отказываются от разработки нормативов в связи с отсутствием понятного порядка (регламента).
Проект постановления предусматривает утверждение рыбохозяйственных нормативов нормативным - правовым актом Росрыболовства, что позволит обеспечить оперативность подготовки нормативных правовых актов, утверждающих рыбохозяйственные нормативы в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания.
Практика разработки и внедрения рыбохозяйственных ПДК, утвержденных в разные годы приказами: Росрыболовства от 18 января 2010 г. N 20, Госкомрыболовства от 28 апреля 1999 г. N 96, Роскомрыболовства от 28.06.1995 N 100, свидетельствует о более высокой оперативности и эффективности согласования, в том числе - межведомственного, и последующего утверждения нормативов.
Большинство рыбохозяйственных ПДК для простых химических веществ, особенно веществ, имеющих как природное, так и антропогенное происхождение, (медь, железо, др. металлы, фосфаты и другие) разработаны рыбохозяйственными организациями в середине 1970х-начале 90-х гг., что вызывает большое количество критических замечаний в ходе согласования проектов нормативов. Региональные рыбохозяйственные ПДК активно разрабатываются лишь в последние годы, благодаря разъяснениям Росрыболовства, представленным на различных дискуссионных площадках с участием бизнес-сообщества.
В этой связи наличие у специалистов профильного подразделения Росрыболовства и подведомственных Росрыболовству учреждений профессиональной квалификации в области гидрохимии и водной токсикологии имеет решающее значение в то время, как роль Минсельхоза России, как показывает практика последних пяти лет, сводится лишь к перенаправлению запросов и предложений органов, уполномоченных в области согласования нормативов, в адрес Росрыболовства и обратно.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта постановления.
Реализация проекта постановления не будет препятствовать в достижении целей и задач государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления,не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
В проекте постановления существуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта постановления будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им на руководство и управление в сфере установленных функций, и не вызовет негативных социально-экономических последствий.
Принятие проекта постановления не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.