Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"
(подготовлен Минприроды России 23.08.2022 г.)
Проект Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор" (далее - проект Указа, Указ N 8) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 29.06.2022 N Пр-1152 в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 07.07.2022 N ВА-П11-11388.
Проектом Указа предусмотрено внесение изменений в Указ N 8 в части расширения целей создания ППК "Российский экологический оператор" - формирование комплексной системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с отходами, пригодными для дальнейшей утилизации (вторичными ресурсами), обеспечение управления указанной системой, предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и использование для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения и участия в реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе в области мониторинга состояния окружающей среды и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Необходимость разработки проекта Указа вызвана тем, что ППК "Российский экологический оператор" привлекается к вопросам, выходящим за пределы её правоспособности, определенной Указом N 8, например, к созданию государственной информационной системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), расчету стоимости ликвидации объектов накопленного вреда, определению способов утилизации отходов производства и потребления, за исключением твердых коммунальных отходов, и другим.
Также с 01.01.2022 ППК "Российский экологический оператор" определена руководителем федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" (далее - ФП "ЭЗЦ"), в рамках которого осуществляется разработка отраслевых программ, предусматривающих применение различных видов отходов, являющихся вторичными ресурсами, в различных сферах - в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в промышленном производстве, в сельском хозяйстве.
Таким образом, цели, на достижение которых направлен ФП "ЭЗЦ", являются более широкими по сравнению с правоспособностью ППК "Российский экологический оператор", установленной пунктом 3 Указа N 8.
Необходимо отметить, что вопросы регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами не представляется возможным рассматривать в отрыве от регулирования вопросов обращения с отходами производства и потребления.
Зачастую на одном объекте инфраструктуры осуществляется деятельность не только в отношении твердых коммунальных отходов, но и иных видов отходов (например, на объектах размещения отходов могут размещаться как твердые коммунальные отходы, так и отходы III-V классов опасности, на объектах компостирования могут утилизироваться как отдельные фракции твердых коммунальных отходов, так и иные виды отходов органического происхождения).
Таким образом, для создания комплексной системы обращения с отходами производства и потребления необходимо проводить анализ и оценку всех образуемых отходов, а также определять возможные способы их удаления в зависимости от состава. Такой подход позволит оптимизировать расходы на создаваемую инфраструктуру, сформировать привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов и снизить стоимость оказываемых услуг.
Комплексный подход к централизации функций и полномочий ППК "Российский экологический оператор" позволит построить эффективную систему регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, включающей обращение как с твердыми коммунальными отходами, так и с иными видами отходов производства и потребления.
Реализация положений, предусмотренных проектом Указа, не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий на субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, показал отсутствие препятствий для реализации положений проекта Указа.
В проекте Указа отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта Указа не повлечёт дополнительных расходов федерального бюджета.
Проект Указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект Указа направлен на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.