Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 4.2 Федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 16.09.2022 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 2 Федерального закона "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2022 N 212-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего, среди прочего, меры воздействия (противодействия), направленные на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации.
Законопроект подготовлен совместно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", направленных на наделение ФНС России и ФТС России полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами, за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций (за исключением субъектов страхового дела), бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, лиц, осуществляющих актуарную деятельность, российских эмитентов эмиссионных ценных бумаг при размещении эмиссионных ценных бумаг, исполнении обязательств по ним и совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах корпоративных действий в отношении своих эмиссионных ценных бумаг, а также российских юридических лиц, имеющих обязательства, связанные с еврооблигациями, при исполнении обязательств перед держателями еврооблигаций, мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" помимо ФТС России, таможенными органами являются региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, на которые могут быть возложены функции по контролю за соблюдением указанных мер (часть 2 статьи 253, часть 4 статьи 254). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, на которые также могут быть возложены функции по контролю за соблюдением указанных мер.
Банк России, в свою очередь, наделяется полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением таких мер кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями (за исключением субъектов страхового дела), бюро кредитных историй, кредитными рейтинговыми агентствами, лицами, осуществляющими актуарную деятельность, российскими эмитентами эмиссионных ценных бумаг при размещении эмиссионных ценных бумаг, исполнении обязательств по ним и совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах корпоративных действий в отношении своих эмиссионных ценных бумаг, а также российскими юридическими лицами, имеющими обязательства, связанные с еврооблигациями, при исполнении обязательств перед держателями еврооблигаций.
Также законопроектом предусматривается установление полномочия ФНС России и ФТС России по направлению запросов документов и информации гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, за исключением подконтрольных Банку России организаций, в рамках контроля за соблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, и обязанности таких граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, представлять указанным федеральным органам исполнительной власти документы и информацию по таким запросам в порядке, определенном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено, что порядок обмена документами и информацией, связанными с осуществлением контроля за соблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, между налоговыми органами и таможенными органами, и Банком России осуществляется на основе заключаемых между ФНС России и ФТС России и Банком России соглашений об обмене такими документами и информацией, которые должны включать сроки предоставления документов и информации.
Одновременно законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в части определения, что положения указанного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного контроля за соблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации.
Во всех иных видах государственного контроля участвует, как правило, один уполномоченный орган, который выявляет нарушения и применяет санкции к нарушителям. Специфика государственного контроля за соблюдением мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, заключается в участии в его осуществлении налоговых и таможенных органов, с одной стороны, и кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, лиц, осуществляющих актуарную деятельность, с другой стороны, а также территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации, которые не являются государственными органами.
Законопроект предусматривает порядок его вступления в силу с 1 июля 2023 г. в связи с необходимостью обеспечить подготовку необходимых постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Банка России и заключения соглашений между ФНС России, ФТС России и Банком России об обмене документами и информацией для реализации норм принимаемого проекта федерального закона.
При подготовке законопроекта проведен анализ практики применения Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и выявлена недостаточность регулирования процедур контроля за соблюдением резидентами мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация положений законопроекта не потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация принимаемого федерального закона будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Аналогичных по содержанию законопроектов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.