Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил инициирования комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 162 и отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. N 1883"
(подготовлен Минобрнауки России 16.09.2022 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил инициирования комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской, о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 162 и отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. N 1883" (далее соответственно - проект постановления, Правила инициирования) разработан Минобрнауки России во исполнение решения Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации, утвержденных пунктом 2.1 раздела II протокола заседания Комиссии по научно-технологическому развитию Российской Федерации от 7 февраля 2022 г. N 1, с учетом письма Аппарата Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2022 г. N 4593-П8, а также в целях приведения Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1439 (далее - Правила предоставления грантов), в соответствии с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492.
Целью разработки проекта постановления является формирование правовых оснований для разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла (далее - комплексные программы и проекты) в формате федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, в порядке, установленном Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 1288, Положение о проектной деятельности).
Так, проектом постановления предлагается:
1. утвердить Правила инициирования и одновременно признать утратившим силу действующие Правила разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных программ и проектов в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 162;
2. внести изменения в Положение о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2018 г. N 16, постановление N 1288 и Правила предоставления грантов.
Как следует из пункта 45 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", (далее - Стратегия) комплексные программы и проекты должны способствовать достижению результатов по приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации, установленных Стратегией. При этом для выполнения комплексных программ и проектов должны быть привлечены необходимые ресурсы и принимаются меры государственной поддержки на всех этапах инновационного цикла - от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок.
Учитывая изложенное, применение при разработке комплексных программ и проектов исключительно порядка разработки федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, предусмотренного Положением о проектной деятельности, без законодательного закрепления особенностей инициирования комплексных программ и проектов, связанных с их непосредственной целью, задачей и составом участников, которые в обязательном порядке должны быть привлечены к формированию комплексных программ и проектов, представляется невозможным.
В этой связи проектом постановления предлагается утвердить Правила инициирования, включающий в себя требования к порядку подачи заявки на разработку комплексных программ и проектов и ее содержанию, а также требования к порядку подготовки предложения о разработке комплексных программ и проектов и его содержанию, подготавливаемого с учетом заявки на разработку комплексных программ и проектов и на основании которого Правительством Российской Федерации принимается решение о разработке комплексных программ и проектов в формате федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, в порядке, установленном Положением о проектной деятельности.
При этом следует отметить, что подготовка, реализация, мониторинг, корректировка и завершение комплексных программ и проектов в формате федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, не наложит никаких ограничений на обязанность Правительства Российской Федерации в части приоритетной реализации комплексных программ и проектов и позволит осуществлять ее в рамках проектной деятельности Правительства Российской Федерации.
В этой связи следует отметить, что, как следует из пункта 3 Положения о проектной деятельности, проектная деятельность - это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений.
Учитывая изложенное подготовка, реализация, мониторинг, корректировка и завершение комплексных программ и проектов в формате федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, будет осуществляться в том числе с учетом масштабности и значимости комплексных программ и проектов.
Одновременно предлагаемыми к утверждению Правилами инициирования предусматривается, что в поручении Правительства Российской Федерации будет определяться федеральный орган исполнительной власти, являющийся ответственным исполнителем за разработку комплексных программ и проектов. При этом, учитывая порядок, предусмотренный Положение о проектной деятельности, руководитель указанного федерального органа исполнительной власти в ходе разработки комплексных программ и проектов фактически будет являться предполагаемым руководителем федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, в формате которого будет осуществляться разработка комплексных программ и проектов в установленном порядке.
Одновременно Правилами предоставления грантов в редакции проекта постановления предусмотрено изменение модели финансирования комплексных программ и проектов на более гибкую с возможностью обеспечения финансирования их реализации со стороны нескольких федеральных органов исполнительной власти.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой нежелательных политических, социально-экономических, финансовых и иных последствий,в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание и реализация проекта постановления не потребуют дополнительных затрат из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Заместитель |
А.В. Омельчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.